Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

ИСТОКИ ЧЕЧЕНСКОЙ ТРАГЕДИИ

Без гнева и пристрастия.

Тацит

@ Александра Сенцова/Фотохроника ТАСС

В начале было словосочетание – ЧЕЧЕНСКАЯ МАФИЯ. Прозвучало оно в феврале 1991 года на странице печатного органа ЦК КПСС «Гласность». Был в ней и такой намек, что пестует ее Б. Ельцин.

Видимо, на самых верхах власти, определенные силы уже разработали план примерного наказания строптивого чеченского народа за извечную тягу к свободе. Прежде всего, такую акцию надо было предварить пропагандистской подготовкой – с этим иезуитским приемом большевиков чеченцы уже были знакомы.

И потому винить в сегодняшней кровавой оргии одних шахраев, лобовых, егоровых, степашиных и т.д., и даже самого Бориса Николаевича, значит не договорить всей правды. Их дилетантство и властолюбие лишь сгустили краски с режиссированной их духовными наставниками драмы.

В истоке ее, как бы резко для уха славянофила оно не прозвучало, вековое противостояние свободного духа чеченца, попытка его закабаления, низведения чеченца до животного состояния, в ко-тором какой век пребывает, в сущности русский мужик.

Освобожденный по приходу царя от крепостной неволи, не успев по-настоящему познать вкус свободы, он так и остался в хлеву, куда его загнали велеречивые большевики. А когда необходимо было выпускать пар, то правители находили ему таких же униженных, как и он сам, врагов в лице инородцев. Эту политику исповедовали цари, с большим успехом большевики, а теперь – и так называемые «демократы».

Но вернемся к «чеченской мафии». Реском КПСС, союзные и российские депутаты от республики – все, кому не лень, заявили в адрес ЦК протест по поводу шельмования в печати доброго имени чеченского народа и получили – пшик . Редактор не удостоил их даже внятного извинения.

Нынче народ недоумевает, почему он не получил поддержки международного сообщества, хотя бы от исламских государств. Я удивляюсь полученной.

Какой народ, какое правительство захочет заступиться за мафиозную нацию, если день ото дня в течение пяти лет пугать его террористической сущностью чеченцев. Вдобавок перед самой агрессией удалось «провести», готовых на это ради лучшего друга Б. Клинтона и Г. Коля, обвинив несчастный народ в приверженности к исламскому фундаментализму. Что смешно, испокон веков чеченский народ исповедовал ислам в его тарикатском толковании.

На друзей Бориса Николаевича ярлык «фундаменталистов» дол-жен был подействовать, как на быка красная тряпка. И подействовал. Его благословили на пушение чеченцам небольшой порции крови, а вышло все, по-русски.

В средствах массовой информации, в устах российских политиков вопрос суверенитета Чечни рассматривается с позиции двойных стандартов, исходя из конъюнктуры дня, но мало кто из них хочет отдать его в руки специалистов и компетентных организаций, чтобы раз и навсегда решить его в рамках международного права, ибо это « пушение чеченской крови» повторяется в методичной последовательности из века в век.

И на этот раз война велась не против «незаконного», криминального режима Д.Дудаева, а с мирным чеченским населением, участь которого пришлось разделить и русскому, за его молчаливую солидарность с ним.

В сущности, под лозунгом борьбы с Д. Дудаевым, действительно коррумпированная и антинародная московская власть хотела насадить в республике не менее коррумпированную и антинародный режим в лице прежней партократии, от которой с таким трудом освободился чеченский народ. Вот почему с такой яростью встретил чеченский народ своих «благодетелей».

Я далек от того, чтобы идеализировать Д. Дудаева, тем более – только что становящиеся на ноги государственные структуры, но уважающий себя и свой народ чеченец не может упрекнуть его в сегодняшней трагедии. Как мог, он пытался предотвратить ее, обстоятельства оказались сильнее. От него требовали, чтобы он подписал бумагу о рабстве чеченцев (чего во всей многовековой истории народа ни один из его представителей не позволил себе), и он не дался; остался, как человек военный, верным однажды уже данному своему народу слову.

