Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Молодая Литва и Новая Чечня — Франческо Бенедетти берет интервью у Станисловаса Бушкевичюса

Станисловас Бускявичюс был членом Сейма Литвы, законодательного собрания Литвы, с 1996 по 2004 год. В качестве члена он поддержал множество инициатив в поддержку Чеченской Республики Ичкерия, даже представил юридический акт о ее признании Литвой. Франческо Бенедетти взял у него интервью для Ichkeria.net

Биография

Родился в Каунасе 14 сентября 1958 г., с подросткового возраста участвовал в национально-демократическом движении против советской диктатуры, участвовал в демонстрациях и распространял антисоветскую литературу. После окончания Вильнюсского университета по специальности экономист (1985) он начал преподавать западную политэкономию в Каунасском медицинском институте. Из-за его пролитовского идеи его курс был закрыт. В ноябре 1988 года он подписал манифест «Молодая Литва», призывавший к восстановлению независимого и демократического литовского государства. В 1989–1990 годах он был одним из организаторов бойкота Красной армии, через которую тысячи призывных билетов были отправлены обратно в Москву, а также способствовали сносу советских памятников в Каунасе. После своего визита в Париж по приглашению Французской ассоциации прав человека, между 1993 и 1996 годами он работал консультантом правительства Литвы по молодежной политике.

В 1995-1997 годах был избран членом городского совета Каунаса (позже заместителем мэра), а в 2007-2015 годах, в 1996 году был избран членом Сейма, парламента Литвы. Как депутат зарегистрировал 20 нормативно правовых актов, постановлений и проектов. Среди основных направлений деятельности Бушкявичюс называет популяризацию физической активности, спорта и здорового образа жизни, поддержку украинцев, чеченцев и других народов, которые борются против российской оккупации, защиту животных.

Увлекается культурой, спортом, международной политикой, чтением. Он отец троих детей.

Бушкявичюс называет себя  литовцем, верующим, демократом.

 

Интервью

В 1991 году Чечня провозгласила независимость. Как восприняло эту новость литовское общественное мнение? И как вы это пережили? Какие политические меры были предприняты для поддержания независимости Чечни?

В 1991 году литовцы поддержали независимость Чечни. Нашим общим врагом был и есть русский шовинизм и империализм. Да, мы, литовцы, требовали признания независимости Чечни.

В 1994 году Российская Федерация вторглась в Чечню. Как литовские институты отнеслись к этому вторжению? Какова была ваша точка зрения по этому кризису?

В 1994 году наша вновь созданная партия «Молодая Литва» и я, как и все литовские патриоты, осудили российское вторжение и войну против Чечни. Мы протестовали. В 1995 году, как депутат Каунасского городского совета, я потребовал от собрания признать независимость Чечни. Городской совет Каунаса, а также многие другие городские и районные правительства признали независимость Чечни.

В спортивном мероприятии, организованном Бускявичюсом, приняли участие Аминат Саиева, представитель ChRI
в Литве и Ахяд Идигов, президент парламентского комитета по иностранным делам ЧРИ.

В августе 1996 г. вооруженные силы ЧРИ вернули Грозный и заставили российское руководство подписать Хасавюртовские соглашения. Какова была реакция в литовском парламенте? И вообще, как общественное мнение отреагировало на эту неожиданную победу?

В 1996 году меня избрали депутатом литовского сейма (парламента). В 1997 году я подал в Сейма правовой акт о признании независимости Чеченской Республики Ичкерия. За проголосовали 23 депутата, против – 45. Вся Литва радовалась чеченской победе.

В результате войны Чечня оказалась свободной, но сильно разрушенной. Приняли ли правительство Литвы и гражданское общество меры для поддержки чеченского народа?

