Расскажу и о нашей преподавательнице немецкого языка, интересовавшей нас, благодаря ее «знатному происхождению», хотя и педагогом она была превосходным. Ее учебник по немецкому языку для вузов считался одним из лучших того времени. Она была русская немка во втором поколении, немецкий был ее родным языком, хотя она и по-русски говорила отлично. Как Гусев был интересен нам не своей высокой квалификацией знатока церковнославянского языка, а как секретарь Толстого, так и преподавательница немецкого языка интересовала нас больше своим знаменитым родственником. Фамилия ее (имени ее не помню) была Залежская, ее муж, В. Н. Залежский, был в 1915 г. кооптирована состав Русского Бюро ЦК большевиков в России. После Февральской революции он был введен в состав нового ЦК. Но не мужем, которого, собственно, кроме историков партии, никто не знает, она была замечательна, а своим двоюродным братом – Лениным. Залежская была урожденная Бланк. Александр Дмитриевич Бланк, немец, был женат на Анне, дочери немецкого купца Иогана-Готлиба Гросскопф. В числе других детей супружеской четы Бланк были две дочери: одна – мать нашей учительницы и другая – мать Ленина. Наша учительница, разумеется, очень гордилась своим знаменитым двоюродным братом, но никогда не называла его так, предпочитая этому сложному русскому определению короткое и звучное французское слово: «кузен». Она охотно и много рассказывала о молодом и взрослом Ленине (интересно, почему Москва, которая заносит в «Лениниану» всякий чих Ленина, не публиковала никогда чрезвычайно занимательные рассказы Залежской о предках «Володи» и о самом «Володе»?). После войны некоторые еврейские публицисты сочинили теорию о «четверти» еврейской крови у Ленина. Не только сочинили, но и настойчиво стали доказывать бывшему соратнику и биографу Ленина – Н. Валентинову, что он неправ, отрицая наличие у Ленина еврейских предков. Даже такой добросовестный и отличный биограф Ленина, как Давид Шуб, и тот соблазнился этой теорией. Как раз Шуб приводил цитату из Горького – Ленина, которая не может не щекотать самолюбие еврея: «В разговоре с Максимом Горьким Ленин ему как-то сказал: «Умников мало у нас. Мы народ, по преимуществу, талантливый, но ленивого ума. Русский умник почти всегда еврей или человек с примесью еврейской крови» (М. Горький. Собр. соч., т. 17, с. 36).
Шуб комментирует: «Это, несомненно, со стороны Ленина была не случайно оброненная фраза» («Новый журнал», № 63, 1961, с. 290). Вывод напрашивается сам собою: Ленин был умен, потому что у него была примесь еврейской крови. Поэтому к «генеалогии Ленина», предложенной Валентиновым, Шуб внес дополнение: «Валентинов установил, что в Ленине была славянская, немецкая, шведская и калмыцкая кровь. К этому надо прибавить – и еврейскую» (там же, с. 291). Я думаю, что не надо прибавлять Ленину «еврейскую кровь», потому что для этого нет никаких оснований. Сами по себе широкие скулы и раскосые глаза Ленина так же мало говорят о его калмыцкой крови, как его острый ум о еврейской крови. Хотя русские националисты охотно уступили бы евреям всю кровь Ленина, не только «четверть», но не стоит сочинять легенды там, где существуют бесспорные исторические документы. Они говорят, что дед матери Ленина Иоган Гросскопф был немецкий купец, женатый на шведке Анне Беате Эртедт, их дочь Анна Гросскопф была бабушкой Ленина по матери. Дед Ленина по матери Александр Бланк окончил в 1824 г. Петербургскую медико-хирургическую академию, получив звание доктора медицины. Семь лет работал в Петербурге полицейским врачом. Потом работал врачом в разных губерниях, уйдя в отставку, купил имение и крепостных. Обо всем этом рассказывала двоюродная сестра Ленина. Советская писательница Мариэтта Шагинян, которая установила, что у Ленина был дед калмык, пишет, что, заполняя анкету переписи 1922 г., на вопрос, кто был его дед, Ленин ответил: «не знаю». Почему? Чтобы не сказать, что у него один дед был монголом, а другой дед был немцем, ибо хорошо знал, что у народа, во главе которого он стоит, слишком живы были исторические воспоминания как о монгольском иге, так и о немецком засилье при царицах и царях.
