Я слышал о персидском племени каджаров, но в поисках «новых» иностранных генералов императорской армии для своей книги я наткнулся на одну высокопоставленную иранскую особь, вехи биографии которой меня в некотором смысле шокировали.
Звали эту особь, претендовавшую когда то на персидский престол – Бахман Мирза Каджар, по персидски بهمن میرزا; по азербайджански Bəhmən mirzə Qovanlı-Qacar, (1811-1884). Как пишут многочисленные источники – он был персидско-азербайджанским государственным деятелем.
И тут начинаются шокирующие вести… Оказывается, принц Бахман Мирза Каджар был в ранге… персидского фельдмаршала. Ну, ладно, допустим – пусть он и был персидским принцем и фельдмаршалом, ну а причём тут Азербайджан, Карабах, Шуша?
Оказывается, проживая в Персии (Иран), по чьему-то доносу из окружения бывшего тогда персидского Шаха, Бахман Мирза был обвинен в посягательстве на высший престол Персии и посажен в тюрьму. Однако его мать была авторитетной женщиной, которой удалось убедить персидского Шаха в невиновности своего сына, что донос на него был ложным. Бахман Мирза Каджар был освобождён, однако оставался в Персии недолго.
Спустя некоторое время он со своим многочисленным семейством на корабле «Лянкяран» отбыл за пределы Персии. Вначале он проживал в Баку, затем в Шемаха, откуда перебрался в Тифлис, где нашёл прибежище в Кавказском наместничестве российского императора. Бахман Мирза наладил тесные отношения с высшей российской властью, которая была несказанно рада появлению на своей стороне столь высокопоставленной особы, которой была незамедлительно назначена высокая пожизненная пенсия в 6 тысяч червонцев в год и обещано получение местожительства в любой точке России. Такова была, так сказать, плата за предательство. Такой же была методика российской власти по приближению к себе иностранной элиты, особенно военной, практически со всего мира, описанная в книге «Генералитет российской императорской армии иностранного происхождения 1722-1917 г.г.»
В Российской империи за Бахман Мирзой и его потомками официально сохранили титул персидских принцев, который при написании прибавлялся к их именам. На русский манер они титуловались «сиятельствами», а затем по Высочайшему повелению — титулами «светлости».
Для этого персидского принца, передислоцировавшего из Персии в Карабах, а именно в город Шуша, был выстроен великолепный дворец, где содержался гарем из 16 жён. (После армяно-азербайджанского конфликта за обладание Карабахом армяне разрушили это строение). От этих персидских, азербайджанских, курдских и других красавиц у Бахман Мирзы Каджар было 63 детей, из которых мужское потомство из 31 особи дало целых 9 генералов российской императорской армии. Из этих 9 генералов каджаров, шестеро «героически» сражались с северо-кавказскими горцами. Но было бы несправедливо миновать самого производителя этих русских генералов – их отца Бахман Мирза Каджар, к тому же в чине фельдмаршала, который наущал своё потомство.
Деяния этих горе-мусульман описаны в первом томе книги «Генералитет российской
императорской армии иностранного происхождения – участники русско-кавказских войн 1722-1917 гг.», которая готовится к изданию.
Встаёт вопрос – почему этих генералов из каджар я называю горе-мусульманами? Во-первых, как их отца, по следам которого пойдут и сыновья, принца Бахман Мирза Каджара можно назвать мусульманином, если он содержал гарем, пользуясь услугами более 16 жён? Кому как не ему, персидскому принцу, образованному человеку, следовало бы знать, что согласно мусульманской религии ему допустимо иметь лишь 4 жён?
Во-вторых… Может ли настоящий мусульманин воевать против других мусульман, убивая и калеча их? Разумеется нет, ибо это величайший грех перед Всевышним, за который назначена нижайшая степень ада. Но Бахман Мирза Каджар наущал не только своих сыновей, но и всё своё мужское потомство на совершение страшных злодеяний.
Здесь также уместно заметить, что практически все представители каджарской национальности, проживавшие в Азербайджане и Российской империи, в той или степени были связаны со своим прародителем – Бахман Мирза Каджаром, который таким образом являлся их производителем.
А теперь приведём весьма относительный список генералов российской императорской армии из числа каджаров, воевавших против северо-кавказских горцев:
Бахман Мирза Каджар – фельдмаршал Ирана на службе Российской империи;
Акбер Мирза Каджар — российский военачальник, генерал-майор;
Аманулла Мирза Каджар (1857—1937), принц каджарский, генерал-майор;
Риза-Кули-Мирза Каджар (1837-1894), генерал-майор;
Шахрух-Мирза Каджар (1843-1915), генерал-майор;
Шафи-Хан Каджар (1853-1909), генерал-майор;
Эмир Казым Мирза Каджар (1853-1920), генерал-майор.
Встаёт вопрос – а помимо генералов, сколько же всего офицерства и не только российского, так как были также турецкие, персидские офицеры, было в потомстве Бахман Мирзы Каджара? Это чрезвычайно трудный вопрос, потому что лишь одна страница Википедии о Бахман Мирзе Каджаре даёт сведения примерно о 30 офицерах. Ну, а если ознакомиться с другими многочисленными источниками, что практически невозможно сделать, то таковых офицеров наберётся как минимум 100.
В упоминаемой выше книге есть глава «Русские снохи – производители самого дешёвого пушечного мяса». В итоге получается так, что «погонщиками» этого русского «пушечного мяса» являлось большей частью иностранное офицерство, часть которого составляли каджарские офицеры.
Майрбек Тарамов, для Чеченпресс