
Интересная статья в последнем номере британского "Экономиста", в которой автор (-ы) ищут ответ на вопрос почему американские ультра-правые, MAGA, так хорошо находят общие точки соприкосновения с русскими.
Опускаю короткое вступление, в котором автор напоминает, что русофилия когда-то была болезнью американских левых, которые оправдывали сталинизм и советский тоталитаризм. Когда Такер Карлсон год назад ездил в россию слушать длинную лекцию путина про половцев, он также посетил выдающегося антилиберального русского мыслителя (я бы взял это слово в кавычки, но в журнале их нет), которого иногда называют «путинским Распутиным». Такер влюбился в него и восторженно кивал, когда Дугин критиковал "неудачи либерализма" и излишества "вокизма". Этот разговор был не просто эксцентричной провокацией чувака, который ищет внимание MAGA; это - окно в серьезное философское согласие, которое возникает между американскими и российскими правыми.
1. Наиболее очевидным является совпадение по геополитике, особенно по Украине. Правые сторонники жесткой линии MAGA возражали против военной помощи Джо Байдена Украине не только из партийного инстинкта, но и потому, что они считали, что Украина должна была быть более "сговорчивой" по отношению к своей региональной сверхдержаве. Так же, как Америка может диктовать условия в своей сфере влияния, Канаде по торговле или Панаме по ее каналу, Россия, гласит эта мысль, имеет права на Украину. Сторонники «Америки прежде всего» являются реалистами, а не идеалистами, как их неоконсервативные предшественники. Они считают иностранное вмешательство бесполезным авантюризмом. Их взгляд на мир многополярен, как и у Дугина.
2. Сближение, согласование (the alignment with) с MAGA подразумевает нечто большее, чем только геополитика. На Западе международная коалиция националистических консерваторов, простирающаяся от трампизма в Америке до болсонаризма в Бразилии и орбанизма в Венгрии отвергает основные принципы просвещенного либерализма, такие как индивидуализм и универсальность прав человека.
Эту критику либерализма разделяют и российские защитники путина, которые видят себя в одном альянсе с западными национал-консерваторами против декаданса и развращенности либерализма. Они презирают глобализм и "вокизм", которые считают логической конечной остановкой западного либерализма. Чтобы предотвратить глобальную гегемонию любого рода, национальные консерваторы в Америке, Франции, Венгрии и Италии утверждают, что высшим должен быть суверенитет национального государства. В то время как Дугин когда-то утверждал, что Россия должна создать ось с Германией и Японией («расчленив» Китай в процессе), чтобы противостоять американской гегемонии, теперь он признает, что такие усилия не нужны. «С каждым днем становится все более и более очевидным, что США и Россия находятся на одной волне, а на противоположной находятся глобалисты ЕС», — написал он недавно в X.
Можно было бы предположить, что между MAGA и российскими правыми будут непримиримые разногласия, поскольку Дугин прямолинеен в своей защите авторитарного государства, объединенного с Православной Церковью. В то же время в Америке цель — разрушить либеральное государство. «В случае России государство является воплощением нации. В США это не так. Трамп разрушает федеральное государство в то время как цель путина — укрепить государство», — говорит Марлен Ларуэль, профессор Университета Джорджа Вашингтона.
3. В этом отношении российские правые не представляют собой мейнстрим интеллектуальных правых трампистов. Тем не менее, некоторые из их идей находят отклик у более маргинальных деятелей. Одним из направлений правой, постлиберальной мысли в Америке является "интегрализм". Его приверженцы выступают за объединение католической церкви с государством. Некоторые, как Патрик Денин, критик либерализма и профессор Университета Нотр-Дам, выступают за «аристопопулизм» — замену правления нынешней, декадентской элиты другой элитой с "правильной политикой".
Американские мыслители, связанные с так называемым «Темным Просвещением» или «неореакционным движением», более прямолинейны в своих аргументах против эгалитаризма и демократии. Кёртис Ярвин, один из таких мыслителей, призывает к американской монархии, которой управлял бы диктатор-президент, фигура, которую иногда более вежливо называли бы «национальным генеральным директором». Вице-президент Дж. Д. Вэнс одобрительно цитировал работу Ярвина, хотя и не монархические аспекты его мировоззрения, и приветствовал его на недавней вечеринке шуткой: «Ярвин, ты реакционный фашист!»
4. Есть и другие различия. Западные национальные консерваторы стремятся защитить национальное государство от глобализма, тогда как святыней для Дугина (и путина) является русская цивилизация-государство, которая выходит за пределы Вестфальских границ. «Они называют меня ультранационалистом, но я вовсе не националист!» — сказал в своем интервью Дугин.
Работы Дугина пронизаны заповедями традиционализма, эзотерической школы, которая утверждает, что все религии являются аспектами одной единой Традиции. Стив Бэннон, бывший советник Трампа, также цитировал мыслителей-традиционалистов, таких как Юлиус Эвола; он и Дугин провели восемь часов, разговаривая в 2018 году в отеле в Риме. Бэннон утверждал, что Соединенные Штаты и Россия являются как христианскими, так и националистическими по своей сути и это является прелюдией к новой республиканской концепции американской идентичности, основанной на "почве и народности" (rootedness and peoplehood), а не на личной свободе и свободных рынках. Объединение с российскими мыслителями остается возможным, поскольку, по словам Дугина, «все антилиберальное — хорошо».
-----------------------
Демократы убедили себя, что Трамп - агент российской разведки, и что вмешательство путина обеспечило ему победу на выборах в 2016 году. И хотя не было представлено никаких убедительных доказательств, это дало им повод недооценивать силу трампизма — до тех пор, пока он не восторжествовал снова в 2024 году, на этот раз с победой по результатам всенародного голосования. Этот опыт, возможно, сблизил Трампа и Россию: «Путин прошел со мной через ад. Он прошел через фальшивую охоту на ведьм», — мимоходом сказал Трамп, когда отчитывал Владимира Зеленского в Овальном кабинете. Свалив однажды все на "русификацию Трампа", либералы, возможно, упускают из виду что-то более серьезное и происходящее на виду.