В начале я хочу поблагодарить организаторов сегодняшней нашей встречи, а также всех участников. Cпасибо дорогие друзья!
Я являюсь премьер-министром Чеченской Республики Ичкерия. В западной прессе нас часто называют «правительством в изгнании». Это исключительное явление для современных политических реалий, хотя в годы второй мировой войны на Западе было много правительств в изгнании. Поначалу это были правительства тех стран, которые оказались под оккупацией германских нацистов. По окончании второй мировой войны количество таких правительств не сократилось, а увеличилось, но это уже были правительства восточноевропейских стран, которые оказались под советской оккупацией.
Поводом нашей сегодняшней встречи является конференция, посвящённая 20-ой гoдовшине начало втoрoй российско- чеченской войны. По статистическим данным международных правозащитных организаций с 1994 года, с начала военной кампании, убито 250 тысяч только гражданского населения, более 40 тысяч из них дети до 12 лет; 20 тысяч пропавших без вести, более 300 тысяч чеченцев были вынуждены покинуть свою родину. Также до сих пор в российских лагерях, ставших для чеченцев поистине лагерями смерти, томятся, по оценкам правозащитных организаций, от 25 до 26 тысяч наших соотечественников и соотечественниц. Так же жертвами этой войны стали мирные граждане России, погибшие в результате взрывов домов в Буйнакске, Волгодонске, Москве в 1999 году, а также во время захвата театра на Дубровке в 2002 году, и в дни чудовищного теракта в Беслане с захватом школы в 2004 году. Я перечислил только те громкие теракты, которые унесли сотни человеческих жизней.
Методы, исползованные российкими военными в Чечне, являются доказателсвом того, что целью этой войны была не "борьба с международным терроризмом", как деклариловалось кремлёвской пропагандой,а коллективное наказание чеченского народа за его стремление к свободе и независимости.
В многочисленных докладах Парламентской Ассамблеи СЕ было отмечено, что Россия, развязав войну в Чечне, нарушила Устав СЕ. Россия также нарушила ст.48 Первого дополнительного протокола к Женевским конвенциям,ст.3 4-ой Женeвской конвенции,ст.7 МУС. Но несмотря на это, руководители ведуших западных стран стали называть преступную войну в Чечне «внутренним делом России». И впоследующем всё международное сообшество стало рассматривать российско-чеченский конфликт, как внутренное дело России. По моему глубокому убеждению это было не только политической ошибкой, но и противоречило основным принципам международного права. Проблема в том, что именно по этой причине преступления, совершённые в Чечне против гражданского населения, остаются безнаказанными, а это стимулирует Россию на дальнейшие нарушения прав человека.
В 2006 году Путин подписал два закона. В соответсвии с первым законом любой человек, который критикует существующий режим и проявляет несогласие с политикой власти, приравнивается к экстримисту и объявляется врагом Российского государства. А второй закон обязывает российские спецслужбы ликвидировать врагов государства, как в самой России так и за рубежом. С этого времени российскими спецслужбами совершены два десятка политических убийств как на территории России так и за рубежом.
В 2013 году Путин подписал закон, который позволяет наказание семей и родственников подозреваемых в терроризме. Этим самым Путин леголизовал практику коллективного наказания. В Чечне были сожжены десятки домовладений за то, что хозяева этих домов и их семьи являлись близкими родственниками бойцов чеченского Сопративления. Используя систему заложничества, когда за сопротивление российской агрессии или произволу кадыровских формирований, террору подвергаются семьи и близкие родственники чеченских патриотов. И именно на этой, террористической системе и держится все эти годы оккупационный режим, установленный в Чечне Путиным.
Между тем, на сегодняшний день в республике 80% безработныx , отток населения из республики продолжается. Об этом хорошо известно европейским миграционным службам, куда каждый день обращаются беженцы из Чечни. Так же об этом свидетельствует и то, что в многоэтажках, построенных в Грозном, никто не живет. Это особенно заметно по ночам. Дома стоят без света в окнах и напоминают надгробные памятники жертвам войны. И, к сожалению, тенденции к улучшению ситуации нет и не будет до тех пор, пока в России сохраняется Путинский режим.
Исходя из последних заявлений Путина oн не намерен уступать кому-либо власть до конца своей жизни. Российские политические аналитики проводят аналогию Путинской России сo временем правления одного из последних Генеральных Секретарей СССР Л. Брежнева, которое вошло в историю как период застоя. Путин лучше всех понимает пагубность этого явления. Но при этом не может уступить власть даже такому доверенному лицу, как Медведев.
На мой взгляд, основная причина этого – желание Путина уйти от ответственности за военные преступления в Чечне и массовые убийства в самой России. Я имею в виду взрывы домов в Москве, в Волгодонске и в Буйнакске осенью 1999 года, когда погибли сотни российских граждан. В России существует мнение, что за этим преступлением стоят путинские спецслужбы, и это мнение утвердилось после неудачной попытки взорвать жилой дом в Рязани, где были задержаны трое террористов, впоследствии оказавшиеся сотрудниками ФСБ.
