В январе 1980 г., в ответ на вторжение советских войск в Афганистан, президент США Джимми Картер объявил о введение санкций против СССР. Первый пакет санкций был чувствительным, но не смертельным для советской экономики. США прекратили выдачу лицензий на продажу высоких технологий в СССР, был ограничен экспорт американских товаров, заморожены все совместные культурные и экономические мероприятия, а советским судам было запрещено заниматься рыбным промыслом в водах США.

В декабре 1981 г. президент Рональд Рейган объявил о введении второго пакета санкций против СССР. Поводом послужило "введение чрезвычайного положения в Польше". Новые санкции затронули электронный и нефтегазовый сектор. Американским компаниям было запрещено поставлять в СССР соответствующее оборудование и технологии. Чуть позже было сделано исключение для ряда договоров, заключенных до введения санкций. Это позволило достроить одну из двух запланированных веток советского экспортного газопровода Уренгой - Помары - Ужгород.

"Интернациональная помощь" Афганистану 1979-1989.

С учетом уже ведущейся войны в Афганистане, СССР не стал использовать для подавления антиправительственных выступлений в Польше полномасштабное военное вторжение по сценарию Венгрии 1956 г. и Чехословакии 1968 г. Вместо этого власть в Варшаве перешла к Военному совету национального спасения, который под управлением СССР и при поддержке советского “Военторга” развязал в стране волну гибридных репрессий. Прямое участие СССР в этих событиях формально не признавалось, что не помешало США ответить введением новых санкций.

Введение военного положения в Польше, 1981-1983.

В июне 1982 г. власти США ужесточили эмбарго, распространив запрет не только на продукцию американских фирм, но и на оборудование, производимое их филиалами за рубежом и иностранными компаниями по американским лицензиям. В ноябре 1982 г. список экспортных ограничений в отношении СССР был дополнительно расширен. Также были введены ограничения на льготное кредитование СССР.

Санкционная политика носила комплексный характер. Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ), включающий 17 западных государств, разработал стратегию "контролируемого технологического отставания", согласно которой техника и технология могли продаваться в социалистические страны не раньше чем через четыре года после их серийного выпуска. Параллельно с технологическими ограничениями, была запущена долгосрочная программа по снижению энергетической зависимости западноевропейских государств от СССР. Сегодня более четверти энергии в Евросоюзе производится из возобновляемых источников.

СССР отреагировал на ограничительную политику Запада традиционными заявлениями о двойных стандартах, несправедливости и абсурдности выдвинутых обвинений. Внутри страны населению объяснили, что санкции это попытка недобросовестной конкуренции со стороны геополитического противника. Действия СССР подавались как зеркальные по отношению к действиям США, а санкции трактовались как попытка ограничить независимую внешнюю политику СССР.

В стране пропагандировалась атмосфера "намсанкциинипочем". С бравурными отчетами о том, как именно мы плевали на западные ограничения. Постепенно антисанкционная политика распространилась на все сферы общественной жизни, включая культуру и спорт. Тем, кто не застал этот период, рекомендую взглянуть на вырезки из советских газет в статье История советской спортивной пропаганды. Удивительно напоминает современную риторику российских государственных СМИ.

Нельзя сказать, чтобы власти СССР не представляли себе долговременные последствия санкционной политики США. Просто там мыслили категориями мировой войны с Западом. В рамках этой войны отказ от силового контроля соседних стран в обмен на отмену санкций не рассматривался в принципе. Это поражение, капитуляция и геополитическая катастрофа, которые нельзя допустить. Вместо этого планировался асимметричный ответ силами советских спецслужб, который в длительной перспективе приводил к поражению Запада.

Подробно подрывную деятельность КГБ в США описывает в своем интервью 1984 года Юрий Безменов. Для тех, кто не знает английский, в интервью есть русские субтитры. Юрий Безменов — специалист советской пропаганды, дезинформации и подрывных действий, сотрудник КГБ, работал под прикрытием Агенства печати "Новости" в посольстве СССР в Индии. В 1970 году бежал в Канаду, где некоторое время жил под другим именем. После того, как КГБ его разоблачило, публично раскрыл некоторую информацию о советской пропаганде и диверсионной деятельности в других странах.

Ниже небольшая цитата из интервью, которая поясняет суть асимметричного ответа СССР в противостоянии с США.


Идеологическая обработка или психологическая война это публичный процесс, который легко проследить. Он означает влияние на восприятие реальности каждого человека таким образом, чтобы несмотря на обилие информации, люди не имели возможности делать разумные выводы, которые соответствовали бы интересам их близких, их ближайшего окружения и родного государства.
Подобные вещи происходят и в США. Когда народ приводит государство к кризису, выбирая правительство, которое задаривает людей обещаниями о земном рае. Если удаётся дестабилизировать экономику, изменить концепцию свободного рынка и создать правительство во главе с "добрым" диктатором, который раздаёт множество обещаний, выполнение которых на самом деле не предполагается, то нет никаких препятствий, чтобы создать иллюзию того, что положение находится под контролем. Взращивается целое поколение людей, которые уверены, что они живут во времена благоденствия и покоя. Вместе с тем, в реальности, США живёт в состоянии постоянной, необъявленной, тотальной войны, а инициатор этой войны это не внешний враг, а всемирная коммунистическая система.

 

СССР пытался уничтожить США до того, как США уничтожит СССР. Никакой иной результат противостояния двух супердержав в Кремле не рассматривали. В прошлый раз победили США, в этот раз есть все шансы взять реванш. Бывшие чекисты действительно так мыслят. Это для них важнее здоровья их близких, благосостояния их ближайшего окружения и интересов родного государства. Вернее, они именно так видели интересы СССР и сейчас видят интересы Российской Федерации. И готовы жертвовать жизнями и благосостоянием собственных граждан ради достижения этих интересов.

КОКОМ принял решение о частичной отмене ограничений на поставку товаров в СССР и страны Восточной Европы в мае 1991 г. До конца этого года перестали существовать СССР, СЭВ и Варшавский Договор. Это не столько результат санкций, сколько плата за попытку советского руководства реализовать утопическую идею, невзирая на цену этой реализации.

 Юрий Христензен