Но, пора вернуться к истокам трагедии – возникновению независимой Чеченской Республики. Будучи, в ту пору редактором «неформальной» газеты «Барт», единственного издания, взявшего на себя смелость быть рупором ОКЧН, мне удалось оказаться в гуще событий становления независимой Чеченской Республики, о чем и хочу поведать читателю.

В конце ноября 1990 года общенациональный съезд – конгресс чеченского народа и сессия Верховного Совета ЧИР приняли декларация о провозглашении независимого чеченского государства – Нохчийчоь – и суверенитете ЧИР. Ингушская сторона уже выразила на своем съезде желание самоопределиться в рамках РСФСР.

Официальный характер съезду придал тот факт, что Д. Завгаев, первый секретарь рескома и Председатель Президиума ВС ЧИР, благословил его работу и съезд однозначно выразил свою волю создать независимое чеченское государство. Факт исторический и неоспоримый.

Беда советского человека в том и состояла, что его зашоренное сознание не в состоянии и сегодня мыслить категориями права. В его мышлении до сих пор превалирует мнение, что народ является придатком власти, государства, а не наоборот. Взращенные на этом ложном сознании, ложные представления о государстве и лежит в основе сегодняшнего конфликта между Чечней и Россией.

Права народа на самоопределение является нормой международ-ного права, и члены ООН взяли на себя обязательства по ее соблюдению на своих территориях. Так вот, несоответствие Конституции СССР ее международным обязательствам и породило чеченский конфликт.

Сегодня не одни российский политики считают конфликт внутренним делом России и при этом приводят веский аргумент территориальной целостности государства – тоже нормы международного права. Противоречит ли в данном случае одна норма другой? Никоим образом!

Союзная республика в составе СССР была наделена формальным правом на самоопределение, а автономное государственное обра-зование (полное извращение понятия) – нет. Соответствовало ли это международному праву? Безусловно, нет! Международное право не знакомо с большевистским делением народов на старших и младших.

А теперь перейдем к принципу территориальной целостности РФ. Присоединение чеченского народа к российской империи, а затем и к СССР, произошло помимо его воли, т.е. - он является колонизированным народом и в соответствии с международным правом метрополия должна была способствовать его самоопределению. Как мы видим, противоречия нет.

Защитники последнего в качестве аргумента приводится и такой довод, что, мол, не было народного волеизъявления в форме референдума (на референдуме голосует население, а не народ). Где это писано, в каком пакте или в ином подобного рода документе прописано, что народ может изъявить свою волю только в форме референдума, а не съезда или конгресса? Что касается референдума, то у граждан СССР с ними (референдумами) связаны лишь печальные воспоминания.

Чеченская Республика и Российская Федерация провозгласили свою независимость будучи субъектами СССР, а СОВЕТСКИЙ народ (такой же эвфемизм, как и РОССИЯНЕ) на референдуме однозначно выразил свою волю о его сохранении.

Так, каких критериев придерживалась сама Россия, разрушая СОЮЗ!

Что касается вопроса вхождения Д. Дудаева во власть, то мало кто из них обращается к обстоятельствам, которые и привели его к президентству, а некоторые из этих лиц, может, помимо своей воли, способствовали этому.

После провала ГКЧП в республике сложилась такая обстановка, что она могла принять не контролируемый местной властью характер. В этих условиях ОКЧН нашел компромиссный для сторон вариант его разрядки; 1 сентября он своим решением поручил депутату Верховного Совета СССР Л. Магомадову сформировать из числа депутатов всех уровней, представителей науки и общественных объединений Законодательный Комитет для разработки и принятия на нем первоочередных законодательных актов суверенного государства.

А депутатам ВС ЧИР Исполком предложил провести процедуру подтверждения своих полномочий в округах, чтобы народ наделил их полномочиями законодательного закрепления ими суверенитета государства. Избранные в законодательный орган автономии, они этими полномочиями не обладали. В силу своей косности ВС ЧИР от этого варианта отказался и поплатился.

Попытка ГКЧП, борьба центра с союзными республиками, где ав-тономии служили объектом шантажа, показали, что речь идет не о построении цивилизованного государства (попытка М. Горбачева мало что значили в изменившихся условиях), а о его многочисленных антиподах. В этих условиях, когда в России уже пускались ростки шовинизма, закрепление статуса независимого государства в рамках международного права оставался единственным выходом для чеченского народа.

