Голосование на предварительных выборах, которые коалиция либеральной оппозиции впервые устроила 14-15 июня в Новосибирске, как и в целом агитационная кампания, прошли совершенно спокойно. Никаких арестов, отключений света, пикетов общественности, акций какого-нибудь "антимайдана" - ничего из того, к чему привыкла российская оппозиция.
"Наверное, они решили, что устраивать шум вокруг праймериз ни к чему - это только лишняя реклама", - предполагает глава новосибирского отделения партии РПР-Парнас Егор Савин.
Обычно Савину - как и его соратникам, и его маленькой фирме - живётся совсем не так спокойно. "У меня за этот год уже было проверок, наверное, двенадцать. Уехал в командировку, звонит человек: тут менты с калашами приехали, я забаррикадировался, что делать? Я говорю: у тебя калаш есть? Нет? Тогда сдавайся", - смеётся Савин.
По его словам, под постоянным давлением милиции и ФСБ - все активисты в Новосибирске.
Но на праймериз - никаких "ментов с калашами". Вечером в понедельник главный организатор этих выборов, соратник Алексея Навального Леонид Волков без помех, спокойно и торжественно объявил: "Егор Савин - 676 голосов, Артём Лоскутов - 584 голоса, Сергей Бойко - 520 голосов".
На праймериз выбирали первую тройку списка, который коалиция под флагом партии РПР-Парнас выдвинет на выборах в Заксобрание Новосибирской области 13 сентября. В течение июня такие же праймериз пройдут в Калужской и Костромской областях.
Бабушки потребуются позже
В Новосибирске проголосовали всего 1104 человека, а зарегистрировались 2300. По мнению многих местных активистов, включая Савина, голосующих оказалось так мало , в частности, из-за сложной системы регистрации.
"Нам важно качество, а не количество. Праймериз - это история для активистов. Приходят выборщики в небольшом количестве, но - идейные. Мы не хотим привлекать к участию в праймериз, там, бабушек в деревнях, - возражает Леонид Волков. - На выборах они нам будут очень нужны, потому что голосами бабушек в деревнях во многом куётся победа на выборах, и мы найдём нужные слова для бабушек. Но сейчас у нас подобные выбирают подобных".
Организатор знаменитых "монстраций", единственный из 15 кандидатов на праймериз известный за пределами Новосибирска человек, Артём Лоскутов, считает, что в нынешних общественно-политических условиях такое количество участников голосования следует считать нормальным.
"Вот, например, данные, которые есть у фсбшников по Новосибирску: в социальных сетях людей, активно пишущих или делающих перепосты про политику - их тысяча человек", - говорит Лоскутов.
В результате те, кто преодолел непростой барьер регистрации в интернете и дошёл до выборов, в массе хорошо представляли, зачем они эти сделали.
"Понимаете, я и сам раньше... И подписи собирал, и в штабе... Но, поскольку долгое время политики у нас тут не было, - объяснял в штабе праймериз немолодой интеллигент. - Знаете, я - экономист, финансист. Если бы не решение Алексея (Навального) не уезжать (из России), я сам давно бы уехал. На острова".
"Чтобы жить не по лжи! Потому что кругом ложь, и она идёт с самого верху" - отвечал другой немолодой участник праймериз корреспонденту государственного телеканала. Предварительно получив заверения, что его ответ дадут без купюр.
Корреспондент госканала поговорил с Волковым, но снимать его не стал, а у голосовавших спрашивал, не участвовали ли они в других "праймериз", устроенных властями.
- А вы голосовали на внепартийных праймериз?
- Каких-каких? Это тех, что "Единая Россия" проводила, что ли?
- Ну да, да.
- Хоррр-о-о-о-шее определение. Нет, не голосовал. Не считаю нужным.
Знали, зачем пришли
На участках для голосования давали проголосовать и тем, кто не зарегистрировался заранее - но только после собеседования, в ходе которого активисты выясняли, насколько осознанно человек пришёл поучаствовать в выборах кандидатов от либеральной оппозиции. Некоторые - немногие - этот тест не проходили.
Группа из четырёх девушек и одного парня пришли голосовать за своего бывшего директора. Остальных кандидатов не знают, лидеров демократической коалиции тоже не очень, тем более смутно представляют, что у неё за идеология.
"Ну вот доступное образование, я знаю, один из ваших лозунгов... Ну, мы не только Навального знаем, Немцова тоже. С которым недавно трагедия произошла... Ну, вы задавайте вопросы, на которые мы можем ответить. Вы же видите - мы девушки, которые в политике особо не разбираются, но которые знают, зачем сюда пришли!"
Леонид Волков и ещё один организатор праймериз, Виталий Шушкевич, после препирательств с девушками уходят на краткое совещание и возвращаются с вердиктом: "Отказать".
"Демократическая коалиция" сразу после праймериз составит список своих кандидатов и передаст его в областной избирком, но чтобы и в самом деле принять участие в сентябрьских выборах в Заксобрание, нужно будет ещё собрать 12 тысяч подписей в его поддержку и как-то добиться, чтобы власти признали эти подписи и зарегистрировали избирательный список.
"Дичайший краудфандинг"
Сборщиков подписей рекрутировали в штабе праймериз параллельно с голосованием. Объявление на стене гласило, что за эту работу буду платить по 150 рублей за подпись. Итого 1,8 миллиона.
На вопрос, откуда оппозиционеры возьмут деньги на эти и другие предвыборные расходы, Леонид Волков отвечает: "Вот сдаём список и сразу начинаем дичайше краудфандить".
Большинство оппозиционеров почти полностью уверены, что список не зарегистрируют.
"В нашу возможность собрать такое количество подписей за столь короткое время я верю. Мы уже тренируем сборщиков, объясняем им, как работать, группа юристов уже готова", - рассуждает вошедший в тройку Сергей Бойко.
"А вот зарегистрируют нас или нет - это, скорее, вопрос политического давления. Власть будет принимать решение, исходя из его сложности. То есть, если нас не зарегистрируют - это повлечёт за собой большой скандал или нет. Поэтому мы хотим делать сбор подписей максимально прозрачным и публичным", - продолжает Бойко.
Сергей Бойко, IT-менеджер довольно высокого уровня, недавно уволился и занялся политикой. Он мечтает заняться в Заксобрании контролем над расходами областного бюджета. Кроме того, хотел бы предложить Заксобранию выступить в Госдуме с законодательной инициативой о ратификации 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции - это статья о "значительном увеличении активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать".
"Отклонят, конечно, но сам факт привлечёт внимание", - рассуждает Бойко.
Правда, для того, чтобы Бойко со своего третьего места в списке попал в депутаты, списку коалиции под флагом РПР-Парнас надо будет не просто зарегистрировать список и преодолеть 5-процентный барьер, но и набрать больше 7 процентов голосов. Если будет меньше - в Заксобрание войдут только Савин и Лоскутов.
"Я не то чтобы сильно верю в выборы и всегда относился к ним скептически - мне казалось, что это дело не работает - но вот я занимаюсь этой своей общественной деятельностью лет десять, а чувствуются какие-то подвижки только в обратную сторону. Идёт наступление со стороны государства, каких-то окологосударственных консервативных групп", - рассуждает Артём Лоскутов.
Он прекрасно понимает, что рассчитывать на большой успех оппозиционеров-либералов на ближайших выборах было бы странно - "но начинать когда-то надо".
"Можно сидеть, сложа руки, и ничего не делать, грустить, а можно в рамках антидепрессивных практик попробовать и это", - говорит организатор весёлой, "не согласованной" властями в этом году "монстрации".
Юри Вендик