Среди преподавателей новой и новейшей истории России один человек – который состоял в партии с 1917 г., был политкомиссаром в гражданской войне, кончил данный ИКП в 1926 г., – занимал самое выдающееся положение. Для этого были, кроме его биографии, две причины: одна – его необыкновенная способность придавать исторической науке максимальную текущую «большевистскую партийность»; другая, еще более важная, – он был личным секретарем Сталина по Главной редакции многотомной «Истории гражданской войны в СССР».
Когда в открытой партийной борьбе между соратниками Ленина за его наследство победил тот, о существовании которого до самой смерти Ленина знало только его ближайшее окружение, – Джугашвили – Коба – Сталин, – то появилась необходимость переписать заново всю историю партии, революций и гражданской войны, чтобы доказать, что триумф Сталина не каприз истории, а ее закономерность. В истории партии надо было поставить Сталина на один пьедестал с Лениным, скинув оттуда побежденных в мусорный ящик истории («горе побежденным»!) , а в политике обосновать тезис: «Сталин – это Ленин сегодня». Доказать и обосновать это в свете и при помощи старых газет, существующих исторических источников, архивов партии, мемуарной литературы ее ветеранов, да и писаний самого Сталина казалось задачей невыполнимой, а усилия в этом направлении бесперспективными. В партии укоренилось твердое убеждение, которое господствовало в советской литературе периода правления Ленина: у истоков большевизма стояли три человека: Ленин, Зиновьев, Каменев. Рулевым Октябрьской революции был один человек: Ленин Вождем Красной армии и организатором победы в гражданской войне был один человек: Троцкий. И вот упомянутый наш преподаватель решил доказать историческую неточность и политическую порочность данной схемы. Он представил в ЦК исследовательский реферат, в котором выдвинул другую схему: большевистскую партию создали два человека: Ленин в эмиграции, как литератор и глава заграничного бюро ЦК, а Сталин в России, как профессиональный революционер и глава русского бюро ЦК; Октябрьской революцией тоже руководили два человека: Ленин как руководитель ЦК и Сталин как руководитель Партийного центра по восстанию; правда, вождем Красной армии и организатором победы в гражданской войне по этой схеме был только один человек: Сталин.
Автор реферата требовал создать коллектив авторов для написания истории по этой новой схеме и сам явно напрашивался на руководство таким коллективом. Под документом стояла подпись: заведующий кафедрой истории СССР ИКП И. Минц. Профессор Ванаг, недолюбливавший Минца как соперника, узнав от какого-то своего друга из ЦК о реакции Сталина на «научное открытие» Минца, торжествовал. Сталин, прочитав доклад Минца, якобы сказал: «Этот местечковый еврейчик просится в первую гильдию»! Но Ванаг торжествовал напрасно: очень скоро появилось постановление ЦК приступить к изданию многотомной монументальной «Истории гражданской войны в СССР». Главным редактором был назначен Сталин, а его секретарем – Минц. Минц читал у нас курс лекций по русской истории XX века и вел семинары по истории Октябрьской революции и гражданской войны. Как лектор Минц – мастер мирового класса. В отличие от буйного «анархиста» в риторике проф. Пионтковского, его конкурента по XX веку, Минца выгодно отличало олимпийское спокойствие суверенного знатока, даже там, где он явно фальсифицировал историю, а его эпическая манера изложения этой фальсификации действовала подкупающе. Совершенным антиподом самому себе выглядит он в своих писаниях: возьмите его послесталинский гигантский труд «Великий Октябрь» в трех томах, более трех тысяч страниц, – это воистину «сизифов труд» абсолютной бессмыслицы. Всю новую информацию их этих трех томов можно изложить на трех страницах. И таким бесплодным трудом занимается человек выдающихся исследовательских и литературных способностей в условиях, когда его повелитель давно умер, и такие люди, как Минц, могли бы реабилитировать и себя и историческую науку, восстановив действительную историю Октябрьской революции. Видно духовно все еще не умирающий мертвец так цепко хватает за фалды неизнашивающегося догматического мундира своего живого ученика, что тот никак не может оторваться от учителя, даже мертвого.