Недовольный своим социальным положением и двурушнической политикой Верховного Совета народ потребовал самым мирным способом – бессрочным митингом, чтобы депутаты сложили свои полномочия. В результате этой акции более 80 депутатов сложили свои полномочия, и этот законодательный орган республики лишился своих основных функций. И в этом свете не было никакой необходимости его « самороспуска», предпринятого Р. Хасбулатовым.

Его приезд в республику интерпретируется в СМИ по-разному, но мало кто задавался вопросом об истинных причинах его намерений. В российских коридорах власти ясно сознавали, что власть партноменклатуры в ЧИР пала, и, чтобы она не попала в руки сепаратистов, надо было срочно, аппаратным приемом, перехватить ее и передать пророссийский настроенной кучке депутатов.

Сконструированный по ходу поездки Р. Хасбулатовым орган, с претенциозным названием Высший Временный Совет, не имел ничего общего ни с правом, ни со здравым смыслом. В этом угадывались действия уже заболевшего властью человека.

Позднейшие инсинуация о якобы насильственном захвате ОКЧН и Д. Дудаевым власти – чистейший вымысел, ибо исполнительная власть лице Совета Министров ЧИР функционировал до образования новых органов власти в лице Президента и Парламента республики.

Изначально было ясно, что ВВС создан для конфронтации с ОКЧН, и что он не в состоянии разработать мало-мальски значимый правовой акт. К тому же в глазах народа он не имел никакого авторитета. В условиях законодательного безвластия в республике ОКЧН, как единственный на тот момент представительный орган народа, выражавший его волю, вынужден был принять меры для заполнения этого вакуума, для чего в республике была сформирована независимая от ОКЧН Центральная избирательная комиссия, которая и провела свободные выборы в Чеченской Республике. Легли в основу выборов разработанные Законодательным Комитетом законы о выборах Парламента и Президента ЧР.

ТАКОВА КРАТКАЯ предистория прихода к власти Д. Дудаева. Коснусь самих выборов. Приняло в них участие 72 процента избирателей и более 90 процентов из них отдали свои голоса нынешнему Президенту Чечни.

По оценке независимых наблюдателей и прессы, прошли они без существенных нарушений, а самая, казалось бы, заинтересованная сторона – РФ от посылки наблюдателей отказалась. А пущенные позднее в российских коридорах власти слушки о выборах под дулом оружия – это басенки, рассчитанные лишь на обывателя.

На первом году независимого существования ЧР, РФ молча при-знала де-факто ее право на это. Худо-бедно, но прошли три раунда переговоров, но, правда, тогда Бориса Николаевича окружали другие люди, менее зашоренные имперскими замашками

Если глубоко проанализировать события ноября 1991 года, когда была предпринята первая попытка силового решения вопроса и его «успешного» применения осенью-зимой 1994 ( умышленно опускаю осетино-ингушский конфликт, который преследовал ту же цель), то приходишь к однозначному выводу – и то и другое ( можно сюда приплюсовать расстрелянный Верховный Совет РФ) было предпринято в целях дискредитации демократии в России. Душать ее руками самих демократов.

Если та первая попытка была проведена на любительском уровне, то к последней готовились основательно. Ее изощренность, кото-рой позавидовали бы Л. Берия и сам Иосиф Виссарионович, круг ведомств и лиц, задействованных в ней, провозгласили оконча-тельное торжество победы в России «партии войны». В крышку гроба демократии забит последний гвоздь, и забил его «первый демократ» России.

Весной и в начале лета 1994 года нельзя было еще сказать, что Борис Николаевич питает к чеченцам и их президенту особую нелюбовь, поговаривали даже о возможной встрече, что многих из его окружения не устраивало. Такая встреча грозила им политическим небытием, поскольку нажитый на Чечне политический капитал обесценился бы в одночасье. Вот почему завопил С. Шахрай о том, что такая встреча – это позор России.

