Русские всегда искали смысл земного бытия. Квинтэссенцией этих поисков являются произведения Достоевского и Толстого, чьи герои с душевным надрывом вопрошали себя и окружающих о смысле жизни. Если отдельные люди ищут смысл жизни, то это верный признак того, что и народ – сумма этих людей – лишен национальной идеи. К чести великих писателей, если и не их герои, то они сами, в конце концов, обрели смысл жизни в религии, в служении Богу. Причем, есть сведения о том, что Толстой принял Ислам.
Но прошли времена, и Россия, основательно забыв о Боге, вновь вспомнила о том, что у нее все еще нет национальной идеи. И властители Кремля, поняв, что народ, лишенный национальной идеи, превращается в скот, не пригодный к использованию даже в качестве пушечного мяса, спустили сверху директиву интеллигенции – срочно отыскать ее, эту самую национальную идею, и облечь в лозунговую формулу. Еще покойный Ельцин, в бытность президентом, поставил эту задачу перед российскими писателями и политтехнологами.
Между тем, формулу национальной идеи искать не надо, она лежит на поверхности, стоит только русским порыться в своем литературном наследии. Очень четко и доходчиво эту формулу высказал русский философ Николай Бердяев: «Нация не то, что она думает о себе во времени, а то, что о ней думает в вечности Бог». И стоит поразиться тому, насколько близко христианский философ подошел к кораническому пониманию национальной идеи, которая как раз и заключается в верном служении Божьим заповедям.
Принято считать, что в начале человека или народ покидает духовность, затем разум, а уж потом наступает «телесное» (генетическое) вырождение. На самом деле первой жертвой в этой триаде становится разум, поскольку высшим его выражением и является духовность, религиозность, богобоязненность. Подлинно умный человек и подлинно мудрый народ равным образом обретают смысл жизни в верном и искреннем служении Богу, в исполнении Его заповедей. Тварь должна подчиняться Творцу, признавая Его абсолютное умственное превосходство над собой, доверяя превосходству Его мудрых вечных законов над своими измышлениями.
«Бог не в силе, а в правде», – говорили русские в старину. Теперь они аплодируют вожаку, который главной национальной идеей, главным смыслом их жизни провозгласил «построение сильного государства». Что даст «сильное государство», воздвигаемое на человеческой крови и беспросветной лжи, его строителям, когда в назначенный час они предстанут перед судом Всевышнего? Откроет ли это им дорогу в рай? Посчитает ли Создатель добрыми деяниями массовые убийства и разрушения, совершенные и совершаемые по сей день во имя «сильного государства»?
Нет, конечно, ибо убийство хотя бы одного невинного младенца или беззащитного старика ложится тяжелейшим грехом на совершившего его. А оправдание греха есть соучастие в нем. Что говорить, если такие убийства исчисляются тысячами, десятками тысяч? И что сказать о народе, который не только оправдывает эти массовые убийства, а требует новых жертв, новых потоков крови? Сказать можно лишь приговором Бога, который передается Священным Кораном так: «Да погибнет народ неправедный!». И народ этот неправедный гибнет – по миллиону в год. Но продолжает думать не о том, как спастись, а о том, как не дать спастись другим.
Нет и не может быть земного счастья, человеческой радости в строительстве «сильного государства» за счет кровопролития и завоевания чужих земель. А в вечной жизни это безумие будет оценено как тяжелейший грех. Почему же русские не задумываются над этими вопросами и слепо идут за своими безумными вожаками? Почему русские не задаются вопросом о том, что о них подумает в вечности Бог? А если нет уже веры в Бога, и есть только тяга к земным утехам, то какие утехи могут принести убийства, подавление свободы других народов, ненависть, проклятия и ответные убийства? Что в материальном или духовном смысле приобретет русский от того, что его государство железом и кровью пытается подавить свободу захваченных в имперские тиски народов?
В этом нет ни разума, ни духовности. А есть только сумрачные, звериные инстинкты, высвобожденные безумными, бездуховными поводырями. И есть «сотворение кумира», сатанического идола для поклонения в виде империи. Но какая участь ожидает народ, который в этих импульсах слепой бездумной ярости и в этом служении кровавому молоху империи нашел, наконец, свою «национальную идею»? Путь к саморазрушению, путь к искоренению последних рудиментов нравственного различения – вот что такое «строительство сильного государства», которое стало ныне «исторической задачей» русского народа.
Когда-то был в мире народ, который возложил на себя горделивую задачу: построить высокую башню до небес. В этой башне ему виделся символ могущества, «богоравности». Но в процессе строительства этот древний народ перестал понимать речения Бога, а после – и речь человеческую. И разбрелся он во все концы земли, и перестал быть народом. Что он, этот народ, думал о себе во времени, мы знаем. Он тешился ощущением своего земного могущества. И мы также можем догадаться, что о нем подумал в непостижимой вечности Бог. «Пройдитесь по земле и посмотрите, каков был конец грешников» – говорит Священный Коран. Что об этом говорит Библия – русским знать лучше.
Тимур Аргунский, для Чеченпресс