На семинарах Минц вводил нас в закрытую лабораторию редакционного искусства Сталина (несомненно, делая это с разрешения самого Сталина). Минц приносил нам оттиски печатного набора первого тома «Истории гражданской войны», прочитанные и отредактированные лично Сталиным. Никаких его принципиальных замечаний я не запомнил, но в памяти остались почему-то мелкие исправления Сталина, которые становились потом принципиальными, даже «гениальными», потому что их сделал сам Сталин. Вот некоторые из них: подзаголовок первого тома «Истории гражданской войны в СССР» (почему в «СССР»? Ведь гражданская война была не в СССР, которого тогда еще не существовало, а в России, – но тут Сталин не сделал исправления) гласил: «Подготовка Октябрьской революции», Сталин исправил: «Подготовка Великой Октябрьской революции» (впоследствии Сталин исправил самого себя, добавив еще одно прилагательное: «Великая Октябрьская социалистическая революция») . (Кстати тогда же Сталин дал указание больше не писать в советских книгах «Великая французская революция», а писать просто «Французская буржуазная революция».) Далее в тексте стояло: во время мировой империалистической войны среди меньшевиков на левом фланге за поражение царской России в войне стоял Мартов и немножко левее – Троцкий. Сталин выкинул слово «немножко» и исправил фразу о Троцком так: «и чуточку левее Троцкий». Везде в тексте последний русский император Николай II фигурировал только под своим именем без титулов: «Николай приказал», «Николай выступил», «Николай ушел». Сталин сбоку написал и подчеркнул: «Николай не ваш дядя, надо писать: «царь Николай II». Подсознательный пиетет? Скрупулезность историка? Нет, конечно, ибо перед именем того же Троцкого его титулы: «Предреввоенсовета», «нарком по военным и морским делам», – Сталин начисто вычеркивал, или когда приходилось говорить о «вредительском» приказе Предреввоенсовета Троцкого, то титул «Предреввоенсовета» Сталин брал в иронические кавычки и писал с маленькой буквы. Забраковал Сталин и порядок размещения фотографий группы членов и кандидатов в члены ЦК, избранного на IV съезде в июле-августе 1917 г. Этот ЦК руководил Октябрьским переворотом и поэтому Главная редакция решила опубликовать в первом томе его коллективную фотографию, но все еще не совершенный секретарь совершенного генсека – Минц расставил членов ЦК в алфавитном порядке, сделав исключение только для Ленина, который ставился во главе фотографии. Сталин сделал еще одно исключение: для самого себя, поставив себя в крупном плане вне алфавита во главе фотографии рядом с Лениным. Над фотографией сделали еще и другую операцию: размер фото членов ЦК уменьшался по убывающей линии алфавита – поэтому фото Троцкого оказалось в последнем ряду, в самом низу, совсем малюсенькое, рядом с ненавистными Сталину Урицким и Шаумяном. И все же было удивительно, что за два года до «Великой чистки» Сталин согласился на публикацию фотографий действительных руководителей Октябрьского переворота.
