Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

ЕС и Москва снова выясняют отношения

bl

На прошлой неделе в Россию не пустили депутата бундестага Германии Карла-Георга Велльмана. Позже европейские СМИ опубликовали список с именами европейцев, которым въезд в Россию был запрещен.

В ответ на российский "черный список", вернее, на отказ Москвы объяснить, по каким критериям он составлялся, Европарламент ограничил свободный доступ в ассамблею российским дипломатам, сделав исключение для постоянного представителя России при Евросоюзе Владимира Чижова и еще одного человека, имя которого не называется.

Также приостановлена работа комитета парламентского сотрудничества ЕС-Россия. Каковы дальнейшие перспективы развития ситуации?

Ведущий программы "Пятый этаж" Михаил Смотряев беседует на эту тему с профессором Университета Кента Еленой Коростелевой, специалистом в сфере международных отношений.

Подкст программы можно загрузить здесь.

Михаил Смотряев: С одной стороны, событие неординарное, а с другой стороны, мало кто сомневался, что Москва отреагирует подобным образом?

Елена Коростелева: Ситуация все больше похожа на детскую игру "перетягивание каната", которая выглядит довольно странно. Мы говорим о глобальной политике, а здесь кто-то создает невъездные списки, потом кто-то делает на него ответ – все это очень странно.

М.С.: Странно, что взрослые люди, которые получают неплохую зарплату, считают возможным играть в такие игры. Российская делегация и так не слишком часто появляется на заседаниях Европарламента, и запретить ей проходить в здание без особого пропуска – в этом есть что-то детское. Кто в Европарламенте принимает такие решения?

Е.К.: Это решение Мартина Шульца, президента Европарламента, его объяснили как оправданный ответ на тот список невъездных людей в Россию из ЕС. Поскольку ЕС так и не получил объяснений, на каком основании, по каким критериям этот список составлялся. Это не только детская игра, но за ней стоят важные проблемы. Одна из них – как мы сможем восстановить отношения ЕС и России, разработать стратегию возобновления диалога? Эта игра ведет в никуда.

М.С.: Как восстанавливать отношения – это просто. Вы просто отменяете черные списки, российской делегации разрешают входить в Европарламент, и на этом проблема исчерпана. Правда, этому должно предшествовать немало более значительных событий. Что касается отношений России и Европы, то и ответ абсолютно ассиметричный. Господин Лавров, комментируя список, сказал, что в него попали люди, которые поддержали государственный переворот на Украине. Реакция Европарламента, а это не единственный европейский институт, который может позволить себе делать такие жесты, близкие к театральным, совершенно не мотивирована. Может, дело не только в России, может, и в Европарламенте все не слишком хорошо? Непонятно, почему администрация господина Шульца могла принять такое решение?

Е.К.: Администрация не столько приняла решение, сколько привела его в действие. А вообще это была резолюция самого парламента. Так решили парламентарии. Но такие меры – поверхностное отражение конфликта, который существует и углубляется, и это очень тревожно. Сам он не разрешится, даже если списки будут отменены, и пропускную систему Европарламент уберет. Вопрос возобновления диалога, отмены санкций очень важен. Еще важнее разработка стратегии ЕС по поводу подхода к России, к Евразийскому союзу.

М.С.: Как именно конфликт будет углубляться? Насколько ухудшится ситуация?

Е.К.: Наверное, какие-то меры будут предприняты Россией, затем будет ход за ЕС – сегодня не углубление, а эскалация конфликта происходит. Люди должны сесть за стол переговоров и найти точки соприкосновения, потому что иначе дело дойдет до второй холодной войны.

М.С.: Во время первой холодной войны дипломаты продолжали выполнять свои обязанности, невзирая на острую международную обстановку. СССР не членствовал во многих организациях, но там, где членствовал, подобной обструкции ему никто не устраивал, даже когда холодная война постепенно приближалась к горячей. Почему сейчас такая смена правил?

Е.К.: Потому что в одну и ту же реку дважды не входят. Вторая холодная война может радикально отличаться от первой, о чем свидетельствуют данные шаги. Идет война дипломатий, а дипломатия считается последним резервом, где можно как-то договориться. Так что очертания конфликта становятся все более угрожающими.

М.С.: Если сопоставить все аналогичные действия, которые предпринимались западными странами на протяжении последних полутора лет, с начала украинского конфликта, создается впечатление, что с момента сбитого "Боинга" или чуть позже, на Западе, в Европе и в Америке решили: такая Россия нам не нужна ни в качестве партнера, ни в качестве противовеса в системе координат мировой международной политики, давайте сделаем из нее Северную Корею. Нефть, так и быть, будем покупать. Дальнейшие шаги на изоляцию, в том числе российских дипломатов, от соответствующих дипломатичеких учреждений на Западе, призваны эту задачу выполнить?

Е.К.: Ваша интерпретация не совсем правильна. ЕС ответил сейчас на дипломатическую изоляцию России. Немецкий представитель бундестага не смог въехать в Россию. А вообще со стороны ЕС предпринималось больше усилий, чтобы возобновить диалог. Те же санкции очень долго обсуждались, и только к концу 2014 года эта политика была выработана. И то эти санкции представляют собой самый минимум, на который члены ЕС согласились. Минский диалог – тоже попытка возобновить переговоры на дипломатическом уровне. И сейчас еще идет обсуждение в европейских институтах, стоит ли, и, если да, то каким образом установить диалог с Евразийским союзом. Поскольку, несмотря на сложности, этот диалог необходим. Обе стороны должны вести себя как взрослые люди, сесть за стол переговоров, убрать в сторону обиды, и конструктивно начать находить выходы из сложившегося конфликта и потенциального кризиса в глобальных и дипломатических отношениях.

М.С.: По состоянию на сегодня это представляется практически невозможным.

Е.К.: Но вы же сказали, что это легко – достаточно отменить черные списки.

Источник: bbc.ru