Разум, лишённый силы духа, становится страданием для его обладателя, так как, осознавая, что является правильным и не имея силы воплотить это в жизнь, носитель разума ненавидит сам себя. Так же и сила духа, лишённая разума, превращает человека в быдловатое существо, которое суёт свой нос везде и во всём, думая, что он может что-то изменить.
Хьату Абу Шерипа во1 Шамал
29.10.2022
Если человек жаждет свободы, он должен уметь давать её другим. Только раб будет любить порабощение!
Я уже многие годы пытаюсь развить в себе обобщённую схему отношений к людям и своему восприятию к чужому мнению. Людей так много, и столько же мнений и идеологий, как совпадающих с моими взглядами, так и далёких и не понятных для меня. И вот, что я усвоил. Никто, и это ключевой момент, никто не должен что-то видеть и воспринимать, как я. Никто не обязан, и мало того, не в долгу передо мной даже задумываться о моих взглядах, о мировоззрении, теми, что я считаю правильными и обдуманными. Каждый человек имеет данное Богом право на собственное мнение. Это и есть свобода. Мало того, он должен иметь право высказать его, не боясь быть оскорбленным, попранным или, тем более, убитым. Но, так же, как и я, любой человек должен быть готов к тому, что с ним не будут солидарны и согласны, что ему возразят или не поймут. Только все должны понимать, что мнение, высказанное тобой, не должно оскорблять или задевать то, что твой оппонент считает очень святым или, по-крайней мере, веским и важным для себя. Тот же из нас, кто этих элементарных правил «игры» ещё не понял, или просто не задумывался об этом, никогда не должен занимать какие-либо управленческие посты, должности и просто не имеет права быть лидером мнений, да, и вообще должен забыть про всякие трибуны, где он может быть услышан дальше, чем свои мысли. Это был первый момент моего развития. И это основа.
Второй принцип развития своей личности и своей нравственности основан на довольно банальной, на первый взгляд, основе - человечности.
Человечность проявляется не тогда, когда мы спасаем котёнка, застрявшего на дереве, или даём доесть бургер голодному бездомному. Твоя человечность проявляется в том, как ты ведёшь себя с теми, кто находится в твоей власти. Например, твои маленькие дети. Как ты относишься к ним, когда вас никто не видит? Сдерживаешь ли ты свой гнев, не проявляешь ли равнодушие, можешь ли выслушать проблемы своей маленькой девочки, не смотря на то, что это кажется тебе забавным? Или отношение к престарелым родителям, когда они ворчат? Спроси себя, и честно ответь себе. Человек запросто может обмануть самого себя, находя оправдание своему поведению, роясь в своих мыслях и находя веские аргументы, подтверждающие «правильность и необходимость» своего поступка. Человечность в том, что ты благородно отнесёшься к своему врагу, несмотря на то, что тот вёл себя лишь подло и заслужил худшего. Но если кто-то повёл себя гнусно, может ли это поменять тебя? Может ли отвратительное поведение сменить твое благородство на подлость? А был ли ты тогда благородным, если какой-то недостойный человек меняет тебя? Если ты возвращаешь должное мерзавцу, есть ли это человечность? Эти вопросы требуют ответов. И эти вопросы должен я задавать себе постоянно и регулярно отвечать на них, не ища оправдательные аргументы и сглатывая комок в горле из-за того, что я поступал не так, как того требовала моя честь. Это второй момент, и он не менее важен, чем первый.
Продолжение следует, вместе с моими годами и опытом.
Хьату Шамал