Банки Греции с понедельника закрыты на неделю из-за растущих опасений дефолта и выхода страны из еврозоны.
Власти также ввели лимит на снятие наличных в банкоматах. Фондовая биржа не работает.
Решение было принято после того, как Европейский центробанк решил не увеличивать объем экстренной помощи греческим банкам.
В воскресенье министр финансов Австрии Йорг Шеллинг заявил, что выход Греции из еврозоны кажется практически предрешенным.
И хотя, по мнению ряда экспертов, выход Греции из еврозоны не является неизбежным, очевидно, что нынешняя ситуация изрядно дестабилизирует обстановку на континенте и бросает тень на будущее Евросоюза.
Переживет ли объединенная Европа расставание с Грецией?
Ведущий "Пятого этажа" Михаил Смотряев беседует с руководителем Центра партийно-политических исследований Института Европы РАН Владимиром Швейцером.
Загрузить подкаст передачи "Пятый этаж" можно здесь.
Михаил Смотряев: Господин Ципрас, который сегодня во всех заголовках новостей, назвал предложение о возврате долгов унизительным и заявил, что Греция не сдастся кредиторам - очень в духе Че Гевары. Так что результаты референдума, назначенного на ближайшее воскресенье, можно предсказать уже сегодня.
Владимир Швейцер: То, как к вопросу греческого долга подходят и Ципрас, и другие лидеры Греции, напоминает старый анекдот про человека, который хочет одолжить 100 рублей. Ему дают 50, и он говорит заимодавцу "50 будешь должен".
Греция хочет, чтобы ЕС давал ей деньги на покрытие долга ему же. Это абсолютно абсурдно экономически. Если ВВП идет вниз, а не повышается, или хотя бы не находится на стабильном уровне, добиться ничего нельзя. Учитывая сложности ситуации и в Европе, и в мире - проблемы с арабским Востоком, проблемы с миграцией, и другие проблемы - Греция пытается чуть-чуть что-то выгадать.
Шойбле, одна из самых сильных фигур в Европе, все прекрасно понимает. Немцы думают о немецком избирателе. И если случится невероятное и Германия простит Греции долг, что скажет немецкий избиратель? И потом, ЕС сейчас расшатывается - и с британской стороны, которая соглашается остаться, но на своих условиях, и Греция, которая не может отдать долги, и Италия, куда идет поток мигрантов, которых другие страны не хотят принимать. Еще и санкции, которые сильно бьют по таким странам, как Словакия, Болгария, Венгрия, которые имеют традиционные связи с Россией.
Я вообще занимаюсь политическими партиями, а не экономикой. Но, оказывается, в 2001 году в Греции правящая партия Всегреческий Социалистический союз заключила договор с одним из крупнейших американских банков - договор о крупном займе, который скрыли, объявив его покупкой валюты, и выяснилось все уже только в 2009 году. Так что греки сами себя в эту яму втянули, и как они будут выбираться - непонятно.
М.С.Если Греция выйдет из еврозоны, то насчет ее будущего все более-менее понятно. Возврат к национальной валюте, дикая инфляция, а дальше как повезет. Но в ЕС еще 27 членов, половина из которых использует единую валюту. И выход Греции покажет электорату в остальных странах ЕС, чего стоят популисты. И тогда на следующих выборах откровенно популистских кандидатов можно не опасаться.
В.Ш. Если брать Европу в целом, то, может быть, это и так. Но в случае Греции левые радикалы оказались якобы в политически выгодной ситуации. Всегреческий социалистический союз рассыпался, отдельные его части попали в СИРИЗА, рассчитывая, что она найдет экономические решения. Но сделать ничего нельзя, собственная экономика Греции очень слабая.
Если же говорить о примере другим странам, лидеры ЕС - Меркель, Юнкер, Кэмерон, между прочим, понимают, что выкидывать Грецию нельзя. Но и сохранить ее как вечного должника тоже невозможно. Ситуация усугубляется внешними факторами - заглохла идея атлантического партнерства, которая договорами с США должна была облегчить жизнь Европе; арабский мир наваливается на Европу.
М.С.Между этими двумя неприятными исходами надо выбирать, принимая во внимание, что решается судьба не только Греции, но и ЕС. В сложившихся условиях Грецию правильно было бы ампутировать, раз она не соответствует правилам европейской фискальной политики, и спасти другие страны?
В.Ш. Еще лет десять назад бывший премьер-министр Бельгии выдвинул очень интересную идею о Европе двух и нескольких скоростей. Одни правила для очень развитых стран, как Германия, другие - для среднеразвитых, как Португалия, и третьи - для стран типа Венгрии.
Эта идея сейчас может сработать, но над ней надо серьезно работать. Но идея разумная. Ведь соединяли Европу не по экономическому, а по политическому признаку. Это был ответ на распад СССР - чтобы он не воссоединился, создали новую Европу. Не так много хорошего из этого и вышло.
М.С.Тем более, что у СССР есть шанс возродиться, пусть и в сильно усеченной форме. Идея двух- и трехскоростной Европы активно обсуждалась, но можно представить, какие сцены разыграются в парламентах соответствующих стран, когда их будут "градировать". Можно ли здесь ввести какие-то четкие критерии?
В.Ш. Требуется очень серьезный анализ существующей ситуации, найти ее корни. Мир вступил в период, когда в чистом виде нет капитализма, нет никакого социализма, а есть работающая модель глобализированного интегрального развития. Вот она и даст результат, но не скоро.
М.С.Подождем. Срок, назначенный Греции для урегулирования, истекает сегодня в полночь.
Источник: bbc.ru