(старая-старая история)
За два предыдущих дня не написал ни слова, ибо не нахожу ничего оптимистичного, чем мог бы хоть немного поднять настроение читателям. Такого состояния не испытывал с 24 февраля 2022 года. Назвать это состояние отчаянием пока еще нет оснований, но и тешить себя надеждой на благополучный исход предстоящих перемен тоже невозможно.
Мы давно привыкли к миропорядку, в котором последнее слово всегда остается за США, не замечая, что всесильной Америке давно надоело носиться по планете с полицейской дубинкой и наводить порядок в тех местах, где намечается очередной срач. Если вспомнить историю, США всегда старались не влезать в чужие свары и делали это лишь в случае крайней необходимости.
Первая мировая война - военный конфликт с участием 38 стран между двумя коалициями государств в Европе (Антанта и Тройственный союз) затронул Ближний Восток, Африку и Азию. 9 миллионов человек погибли в боях, а более 5 миллионов мирных жителей в результате военной оккупации, бомбардировок, голода и болезней. Началась она в июле 1914, а США вступили в нее лишь в апреле 1917 года. Любопытно, что причиной вступления США в эту войну послужила не гибель 128 американцев на британском пассажирском судне «Лузитания», потопленном германской подводной лодкой в 1915 году (американцы это «съели», не поперхнувшись), а перехваченная англичанами "депеша Циммермана" (министра иностранных дел Германии) мексиканскому правительству с предложением союза против США. Лишь после этого Конгресс вынудил тогдашнего президента Вильсона вступить в войну на стороне Антанты. Все это происходило на фоне Мексиканской революции (1910-1917), во время которой возникла реальная угроза принадлежащей американскому бизнесу добыче нефти и газа на территории Мексики и широкая реваншистская кампания по возвращению аннексированного в 1848 году Техаса.
Нечто подобное повторилось и во Вторую мировую войну, в которую не желавшие лезть в чужие «разборки» США вступили только в декабре 1941 года после нападения Японии на американскую военно-морскую базу Пёрл-Харбор на Гавайях. Любопытно, что США объявили войну только Японии, а нацистская Германия и фашистская Италия сами объявили войну США.
Все последующие события нельзя рассматривать вне «холодной войны», которая началась не с «фултонской речи» Черчилля, произнесенной 5 марта 1946 года, а с Московской конференции в декабре 1945 года, когда три министра иностранных дел бывших союзников (США, Великобритании и СССР) в течении 10 дней пытались договориться о послевоенном мироустройстве планеты. Вопросы вывода советских и американских войск из Китая, демилитаризации Японии и европейских сателлитов Германии были решены довольно быстро, а вот проблема разделенной Кореи стала настоящим камнем преткновения. Еще на Ялтинской конференции президент Рузвельт предлагал создать на полуострове единое корейское государство, в котором должны были ужиться друг с другом коммунистический Север во главе с советским ставленником Ким Ир Сеном и националистический Юг Ли Сын Мана. В свою очередь Сталин настаивал на протекторате над разделенной на две части Кореей в течении 20-30 лет. В итоге в Москве остановились на временной оккупации СССР и США полуострова на 5 лет, после чего собрать новую конференцию для решения этого вопроса. Именно с этого и началась та самая «холодная война», о которой первым в статье «Ты и атомная бомба» в британском еженедельнике «Трибьюн» заявил писатель Джордж Оруэлл (он и ввел в обиход сам термин «холодная война». Стоит сказать, что именно Оруэлл определил истинную причину этой войны – появление в ряде стран ядерного оружия может послужить возникновению нескольких противостоящих друг другу лагерей (своеобразных «сверхдержав»), которые поделили бы мир между собой.
Ну, а дальше вы все знаете – началось противостояние в экономике, идеологии, науке и даже культуре вместе со спортом. Периодически «холодная война» переходила в горячую стадию во время локальных инцидентов – война на Корейском полуострове, Вьетнам, Суэцкий и Карибский кризисы…
Бряцание «железными яйцами» продолжалось вплоть до развала СССР в 1991 году. Это было вовсе не противостояние капитализма и коммунизма, о котором нам говорили долгие годы. Идеология в этом халоймесе играла лишь сопутствующую роль в противостоянии различных систем управления обществом – демократии и тирании. В этом плане появление стран «третьего мира», которые никак не могли окончательно определиться в своей «ориентации», было неизбежным. Периодически попадая под влияние двух враждующих между собой лагерей, они постоянно меняли свой вектор развития – революции и государственные перевороты следовали на постоянной основе. Заявить о себе, как о «третьей силе», страны третьего мира смогли лишь после их неформального объединения по религиозному признаку, чего весь остальной мир реально не ожидал.
11 сентября 2001 года был совершен не просто гигантский теракт, уничтоживший башни-близнецы в центре Нью-Йорка, под завалами которых погибло около 3000 человек. Удару подвергся Всемирный торговый центр, символизирующий саму систему отношений всего западного мира. Не имея возможности объявить войну цивилизации в в практических областях (экономики, технологии, науки и т.д.), представляющие тот самый «третий мир» исламисты перевели противостояние в область духовную. Какое-то время весь мир (и США в частности) пребывал в растерянности, после чего началось противостояние реального технологичного мира с иллюзорным духовным. Это был своеобразный Перл-Харбор XXI века, снова заставивший Америку выйти из летаргической самоуспокоенности.
Увы, через 25 лет после этого изрядно уставшая от бесконечных войн на других континентах Америка, возглавляемая дряхлеющими на глазах президентами, стала снова склоняться ко сну, вывести из которого ее сможет лишь нечто страшное, затрагивающее ее непосредственно. Если вспомнить историю, подобные катаклизмы случались постоянно – сначала Первая мировая, затем Вторая, переросшая в «долгоиграющую» войну в Юго-Восточной Азии (Корея, Вьетнам, Лаос, Камбоджа), потом война на Ближнем Востоке, за нею последовали война в Афганистане и «арабская весна», в которой США приняли активное участие. Сейчас разгорается война в Европе, в которой кроме россии засветились Иран КНДР и мелькающие за их спинами «уши» Китая…
5 ноября 2024 года состоятся выборы президента США, главные герои которых явно не тянут на роль блюстителей мирового порядка. Неуравновешенный, но решительный «нарцисс» Трамп и откровенная «блондинка» (не смотря на цвет кожи) Харрис будут противостоять друг другу. По сути, строитель-спекулянт борется с прокурором-общественником. Один известен своим пристрастием к уходу от налогов и любвеобильностью, другая – узкой специализацией на половых преступлениях и борьбой за легализацию каннабиса.
Отношение обоих к надвигающейся мировой войне абсолютно одинаково – сделать все от них зависящее, чтобы в ней не участвовать (победители в двух мировых войнах - Вудро Вильсон и Франклин Рузвельт придерживались той же точки зрения). Просто Трамп выступает за ее «заморозку», а Харрис готова обещать союзникам «золотые горы», но спешить выполнять собственные обещания не будет. Что касается американских избирателей, то здесь все довольно ясно – Трамп (в случае избрания) будет поддерживать видимость борьбы с незаконной миграцией, абортами и «леваками», а Харрис, напротив, всему этому способствовать. Все зависит от самих американцев – хотят они видеть своими соседями по лестничной площадке многодетную семью из Латинской Америки, день и ночь курящую марихуану или предпочитают обходиться без подобного соседства.
А пока вся планета замерла в ожидании будущего, которое (даже если наступит) будет темным и неприятным – в этом можно не сомневаться…
Сергей Стеблиненко