Маленький эпилог. Летом 1960 г. я поехал от имени Мюнхенского института по изучению СССР на Международный конгресс историков в Стокгольме, совершенно не догадываясь, что меня ждет большой сюрприз: я встретил там своего бывшего учителя академика Минца в составе советской делегации историков, которую возглавлял тот, кто так безжалостно разносил в 1949 г. Минца как «безродного космополита»: академик милостью Сталина А. Л. Сидоров. В результате этой кампании Минца лишили постов и работы. Последний раз в СССР я видел Минца в 1937 г. С тех пор прошло почти четверть века, да какая еще четверть: была «Великая чистка», загнавшая сотни тысяч в могилу, миллионы в концлагеря; была великая и ужасная война, унесшая 55 миллионов человеческих жизней, из них в одном только СССР более 20 миллионов, на костях которых Сталин стал «генералиссимусом»; последовала смерть века – умер бог партии – Сталин, объявленный потом своей же партией лжебогом. Советский Союз шагнул из одной эпохи в другую, надежды на «оттепель» не казались тоже утопией, постоянный спутник каждого советского гражданина – сталинский дамоклов меч над его головой – исчез из виду, а самое примечательное – инфляция хамелеонов в самой сталинской партии побила все рекорды ее предыдущей истории, – словом, все двигалось, менялось, приспособлялось, но оказалось, что не менялся только мой учитель. В одном из разговоров, в предельно учтивой форме, я напомнил Минцу кампанию против «космополитов» и две статьи того времени – его статью «Ленин и историческая наука» за классовый подход в исторической науке, и ответ ему Сидорова «Сталин и развитие исторической науки» – за патриотический подход в науке. Минц слушал внимательно, но на его широком каменном лице я не заметил никакой реакции. Меня это крайне удивило, тем более, что, проживи Сталин еще один год – Минцу бы не быть в живых!
– Но ведь в этой дискуссии ленинская правда была на Вашей стороне, – спровоцировал я Минца на реакцию и получил ответ академика, который должен был засвидетельствовать ущербность моего понимания происходившего тогда:
– Оставьте, это спор между самими славянами, – процитировал Минц «Клеветникам России» Пушкина по поводу польского восстания 1831 г.
У меня чуть было не вырвалось.
– Пардон, мастер, какие же вы там «славяне»?! Сталин – грузин, Минц – еврей, Сидоров – Иванушка-дурачок !
На другой день тот же разговор я намеренно затеял с Сидоровым. Без всяких дипломатических околичностей я прямо спросил Сидорова:
– Не кажется ли вам, что в свете решений XX съезда в вашем споре с Минцем ленинская правда оказалась на стороне Минца?
– Нисколько! Тогда партия думала так, как ее я представлял в той дискуссии, сегодня партия думает иначе, как это записано в решениях XX съезда.
- Вы хотите сказать, что такова диалектика советского развития?
- Совершенно точно! Я вижу, что вас чему-то научили в «Красной профессуре».
В это время подошел «нянька» советского академика и под ручку увел Сидорова «по срочному делу».
Когда я целиком было погрузился в академическую жизнь Института и усердно начал изучать труды классиков моей будущей специальности – русской истории, – меня постиг удар, который парализовал не только мои занятия, но даже мою волю к жизни. Об этом я и хочу рассказать в следующей главе.
11. ПОД ВЕРХОВНЫМ ПАРТИЙНЫМ СУДОМ
За мое десятилетнее пребывание в партии у меня было несколько столкновений с ее национальной политикой. И все мои столкновения происходили из-за трагического недоразумения: тактику партии в национальном вопросе я принимал за ее стратегию, ее национальную демагогию за ее национальную политику, ее сказки о «национальном суверенитете» за реальность. Когда текущая практика беспощадно опрокидывала красивые теории, я начинал возмущаться: караул, искажают «ленинскую национальную политику»! Значительно позже я начал понимать не только бесполезность, но и опасность кричать «караул». Более того – я начал задумываться, не представляет ли отказ партии от ее национальной программы наиболее яркое доказательство начинающегося политического перерождения самого режима. Анализы из «Бюллетеня печати ЦК» толкали именно к этому выводу. Надо признаться, что, даже находясь внутри партии, мы плохо понимали ее суть, ее возможности, ее далеко идущие цели. Даже сомневающиеся коммунисты отнекивались от любых дискуссий отговоркой: «Я высокой политикой не занимаюсь!» С тех пор как обозначилась тирания Сталина, отговорка «я высокой политикой не занимаюсь» была так же нелепа, как сказать «я воздухом не дышу». Людьми, которые не занимаются политикой, как раз наиболее успешно занимается сама политика. Сталин стал возможным, в конечном счете, из-за того, что при нашей поддержке или при нашей пассивности ему безнаказанно удалось политически кастрировать интеллигенцию и духовно обезглавить народ.
