В сети Интернет распространяется аудиозапись некого чеченского проповедника, утверждающего, что чеченское государство не нуждается в признании со стороны «мушриков» (государств, не основанных на единобожии). Такое утверждение привлекло моё внимание, и в меру своих способностей я решил раскрыть эту тему шире.
Насколько мне известно, процесс признания государств в современном смысле этого слова начал формироваться в Европе в эпоху Вестфальского мира в 1648 году (377 лет назад), а на Ближнем Востоке — в 19–20 веках с распадом Османской империи и образованием новых национальных государств.
Во время зарождения ислама концепция признания независимости государства в том виде, в котором мы её понимаем сегодня, не существовала. Однако были другие формы взаимоотношений, основанные на союзах, альянсах, вассалитете в обмен на защиту и поддержку.
В современном мире дела обстоят таким образом, что если ты не являешься признанным субъектом международного права, то не можешь вести полноценную и эффективную внешнюю политику а также торговлю, позволяющую развивать экономику и улучшать уровень благосостояния граждан, а также обороноспособность страны от внешних угроз. Такая страна также подвержена политической нестабильности и частым сменам руководства и курса. Жизнь в изоляции приводит к обнищанию населения и увеличению преступности. Люди, в надежде вырваться из национального гетто и получить документы других стран, позволяющие беспрепятственно передвигаться по миру, а также надлежащее медицинское обслуживание и образование, эмигрируют в другие страны. В непризнанную страну с шаткой политической и экономической системой никто не вкладывает инвестиций. От такого положения дел страдают и соседи непризнанной территории, вынужденные ограждаться от её зла «высоким забором». Между тем власть, практически неподконтрольная и неподотчётная никому, коррумпируется, а в качестве «дымовой завесы» своей коррумпированности активизирует пропаганду «осаждённой крепости», патриотизма и религиозных ценностей. От безысходности ситуации самая обездоленная часть населения непризнанной территории начинает взывать к Аллаху с молитвами об избавлении, после которых, как правило, эта территория переходит под оккупацию внешних сил.
Это и есть цена непризнания чеченского государства мушриками и вполне себе исламскими странами, которую в истории нам доводилось платить не единожды. Проповедникам, утверждающим, что Чечня не нуждается в международном признании, следовало бы знать её последствия и учитывать это в своих проповедях. Такие же эмоциональные заявления делали и лидеры независимой Ичкерии 90-х годов, хотя они знали, что непризнание международным сообществом ЧРИ разрушало её экономику и являлось одним из факторов угрозы государственной безопасности страны. Об этом неоднократно упоминает в своих мемуарах министр экономики и финансов в правительстве Д. Дудаева Таймаз Абубакаров. Поэтому пора наконец-то поумнеть и делать из прошедшей истории надлежащие выводы. В противном случае чеченский народ, избалованный кремлёвскими подачками, позволяющими худо-бедно выживать в условиях оккупации, предпочтёт жизнь в стойле российской империи, а не в изолированном от внешнего мира гетто.
P.S. Напомню, что если бы не милость Аллаха, проявленная к пророку Мусе, он не смог бы совладать с сынами Израиля, роптавшими из-за трудностей, постигших их после выхода из египетского рабства, и в этом для нас хорошее назидание.
01.04.2025 г.
Али Мохаммад