У правительства Греции кончаются время и деньги. Если оно не сможет достичь соглашения с руководством еврозоны до 24 апреля, возникнет реальная перспектива дефолта Греции.
Такое развитие событий может подтолкнуть Афины к отказу от евро и к возвращению к старой национальной валюте – драхме.
Будет ли дефолт?
Кажется, что все это мы уже проходили, но в Европе растет предчувствие того, что если Греция не согласует с ЕС программу своих экономичсеких реформ, левое правительство "Сиризы" останется без денег.
Проценты по долгам продолжают накапливаться. Греция обязана 20 апреля выплатить 80 млн евро Европейскому центробанку, а 1 мая – 200 млн евро Международному валютному фонду.
Но долг, который больше всего беспокоит ЕС – это 760 млн евро, которые Афины должны заплатить МВФ 12 мая.
Греция стоит перед непростым выбором – либо платить по долгам, либо продолжать выплачивать пенсии и зарплаты в госсекторе. Уже поступают сообщения о том, что правительство Греции безрезультатно просило отложить выплату долга МВФ.
Удержится ли Греция на плаву?
Правительство страны едва справляется, отрицая сообщения о том, что для выплаты долга оно уже использовало бюджетные резервы, отложенные на здравоохранение. Тем не менее, апрельский долг в 448 млн евро Международному валютному фонду Греция выплатила.
Для такой популистской левой партии, как "Сириза", пришедшей к власти на волне всеобщего недовольства жесткими мерами экономии, будет чрезвычайно трудно пойти на отказ от выплаты пенсий, но это решение представляется неизбежным.
С 2010 года Грецию уже дважды вытаскивали их финансовой ямы Евросоюз и МВФ, предоставившие ей кредиты на сумму 240 млрд евро.
Цель переговоров 24 апреля – соглашение о предоставлении Греции нового кредитного транша размером в 7,2 млрд евро. Но даже если Греция его получит, ей вскоре понадобится новый транш размером в десятки миллиардов. Но если программа реформ, представленная Грецией, не удовлетворит кредиторов, никаких кредитов не будет.
Что, если будет дефолт?
Греческие банки уже держатся на кредитах. Они опираются на чрезвычайную поддержку ликвидности (ELA) в размере 74 млрд евро, предоставленную Европейским центробанком.
Если правительство объявит дефолт по кредитам, банки рискуют остаться без поддержки ликвидности ЕЦБ, который поддерживает банковскую систему Греции на плаву.
Вынужденный дефолт может ввести экономику страны в штопор.
Десятки миллиардов евро уже сняты с частных и корпоративных счетов, и новые депозиты могут растаять еще быстрее.
Чтобы остановить утечку денег, правительству, возможно, придется объявить запрет на снятие средств с банковских счетов.
Означает ли это выход из еврозоны?
Будущее Греции в еврозоне выглядит настолько шатким, что британская букмекерская контора William Hill даже прекратила принимать ставки на отказ Афин от евро.
Вынужденный дефолт рассматривается как наихудший вариант, который вытолкнет Грецию из еврозоны.
"Вынужденный дефолт – это когда в закромах пусто, вы прекращаете платить своим сотрудникам и говорите: "Мы тратим все свои ресурсы на оплату больничных счетов", - говорит профессор Иэн Бэгг из Лондонской школы экономики.
Греция вернется к драхме, тут же переживет девальвацию и инфляцию, и в стране начнется банковский кризис.
В течение многих лет Греция может оставаться государством-парией на финансовых рынках наподобие Аргентины в 2002 году, предупреждает профессор Бэгг.
Греки хотят остаться в зоне евро, но вынужденный дефолт их из нее вытеснит.
Неизбежен ли выход Греции?
24 апреля может быть подписано соглашение, деньги вновь начнут поступать в Грецию, и ее экономика сможет удержаться на плаву.
Однако, по мнению многих наблюдателей, это выглядит маловероятным. Сейчас обе стороны пытаются блефовать, как игроки в покер при высоких ставках.
В то же время даже неудача на этих переговорах еще не означает непременного вынужденного дефолта. Не означает его и пропуск Грецией очередного срока выплаты долга.
Некоторые экономисты считают, что лучшим вариантом для Греции был бы так называемый "управляемый дефолт".
Это означало бы менее жесткие условия выплат по европейским кредитам, которые будут более растянутыми по времени.
Но это также может означать, что Греция останется в еврозоне с жестким контролем над перемещением капиталов, необходимым для предотвращения их утечки из страны.
Одна из идей, рассматриваемых в Германии, заключается в том, чтобы ЕЦБ продолжал поддерживать греческие банки, считая их при этом в состоянии дефолта – в обмен на жесткие гарантии структурных реформ.
Если ли риск эффекта домино?
Европейский Союз очень много сделал для того, чтобы оградить от возникших в одной из его стран банковских проблем остальные 27 государств–членов ЕС.
Поэтому такая перспектива партнеров Греции по еврозоне не волнует. Но МВФ предупредил, что риски и слабые места в системе остаются.
Дефолт будет означать большие финансовые потери для ЕЦБ – возможно, около 110 млрд евро из-за поддержки банков и 20 млрд евро, потраченные на выкуп греческих правительственных облигаций.
Будучи центральным банком, ЕЦБ может просто напечатать эти деньги, чтобы компенсировать убытки, но в Германии такое решение посчитали бы анафемой.
Распространение кризиса на другие рынки предугадать сложно, но всегда остается перспектива политических осложнений. Правительства ряда стран, где сильны антиевропейские настроения, будут внимательно следить за развитием событий в Греции.
Пол Кирби