С первых же дней своего прихода к власти большевики и были постоянно заняты перековкой советских людей – от детских яслей до старческих домов – в той социальной кузнице, которая называется «школой коммунистического воспитания». Через нее из сознания человека вышибают (или просто заглушают) его гражданскую или, выражаясь по Аристотелю, «разумную душу», в то время как его врожденный животный страх намеренно обостряют через перманентный террор. В основе такой концепции лежит идея, что народ сам по себе – безмозглая толпа, говорящий скот, которым надо править не законом, а бичом.
Вопреки собственной догме, что масса делает историю, а не герои, большевики вместе с Ницше убеждены, что масса – лишь «навоз истории» и что историю делают именно герои, избранные личности.
Как большевистскую революцию делает, по Ленину, «сознательное меньшинство», возглавляемое маленьким «ядром профессиональных революционеров», точно так же и большевистским государством тоже правит узкая клика несменяемых «мастеров власти», опирающаяся на гигантскую партийно-полицейскую машину организованного насилия. Но поскольку официальная марксистская философия о «народовластии» находится в очевидном противоречии с практикой правления (неограниченная диктатура маленькой клики над народом), то большевики сняли это «диалектическое» противоречие простейшим образом: клика сама себя назначила «авангардом» народа, обязав народ благодарить этот «авангард» за доверие к народу (не анекдот, а факт – когда на последних «выборах» в Верховный совет СССР генсек Брежнев выставил свою кандидатуру в одном из московских округов, то первый секретарь московского горкома Гришин благодарил Брежнева «за доверие к москвичам»!).
Под конец дело дошло до того, что народ из категории этнографической превратили в категорию партийную, назвав его «советским народом». Согласно этой догме – каждый гражданин СССР сначала «советский человек», а потом только русский, украинец, узбек, грузин и т. д. Скрытый смысл сей философии ясен каждому: это курс на этнический геноцид, чтобы люди забыли свою историю, культуру, традицию. Только такие Иваны и Ибрагимы, «не помнящие родства», могут быть безотказными роботами в руках претендентов на осуществление мировой революции и создание глобальной империи. Поскольку ведущим народом внутри советской империи является «старший брат» – русский народ, язык которого должен стать в будущем единым и единственным языком для всех нерусских народов, то ему вынуждены давать определенные поблажки. Их характер хорошо определил один «нацменовский» поэт: если русский поэт пишет о величии России, то это считается «патриотизмом», если я пишу то же самое о своем народе, то это объявляют «национализмом».
Среди самих русских коммунистов всегда было и есть много великорусских шовинистов из нерусских, на которых Сталин с самого начала делал ставку. Ставка, на великодержавников помогла ему разгромить и грузинскую оппозицию против себя, выдавая ее за антирусскую оппозицию (Сталин сочинил фальшивку: «уклонисты запрещают грузинкам выходить замуж за русских»). Как раз в связи с походом великорусских шовинистов – Сталина, Дзержинского и Орджоникидзе – против грузинского руководства во главе с Мдивани и Махарадзе Ленин писал: «Известно, что обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского настроения» (Ленин, ПСС, т. 45, с. 358). Да и о своих русских учениках Ленин говорил: «Поскрести иного коммуниста и найдешь великорусского шовиниста». Нигде это так наглядно не было продемонстрировано, как на XII съезде партии, где обсуждалось искусственно созданное Сталиным «грузинское дело». Приведу любопытные выдержки из речи Бухарина на этом съезде: «Почему Ленин с такой бешеной энергией стал бить тревогу в грузинском вопросе? Почему Ленин не сказал ни слова в своем письме об ошибках уклонистов, и, наоборот, все слова сказал, и четырехаршинные слова сказал против политики, которая велась против уклонистов? ... Он знает, что нужно бить главного врага. Например, на этом съезде нечего говорить о местном шовинизме. Это вторая фаза нашей борьбы... Вы заметьте, что с т. Зиновьевым произошло, когда он говорил против местного шовинизма, – гром аплодисментов отовсюду посыпался. Какая замечательная солидарность... Но когда речь идет о русском шовинизме, там только кончик торчит (аплодисменты, смех), и это есть самое опасное» (Двенадцатый съезд РКП (б). Стеногр. отчет», 1923, ее. 563-564). Но в той же речи Бухарин засвидетельствовал и свое полное невежество в «политике дальнего прицела» Сталина как раз в угоду данной аудитории: «Я понимаю, когда наш дорогой друг т. Коба-Сталин не так остро выступает против русского шовинизма и что он, как грузин, выступает против грузинского шовинизма» (там же).