Хочу напомнить, что все, кто проводили расследование по этому делу, были убиты. Генерал Александр Лебедь, заявивший, что «мы скоро узнаем, что за этими взрывами стоят российские спецслужбы», погиб в 2002 году в крушении вертолета, причины которого до сих пор не установлены. Депутат Госдумы России Сергей Юшенков, который руководил парламентской группой, проводившей расследование по взрывам домов и заявивший в Конгрессе США, что за этими террористическими акциями стоят российские спецслужбы, был застрелен в Москве в 2003 году. В том же году от неизвестного яда погиб другой депутат Госдумы Юрий Щекочихин, также входивший в комиссию по расследованию взрывов жилых домов в российских городах.
Убийство екс-президента ЧРИ Зелимхана Яндарбиева в Катаре, убийство президента ЧРИ Аслана Масхадова, убийство журналиста Анны Политковской в Москве, убийство в Лондоне Александра Литвиненко с использыванием радиактивного вещества, убийство Натальи Естамировой в Чечне, убийство Умара Исраилова в Австрии, , убийство Бориса Немцова в Москве, покушение на Скрепалей в Англии с использованием химического оружия, убийство Зелима Хангашвили в Берлине. Все это - государственный терроризм и стоит за этим президент России Владимир Путин. Единственная возможность уйти от наказания за эти преступления для Путина – это сохранить за собой иммунитет неприкосновенности, который гарантирован первому лицу государства. Именно это является главной причиной того, что Путин хочет остаться у власти до конца своей жизни.
Возвращаясь к чеченскому вопросу, хочу отметить, что, то, что мы сегодня наблюдаем в Чечне – строительство небоскребов и стадионов – это тоже попытка ликвидировать следы военных преступлений. Город Грозный был разрушен на 80%. Десятки населенных пунктов были стерты с лица земли. Полностью была разрушена вся промышленная, культурная и социальная инфраструктура.
До первой войны в Чечне были десятки заводов и фабрик. Несколько заводов были построены в бытность СССР и имели статус союзного значения. В Грозном функционировали пять театров, три музея, самая большая картинная галерея на Северном Кавказе, где хранились шедевры известных художников, библиотеки с многомиллионными книжными фондами, ценные исторические и культурные архивы. Это все уничтожено и не подлежит восстановлению.
На протяжении многих лет чеченцы добиваются независимого расследования военных преступлений,совершённых российскими военными в Чеченской Республике. Правителство Чеченской Республике за рубежом проводило множество меропиятий с целью привлечения внимания междунароного сообшества к этой проблеме.
Прошедшие 2 года мы провели мирную акцию "Марш за мир,верховенство законов и право". Маршрут участников этой акции проходил черeз 15 стран ЕС.В столицах этих стран проводились пикеты перед нациoнальными парламентами. Участники маршa передавали петиции нациoнальным парламентам с просбой поддержать призыв к ООН,СЕ,ЕС,ОБСЕ:
1.Рассмотреть чеченский вопрос с позиции принципов и норм международного права .
2. Cоздать международную независимую комиссию для расследования военных преступлениий, совершенных Россией против чеченского народа.
3.По результатaм расследования привлечь к ответственности военных преступников.
В прошлом году мы передали в Гаагский трибунал ходатайство о возбуждении уголовного дела против президента России Путина и других военных и политических деятелей, совершивших преступления против чеченского народа. Ввиду того, что Чеченская Республика в настоящее время находится под Российской оккупацией, это обстоятельство не позволяет правительству Чеченской Республике подать заявление в Международный Суд в установленном порядке .Но в целях не допустить опасного прецедента безнаказанности для военных преступников и восстановления исторической справедливости, мы попросили Гаагский трибунал использовать допустимую для Международного уголовного суда универсальную юрисдикцию и изыскать возможность расследования данного дела по методу «prоpriо mоtu» на основании ст.15 Статута МУС.
Может, кому-то кажется, что чеченская тема отoшла на 2-ой или 3-ий план в связи событиями в мире и вчастности в Украине,которые затрагивают непосредственно геополитические интерeсы Европейского сообшества. Но я убеждён в том,что оккупация Грузинских территорий в 2008 году и сегодняшние события в Украине мы не можем рассмaтривать в не контекста событий,начавшихся в Чеченской Республике 20 лет назад.Отсутствие каких-либо последствий из-за российско-чеченской войны привело к усилению режима Путина, что и стимулировало Россию к вторжению в Грузию и Украину.
Сегодня путинская Россия, без прeувеличения, представляет реальую угрозу для безопасности всего международного сообщества. Я глубоко убеждён в том,что только призвав Путина к ответу за те чудовищние преступления, совершённые российской военщиной против чеченского народа,можно остановить агрессивные действия России в остальной части Европы.
Спасибо за внимание.
Brussels Европарламент 28.01.2020г. ЕС
Председатель Кабинета Министров ЧРИ Ахмед Закаев