Волна протестов захлестнула сотни школ по всей Турции после того, как ученики одной из стамбульских школ не стали слушать речь завуча на выпускной церемонии из-за его политических взглядов.
Ученики престижной школы в Стамбуле заявили, что завуч слишком лоялен турецкой власти и не защищает права своих подопечных.
По мере того как к протесту присоединялось все больше школьников, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган предупредил, что никому не хочется повторения ситуации, которая сложилась в парке Гези в 2013 году.
"Мы видим, что те, кто не вынес уроков из прошлого, теперь пытаются спровоцировать студентов и школьников", - заметил турецкий президент.
Требования и жалобы учащихся в этот раз очень похожи на ситуацию 2013 года.
"Нас ограничивают. Нам говорят, что в стране сложные времена, поэтому мы не можем проводить школьные концерты. Но при этом правительство организует фестиваль, чтобы отметить годовщину завоевания Стамбула. Так почему же в проведении мероприятий ограничивают именно нас? Это похоже на двойные стандарты", - жалуется выпускник стамбульской школы.
Более 370 турецких школ подписали открытое политическое письмо, составленное турецким союзом старшеклассников, в котором высказались против того, что они считают распространением фундаментализма в школах.
"В школах запрещены женские волейбольные команды, потому что девочки не должны носить шорты", - говорится в письме.
Лидер союза Бора Челик напоминает, что они уже были свидетелями движения против светского и смешанного образования.
"Запрещены литературные и поэтические кружки. В школах нет лабораторий, зато есть молельные комнаты. Нынешние протесты – результат этого подавления", - говорит он.
Лидер главной оппозиционной партии в стране поддержал протестующих учащихся.
Вместе с тем растут опасения, что образование стало очередным краеугольным камнем во все более идеологически полярном турецком обществе.
"Мне бы очень не хотелось, чтобы эта проблема становилась такой острой", - говорит Батухан Аудагул, директор независимого научно-исследовательского инициативного центра реформ образования.
Но школьные протесты не ограничиваются только этим.
"Богоугодные школы"
В одном из стамбульских районов, где живет верхушка среднего класса, родители старшеклассника Исмаила Тармана участвуют в демонстрациях уже две недели.
Они протестуют против того, чтобы школа, куда ходят их дети, была переквалифицирована в "имам-хатип". Так называются религиозные образовательные учреждения, где мальчики и девочки обучаются раздельно, и помимо общей учебной программы им преподают суннитский ислам и религиозные практики.
"Я прибежала в школу, как только услышала об этой новости, - говорит Бенгу Бозкурт. – Если бы я хотела, чтобы мой сын ходил в религиозную школу, я бы отдала его в “имам-хатип” изначально. Но я хочу дать ему светское образование".
Преобразование школ в “имам-хатипы” началось в 2012 году, когда правительство ввело вызвавшую большие споры систему обязательного 12-летнего образования, которое в Турции известно как 4+4+4.
Согласно этой системе, по четыре года отведено учебе в начальной, средней и старшей школе. И именно эта система положила начало введению религиозных школ в стране.
После так называемого "постмодернистского" государственного переворота 28 февраля 1997 года почти все религиозные школы в Турции были закрыты.
В сентябре 2015 года на открытии школы типа “имам-хатип” президент Эрдоган сравнил события 1997 года с разрывом жизненно важной артерии. Но, подчеркнул он, "мы были терпеливы".
Эрдоган, в прошлом сам выпускник религиозной школы, давно говорил о планах вырастить "богоугодное поколение" и изменить национальную учебную программу.
С того момента, как умеренная исламистская Партия справедливости и развития (ПСР), поддерживающая президента, пришла к власти в 2002 году, все больше школ постепенно преобразовывались в религиозные. Число учащихся таких школ выросло на 90% и превысило 1,2 млн человек.
Эджевит Оксуз, глава турецкой ассоциации выпускников “имам-хатипов”, считает, что в этой ситуации спрос рождает предложение.
"Я считаю неприемлемым, чтобы кого-то заставляли отправлять детей в религиозные школы. Но пока есть спрос, будут и жертвы", - говорит он.
Но есть и те, кто считает, что все это – целенаправленная попытка сделать турецкое образование более консервативным и исламистским.
"Конечно, в стране могут существовать “имам-хатипы”. Но сейчас речь идет о давлении на все учебные учреждения с целью преобразования. Терпение и учащихся, и их родителей лопнуло!", - считает Камуран Карака, лидер Эгитим-сен, одного из крупнейших профсоюзов учителей в стране.
Он опасается, что сложившаяся ситуация может привести к более серьезным последствиям.
"Когда люди говорят о том, что им не нравится происходящее, а их никто не слушает – тогда они могут попытаться создать свою собственную модель общества и образования. Я просто надеюсь, что до такого не дойдет".