Все это я напоминаю вот почему – я очень поздно понял, что в решении национального вопроса между Лениным и Сталиным не было принципиальной разницы, вся разница была только в тактике: где Сталин предлагал рубить сплеча, Ленин рекомендовал действовать тихой сапой. Назначенный в первом же советском правительстве Ленина наркомом по делам национальностей, Сталин правил национальными окраинами на правах новоявленного вотчинника. Не только физически, но и политически будущий тиран всей страны родился на окраине, которая стала опытным полем задуманной им всероссийской инквизиции. Ведь даже независимую Грузию, признанную советской Россией, он оккупировал на штыках XI Красной армии, вопреки Ленину, требовавшему действовать именно в Грузии «архиосторожно». За оккупацией каждой окраинной национальности следовала ликвидация ее национально-мыслящей интеллигенции. Ленин уничтожил цвет русской интеллигенции в центре, Сталин уничтожил всю интеллигенцию на окраине. Таково было разделение труда. Уничтожались не только люди, но и идеология, культура, памятники, быт, несозвучные большевизму. Дело дошло до того, что тысячелетняя национальная письменность мусульманских народов Востока на основе арабской графики была уничтожена, как письменность «мракобесов», а сами эти народы были объявлены «бесписьменными народами», чтобы навязать им сначала латинский, а потом русский алфавит, называя их теперь «младописьменными народами».
Мое восприятие большевизма происходило в юношеские годы через увлечение сказочной идиллией его национальной теории – равноправие всех рас и независимость всех народов. Мое разочарование в большевизме началось в зрелые годы, когда, после рассеяния теоретического тумана, начал вырисовываться звериный лик его неоколонизаторской практики. Частный пример маленькой Чечено-Ингушетии давал на этот счет уничтожающие доказательства. Однако разочарования часто чередовались с надеждами. Мудрый Сталин противопоставлялся его местным тупоумным сатрапам. Потом, наоборот, все зло приписывалось одному Сталину, который по «заблуждению» искажает Ленина. Отсюда делались совершенно наивные выводы: надо помочь партии и ее ЦК выправить национальную политику.
О первой моей инициативе в этом вопросе я уже писал, когда рассказывал о моей статье и дискуссии по ней в «Правде». Теперь хочу рассказать о второй моей попытке «открыть глаза ЦК», из-за которой чуть было не закрылись навсегда мои собственные глаза. Из этой второй попытки родилось партийно-уголовное дело на меня. Вели его сразу два учреждения: КПК при ЦК и НКВД СССР. Созданию дела предшествовали подвальные статьи против меня в органе чечено-ингушского обкома партии, в газете «Грозненский рабочий». Статьи были посвящены моим книгам по истории Чечни, меня обвиняли в «буржуазном национализме». Я спрашивал себя, неужели статьи инспирированы самим обкомом? Но почему? В 1933 г. произошло объединение двух родственных народов – автономных областей Чечни и Ингушетии. По этому поводу я даже написал брошюру: «Объединение, рожденное революцией» (Грозный, Партиздат, 1934), которая вышла из печати в январе 1934 г. ко дню открытия объединенной партийной конференции обеих областей. Я не был делегатом этой конференции, учился в Москве и состоял членом московской партийной организации. Тем не менее, я был избран на конференции в состав пленума нового обкома партии, а вот теперь в конце того же года, такой сюрприз: орган чечено-ингушского обкома партии поместил большую подвальную статью под заглавием: «Ошибки товарища Авторханова». Критиковалась моя книга «Революция и контрреволюция в Чечне» – за якобы «буржуазно-националистические ошибки» в ней. Статья была подписана заведующим агитпропом обкома партии и наполовину состояла из плагиата произведения критикуемого автора. Воздавая дань тогдашней церемонии начинать каждое историческое произведение с коленопреклонения перед Сталиным за его «Письмо в редакцию» журнала «Пролетарская революция», я посвятил этому «письму» несколько страниц в предисловии к названной книге. Моему критику эти страницы, видно, так пришлись по душе, что он их буквально списал без кавычек и даже без изменения порядка слов, выдавая за свое собственное «творчество», направленное против меня. Но плагиат мог быть оправдан тем, что о «письме Сталина» я писал лучше, чем он мог бы написать. Не то было поразительно, что критик совершал плагиат критикуемого произведения, а другое: обком прислал этот плагиат парткому и дирекции ИКП. Моя книга не была секретом для ИКП – она была мною представлена при приеме в ИКП вместо обязательной письменной вступительной работы. Проф. Н. Ванагу, которому дирекция поручила дать заключение о «критике», я просто показал украденные у меня места. По его заключению, дирекция сообщила чечено-ингушскому обкому, что критика недобросовестна, к тому же построена на плагиате у самого автора книги (дирекция ИКП в данном случае была моим невольным союзником, ибо она признала мою книгу за марксистскую и приняла как мою вступительную работу в ИКП) . Я посчитал все это за обычную интригу завистников, только было непонятно, почему интриганы путают в это дело обком партии. Но через самое непродолжительное время пришлось убедиться, что главный интриган – это сам обком партии. В «Грозненском рабочем» появилась новая статья: «Еще раз об ошибках т. Авторханова». Подписана она была на этот раз членом бюро обкома, заведующим облоно. В ней доказывалось, на основании критики той же книги, но в тонах уже злопыхательских, что ее автор несомненно националист, фальсификатор, может быть, даже злоумышленник, который заслуживает предания анафеме. Теперь стало ясно, что обком объявил мне войну. В напряженной атмосфере в партии, сложившейся после убийства Кирова, обком имел все шансы ее выиграть. Только я решительно не знал, в чем я провинился перед ним. У меня были лишь разные догадки. Первым секретарем обкома был Г. Махарадзе, которого мои недруги настойчиво убеждали, что я в Москве только тем и занимаюсь, что сочиняю разные поклепы на чечено-ингушское руководство, чтобы свергнуть первого секретаря и самому занять его место. Основанием для таких подозрений могли служить частые заметки в «Правде» об извращениях линии партии в Чечено-Ингушетии. В сентябре 1934 г. появилась даже большая статья в «Правде» известного фельетониста А. Аграновского о таких извращениях с ссылкой на анонимных чечено-ингушских писателей в Москве, которые дали ему сведения на этот счет. Обком, вероятно, решил, что эти сведения дал ему я. Но это была неправда. Их дали писатели из Чечено-Ингушетии, делегаты первого съезда писателей СССР в августе 1934 г. Шамсудин Айсханов, избранный на этом съезде членом Ревизионной комиссии, и Александр Рогов. У меня был гостевой билет на съезд, и они между заседаниями съезда показывали мне привезенные из Грозного материалы о том, какие методы чечено-ингушское начальство применяет в «социалистическом соревновании и ударничестве». Методы были любопытные. По отстающим нефтепромыслам водили буйвола с лентой на шее с надписью: «Вы лентяи, я лентяй – мы родные братья», а по отстающим аулам на сельхозкампаниях водили осла с другой лентой: «Вы ослы – я осел, мы родные братья». Результатом был не «творческий подъем», а волнения русских рабочих на промыслах и невыход на поле оскорбленных чеченцев. Нашему начальству, видимо, не давали покоя лавры изобретательного ,»князька» Кабардино-Балкарии Бетала Калмыкова, который созвал «Областной съезд лодырей» под лозунгом «Дивем на шее трудящихся» и на первом же заседании объявил весь съезд арестованным! Ему это сошло с рук, потому что такой произвол лежал в русле общей политики партии, а наши начальники могли пострадать, так как они не арестовывали, а лишь раздражали лодырей. Я нашим писателям сказал, что их материал просится на страницы «Крокодила», но ввиду его политического значения, им лучше обратиться в «Правду», что они и сделали. К материалам в редакции «Правды» отнеслись с полным доверием, поскольку Ш. Айсханов занимал в Чечено-Ингушетии ответственное положение как председатель Чечено-Ингушского радиокомитета и председатель Союза писателей в Чечено-Ингушетии (помню, тогда же мы побывали с Айсхановым в ГИХЛ у В. Тарсиса, ставшего позже первым советским диссидентом, который заведовал тогда сектором литературы нерусских народов и редактировал «Антологию чеченской поэзии», составленную Айсхановым).