Вдруг в середине лета ни с того, ни с чего вышел из своего добровольного затворничества с мессианским заявлением Р. Хасбулатов. И тамошние «голуби» вдруг заворковали «по - ястребиному». Непонятным образом Москва стала возводить в ранг политиков отпетых уголовников. А в ней самой, неизвестно за чей счет, стали возникать различные комитеты согласия, спасения, возрождения. Но, несмотря на этот поднятый спецслужбами политический ажиотаж вокруг Чечни и ее президента, Борис Николаевич однозначно заявил, что российские вооруженные силы не вмешаются во внутричеченский конфликт. Правда, в держании слова Бориса Николаевича не упрекнешь.

Осенью произошли обвальные перемены, не только в речах, но и в делах. Так, вместо хитроватого и «тонкого» теоретика советского строительства С. Шахрая курировать такую тонкую материю, как межнациональные отношения, взялся не менее « тонкий» в этих делах вчерашний специалист средней руки в области сельского хозяйства Егоров. А в речах первого появились подстрекательские нотки, что за Дудаевым и стоят - то всего 120 человек.

Заговорили о «конституционном порядке и легитимности власти в Чечне (забыв при этом сентябрь-октябрь 1993 года) как будто не было ее трехлетнего независимого существования со всей конституцией, политическими и государственными институтами власти. Да и сейчас вокруг Чечни, как немой свидетель этого, стоят таможенные и пограничные посты. Где это видно, чтобы подобные барьеры возводились внутри государства? В общем, российское общество подготавливали к адекватному восприятию.

А втихую от него в Надтеречном районе через ФСК подготавливалась база для вторжения. Кто только в Чечне, оказывается, не работал на нее! Ноябрьский штурм показал, что втихую от мирового сообщества Д. Дудаева не свергнут, и в последний момент открыли забрало.

Все это время очевидно было, что президента России толкают на опрометчивый шаг, что делается это вовсе не его истинными сто-ронниками, а противниками. Была еще надежда, что Г. Коль и Б. Клинтон остановят его, но напуганные Борисом Николаевичем «исламским фундаментализмом», они решили за благо сыграть роль современных чемберленов. Да, видимо, и прессинг со сторо-ны окружения был столь силен, что и природная интуиция отка-зала Борису Николаевичу.

В истории, тем более, в состоявшейся личности, не бывает случайных перемен. И скрытые мотивы этого безрассудного, казалось бы, шага объяснимы. Они кроются в самой его натуре. Кого и что только в безмерной тяге к власти он не предал!

Что касается политического окружения, всецело обязанного ему своим нынешним положением, то оно прекрасно понимало, что широко обещанные реформы не пошли, а выборы на носу. И тут каждому не объяснишь, что виноват не Ельцин, а так устроенная несчастная Россия. А быть отринутым от власти, когда еще не до конца поделен пирог общественной собственности – нет, такая перспектива их не устраивала. Удержаться любой ценой!

А чем взять простодушного избирателя? Конечно, квасным патриотизмом. « Собиратель земли русской» - тут уж и Владимир Вольфович завоет от злости.

Ведь была же возможность спасти имя первого президента России, когда он, связанный конституционной уловкой, обратился за помощью в Федеральное Собрание решить проблему в рамочном порядке. Но его не захотели понять из-за тех самых выборов. Даже С. Шахрай не помог.

Нет сомнения, что истинные виновники этой трагедии рано или поздно сядут на международную скамью подсудимых, ибо последствия столь трагичны, что еще долго будут сказываться на судьбах чеченского и русского народов. Да и не только их. Власть ради власти – это всегда преступление.

Сегодня российского обывателя пугают призраком грядущего фашизма. Проснитесь, господа, он уже пришел в Россию.

« Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью».

« Вы находитесь под защитой Конституции, Президента».

 

Эти слова принадлежат А. Гитлеру и Б. Ельцину, и обращены они к солдатам, идущим убивать.

Фашизм – это прежде всего атрофия понятия добра и зла. В Германии он зачинался с поиска лиц известной национальности.

История повторяется, но уже в другом месте, с другими «лицами». А мы еще празднуем победу над ним.

Сулим Юнусов

Газета ИЧКЕРИЯ № 10 ( 351 ) пятница 5 мая 1995 год.

От редакции Чечен-пресс: Материал впервые вышел в Хасав-юртовской районной газете и имел широкий резонанс. Статью перепечатали многие кавказские издания, в том числе кабардинская газета «Адыге Хасе».