Гражданское общество поддерживало и сочувствовало Чечне. Литовские парламентарии уехали в Чечню, а Сейм создал депутатскую группу по связям с чеченским парламентом. Литва предоставила гуманитарную помощь чеченскому народу. Моя идея заключалась в том, чтобы через спорт начать международное признание Чечни. В 1997 году в Каунасе вместе со спортсменами я организовал уникальный турнир по кикбоксингу на кубок Джохара Дудаева, первого президента Чеченской Республики Ичкерия. В турнире принимали участие спортсмены из Литвы, Латвии и Ичкерии, раздался гимн Ичкерии и поднят флаг. В 1998 году мы пригласили спортсменов из Чеченской Республики Ичкерия на официальный чемпионат Европы по кикбоксингу, поэтому протестующие спортсмены из России и Белоруссии отказались от участия в нем. С этим проектом я пришел в клуб боевых искусств Titanas , которым руководит Мариес Мисунас. Он с удовольствием согласился помочь в организации этих турниров. 17 мая 1998 года кикбоксеры Чеченской Республики Ичкерия приняли участие по нашему приглашению на чемпионате Европы в Каунасе, как представители независимого государства. Поединки на ринге были напряженными, а зрители были в восторге. Большую помощь оказали многие литовские патриоты, особенно генерал Сергейус Мадаловас.

В период с 8 по 9 апреля 1997 года законопроект о признании независимости Чеченской Республики Ичкерия был представлен в Сейма двумя партиями: партией «Молодая Литва» и партией труда Литвы. Законопроект действительно был запланирован, но, в конце концов, не набрал большинства голосов. Почему, по вашему мнению, парламент Литвы решил не признавать Ичкерию?

Участники международного чемпионата в Каунасе 1998г.

3 апреля 1997 г. я лично (не от имени партии) представил постановление о независимости Чечни. Власть в глубине души сочувствовала и поддерживала Чечню, но на какие-то действия не решалась. Витаутас Ландсбергис поддерживал меня идеологически, но лично он сказал, что поскольку Литва не является членом НАТО, есть риск ответа со стороны России. Я призвал его не бояться.

Президент Сейма Витаутас Ландсбергис публично выступил 16 июня 1997 года. Его ответ Ичкерии был таков:  решение Литвы признать независимость Чеченской Республики сейчас не самое важное . Глава межпарламентской группы по связям с Чечней Ритас Купчинскас заявил корреспонденту «Коммерсантъ Daily», что вопрос о признании независимости  будет решаться очень постепенно . По вашему мнению, означают ли эти заявления, что между чеченской и литовской делегациями действительно были переговоры о признании ЧРИ?

Я думаю, что речь могла быть о признании независимости Чечни. Я знал Ландсбергиса и Купчинска. Они в душе поддерживали независимость Чечни, но не решались ее признать. Я лично выступал против россиян даже во время оккупации, я не был ни пионером, ни членом коммунистической молодежи, ни коммунистом. У меня на хвосте был КГБ, поэтому я был более решителен.

Что касается межпарламентской группы по связям с Чечней, то помните ли вы, какую деятельность проводила эта группа для укрепления политических отношений с ЧРИ?

Решение Верховной Рады ЧРИ о присоединении

Чеченская группа связи проводила встречи и выступала с публичными заявлениями. Его работа была полезна.

Как депутат литовского сейма, помните ли вы, были ли во время вашего мандата какие-то законодательные предложения или другие общественные инициативы в поддержку Чечни?

Я не помню, чтобы кто еще официально предлагал признать Чечню, кроме меня. Гражданское общество и многие политики поддерживают борьбу чеченцев и украинцев против России. Как бывший депутат Сейма я предлагал признать геноцид чеченского народа по примеру того, что сделал украинский парламент ( ССЫЛКА ). Но глава Комитета Сейма по иностранным делам Зигимантас Павильонис блокирует это постановление. Я предложил Аминат Саевой (бывшему министру иностранных дел ЧРИ) как можно быстрее создать Олимпийский комитет ЧРИ в Брюсселе или Киеве, а также пригласить участие в Олимпиаде в Париже в 2024 году вместо россиян. Я думаю, что это было бы очень важно в борьбе за независимость Чечни!

Ichkeria.net

https://abn.org.ua