Я не помню, какие именно факты из материалов писателей были использованы Аграновским, но фельетон его вызвал в партийном руководстве Чечено-Ингушетии целый переполох, если не сказать – панику. Его начали трепать всяческие краевые и центральные комиссии в поисках «головотяпов», а обком партии, в свою очередь, тоже пустился в поиски «доносчиков», разумеется, в величайшей тайне, ибо преследование «критики и самокритики» строго наказывалось (доносоманию намеренно культивировал сам Сталин). В конце концов в обкоме решили, что «доносчик» только один, и это – я. Вот тогда и началось в местной печати разоблачение меня как «буржуазного националиста». Беда заключалась в том, что я не мог заявлением на имя обкома опровергнуть его подозрения против меня, не подводя под удар истинных «доносчиков». Я этого не только не сделал, а, наоборот, в заявлениях в ЦК взял на себя ответственность за инициативу подачи названных материалов в «Правду» и этим объяснил, почему местная печать меня травит. В этом развернутом заявлении в ЦК, которое по существу было историко-политическим очерком развития событий в Чечено-Ингушетии за последние десять лет, я доказал только одно: как я безнадежно проморгал начавшуюся повсеместно чекизацию политики Кремля. Об этом говорил исходный пункт моего анализа: я доказывал, что обком партии самоустранился от политического руководства, что Чечено-Ингушетией поэтому руководят не секретари партии и не председатели Советов, а начальники и уполномоченные НКВД. Периодические восстания в горах и перманентное абречество в Чечено-Ингушетии – не результат беспокойного «национального характера» чеченцев и ингушей, а следствие намеренных провокаций карьеристов из НКВД. Почему же применяется такая практика? Мои доводы не были особенно оригинальны, но были неотразимы: за подавление восстаний, ими же спровоцированных, за поимки абреков, ими же созданных, уполномоченные ГПУ-НКВД быстро повышались в чинах и получали ордена. Я приводил факты искусственно организованных восстаний, создания мифических «националистических» групп и «центров» из людей, совершенно лояльных Советской власти, я рассказал, что при чечено-ингушском НКВД имелся даже отдел, беспримерный в других областях: «ББ» («борьба с бандитизмом»), но истинная цель этого отдела была не столько карательная, сколько «творческая»: разрабатывать «сценарии» по «фабрикации бандитов», в первую очередь из бывших красных партизан. Кроме дела Ибрагима Курчалоевского, я приводил и другие примеры, о которых я уже писал выше.
Я цитировал работы Ленина и Сталина и решения съездов и конференций партии по национальному вопросу. Центральные пункты всех этих документов: 1) в национальном вопросе надо проявлять максимальную эластичность и осторожность; 2) во главе национальных автономий надо ставить национальные кадры, знающие местные язык и историю, культуру и быт данного народа («коренизация»).
Я обвинял чечено-ингушское партийное руководство в грубейших извращениях этой ленинской национальной политики и систематическом очковтирательстве перед ЦК партии. Я слишком хорошо знал психологию своих местных «вождей», чтобы строить иллюзии: я шел на безоглядную атаку – «либо пан, либо пропал». Заявление я отнес лично в ЦК и отдал его одному из инструкторов Орготдела с просьбой вручить Щербакову. Прошел месяц, другой, но ответа не было.