Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

«Темная сила»

ludi

Так называемая «психология масс» уже более столетия является предметом пристального научного изучения в ведущих государствах мира. Главным итогом этого изучения можно считать вывод, что масса, толпа, в отличие от индивида, подчиняется не разуму, не логике, не нравственным установкам, а инстинктам и даже простейшим рефлексам. Второй вывод не менее важен: массу, толпу можно успешно использовать только в разрушительных целях, но никогда – в созидательных. Созидание – сфера творчества и интеллекта, которые являются сугубо индивидуальными человеческими свойствами, чуждыми всякой стихийности. Толпа же, масса – это стихия, которой, при некоторых управленческих навыках, можно руководить, но которую можно направлять только на разрушение.

 

При изучении «психологии масс» установлено, что создать из индивидов толпу и управлять ею можно двумя простейшими эмоциями – страхом и ненавистью. Именно поэтому все тоталитарные режимы, выстраивающие простейшую иерархию «вождь – толпа», своей идеологией делают страх и ненависть. В сумме эти две эмоции порождают у толпы агрессивность, которую «вожди» могут направлять в нужное им направление. Вследствие этого такая перенасыщенная разрушительными эмоциями социальная конструкция может существовать лишь в экстремальных условиях, поскольку приходится постоянно подпитывать толпу страхом и ненавистью и находить выход ее агрессивности.

 

Но государство, как сложная общественная организация, требующая для своего успешного функционирования неустанных творческих и созидательных усилий от населяющих его граждан, в таких экстремальных условиях не развивается, оно хиреет, впадает в застой. Поэтому «вожди», сделавшие своей опорой толпу, а главными общественными стимулами – страх и ненависть, никогда не думают о будущем государства и нации, хотя постоянно и говорят о «светлом будущем». Это – «халифы на час»; это те, кто живет по принципу «после нас хоть потоп». Это всегда разрушители, хотя и доказывают неустанно, что они – созидатели. Никто не умеет так трогательно рассуждать о честности, как вор. Никто так пафосно не вещает о своей любви к народу, как диктатор, превративший народ в толпу, управляемую животными рефлексами.

 

Попробуем выстроить все сказанное в логическую последовательность. Если в общество целенаправленно внедряется страх и ненависть, то можно не сомневаться, что данное общество находится на той или иной стадии превращения в толпу. Толпе нужны не скучные правительства и парламенты, а харизматические «вожди», которые разжигают ее агрессивность. Но «вожди», возглавившие толпу, никогда – даже при сильном желании – не смогут стать созидателями: толпа, ставшая агрессивным орудием в их руках, функционально не годится для созидания, как меч не годится для вспашки поля. Поэтому старый девиз «вольных каменщиков» Ordo ab chao («Порядок через хаос»), несмотря на свое романтическое звучание, утопичен: путь от порядка к хаосу не имеет разворота к порядку.

 

Как уже говорилось выше, при достаточных знаниях о «психологии масс», любое общество, любую нацию можно очень легко превратить в толпу. Для этого достаточно внушить ей сильные чувства страха и ненависти. И всегда нужно быть уверенным в том, что там, где целенаправленно проводится такое внушение, идет процесс превращения общества в толпу. Такой процесс уже почти завершен в России, и мы видим его в полном разгаре на Западе. Главным стимулом, порождающим страх и ненависть в российском, а затем и в западных обществах, а также объектом этого страха и ненависти стал на сегодняшний день «исламский терроризм».

 

Но война под прикрытием дымовой завесы «борьбы с терроризмом» – только часть проблемы. Чтобы видеть воочию всю картину целиком, нам необходимо опять вспомнить о процессах, почти завершенных в России и полным ходом идущих на Западе – о процессах превращения общества в толпу. И тогда все получает свою завершенную логику: какие-то очень влиятельные силы на Западе и в России решили свернуть демократию как отживший свой век социальный анахронизм и конвертировать ее в тиранию. Вернейший признак этой конвертации – превращение народов в аморфные массы, толпы. Можно долго размышлять о политическом и даже метафизическом смысле этих перемен, но то, что станет уделом так называемых «простых людей», поистине ужасно. Над ними воцарятся страх и ненависть, или то, что называется термином «террор». И, в случае, если силам тирании удастся установить свое господство над человечеством, спасения от террористической власти не будет нигде: ни на Западе, ни на Востоке.

 

Не об этой ли перспективе так прозорливо размышлял в Сталинском ГУЛАГЕ русский писатель-мистик Даниил Андреев:

 

«Если вглядеться глубже, если сказать во всеуслышание то, что говорят лишь в узких кругах людей, живущих интенсивной религиозной жизнью, то обнаружится нечто, не всеми учитываемое. Это возникший еще во времена древнеримской империи мистический ужас перед грядущим объединением мира, это неутолимая тревога за человечество, ибо в едином общечеловеческом государстве предчувствуется западня, откуда единственный выход будет к абсолютному единовластию, к царству "князя мира сего", к последним катаклизмам истории и к ее катастрофическому перерыву...

 

Да и в самом деле: где гарантии, что во главе сверх государства не окажется великий честолюбец и наука не послужит ему верой и правдой, как орудие для превращения этого сверх государства именно в ту чудовищную машину мучительства и духовного калечения людей, о котором я говорю? Можно ли сомневаться, что даже уже и теперь создаются предпосылки для изобретения совершенного контроля за образом их мышления? Где граница тем кошмарным перспективам, которые возникают перед нашим воображением в результате скрещения двух факторов: террористического единовластия и техники XXI столетия? Тирания будет тем более абсолютной, что тогда закроется даже последний, трагический путь избавления: сокрушение тирании извне, в итоге военного поражения: воевать будет не с кем, подчинены будут все. И всемирное единство, мечтавшееся стольким поколениям, потребовавшее стольких жертв, обернется своей демонической стороной: своей безвыходностью в том случае, если руководство этим единством возьмут ставленники темных сил» («Роза мира»).

 

Андрей Новиков, для Чеченпресс