По данному вопросу разногласия происходили не только между русскими и националами, но и внутри самих этих групп. Сказывались и прошлые закоренелые национальные предрассудки, и совершенно очевидное давление «эмигрантской улицы», когда, выражаясь по-парламентски, делегаты вынуждены были «говорить через окно», чтобы одних не обвиняли, что они «расчленяют Россию», а других – что они «продались русским». Таких демагогов в обоих лагерях было предостаточно. Кроме того, сказывался опыт разных поколений. Мы, тогда новые эмигранты, имели другой опыт, чем старшие как среди русских, так и среди националов. Два делегата НТС – Е. Р. Романов и А. Н. Артемов – были новыми эмигрантами и как таковые великолепно понимали позицию новых эмигрантов из среды националов, но как представители старой русской организации, в которой очень сильно было представлено консервативно-национальное направление, они должны были считаться со своей «эмигрантской улицей». Это даже отразилось в одном из выступлений А. Н. Артемова: «Та общественность, которая над нами всеми висит, она в значительной мере способствовала той атмосфере, которая здесь была. Я должен сказать, что в особенности мы, новые эмигранты, чувствуем в атмосфере эмиграции вообще, с чрезвычайным сожалением и скорбью, отсутствие этого единодушия и контакта, которые, как нам казалось там, в условиях диктатуры, так легко можно было бы осуществить в условиях свободы» (с. 152).
Когда дискуссия о названии окончательно завела нас в тупик, по существу раскололись и оба фронта: НТС и организация Мельгунова отклонили всякий компромисс, организация Керенского заняла централистскую позицию, организации Николаевского и Яковлева искали компромисс с националами. То же самое произошло и у националов. Организации Цинцадзе, Хаджибейли и Рагули решительно заявили, что на какие-либо новые уступки они не пойдут. В этих условиях я заявил, что в ущерб форме, но в интересах дела я временно принимаю русскую формулу названия центра: «Совет Освобождения народов России (СССР)», оставляя за собой право бороться за другое название.
Терпеливо выслушав мое довольно подробное обоснование, председательствующий (им был Цинцадзе, с которым мы потом стали большими друзьями) позволил себе не заслуженный мною выпад: «Я думаю, что это заявление мы обсуждать не будем, чтобы не создать такого состояния, что мы отсюда выйдем и разойдемся, потому что оно абсолютно не соответствует тому, что полчаса назад уважаемый г. Авторханов заявлял при других условиях здесь» (с. 139). После такого заявления председателя руководители армянской и туркестанской делегаций (обе новоэмигрантские организации) Сааруни и Канатбай демонстративно присоединились к моей позиции. Тогда председатель объявил заседание закрытым. Однако никто не расходился. Выступил Николаевский: «Я принадлежу к той русской организации, которая на вопрос о названии смотрит так же, как Канатбай и Авторханов. Мы за это название не держимся. Мы готовы согласиться на название «Советский Союз (Россия)» или даже скобок не будет. Но мы согласны, что нам так или иначе надо сговориться. Если справедливы те упреки, которые обращаются к нам, что в русской организации есть сторонники неуступчивости: если идет спор из-за буквы, когда часть наших организаций не соглашается уступать, то это относится и к вам Подводя итоги сделанному за эти дни, я должен сказать, что мы сделали очень много в отношении сближения... Мы должны сговориться о продолжении нашей работы» (с. 141). Хаджибейли поддержал это заявление Николаевского, но он добавил, что слово «Россия» для русских имеет принципиальное значение в смысле моральном, а для националов это слово имеет юридическое и формальное значение, «ибо мы не можем отказываться от своей независимости, которую мы в свое время объявили. Но я хочу сказать, что в своих статьях в европейской печати я никогда ни единого слова против русского народа не говорил, я служил общей работе, общему делу. Я все-таки человек русской культуры... (Название) отложить до будущего пленарного заседания. Что же касается (уже подготовленной) декларации, то я готов обеими руками подписать ее, чтобы наши враги почувствовали, что у нас есть общая воля к объединенной борьбе с ними» (с. 142). Но раздражение председателя против меня не улеглось. Оно запечатлено в протоколе заседания:
«Авторханов: Господин председатель, разрешите сказать.
Председатель: Председателя нет!
Авторханов: Тогда давайте изберем председателя заседания.
Председатель: Никакого заседания нет!»
Вот тогда раздражение председателя передалось и мне, кавказцу, не менее темпераментному, чем наш председатель Цинцадзе. Я не мог и не хотел оставить без ответа его упрек в моей беспринципности из-за моей, может быть, ошибочной, но продиктованной интересами дела, тактики примирения непримиримых и объединения необъединимых.
Когда, в годы оппозиций, на одном из пленумов ЦК Троцкий начал нападать на Сталина, то Сталин вышел из зала со всем своим пленумом, но Троцкий повернулся к стенографистке и сказал: «Продолжайте стенографировать, я имею дело с мировым пролетариатом!» Когда председатель, отказав мне в слове, закрыл собрание, то я в миниатюре как бы повторил жест Троцкого:
«Авторханов: Прошу застенографировать. Я не считаю, как меня упрекнул бывший председатель, что я в какой-то мере противоречу своему же поведению. Не только полчаса тому назад, но и полтора дня, даже 15 лет тому назад я не противоречил себе. Во-первых, за эту (национальную) резолюцию я не голосовал. Во-вторых, о существовании этой резолюции я слышал только здесь. В-третьих, идти на сближение ценой уступок формальных, добиваясь при этом соглашения по линии существенной, – такова была моя тактика с самого начала заседаний. Но, принимая во внимание: во-первых, что в нынешней атмосфере, во всяком случае в составе национальной делегации, вопрос о создании единого фронта народов Советского Союза невозможно разрешить; во-вторых, что русская делегация, при всей своей толерантности в отношении содержания программы единого фронта, не сочла возможным пойти навстречу желаниям национальной делегации по форме, – принимая все это во внимание, я покидаю этот зал и надеюсь, что когда-нибудь в другой обстановке мы будем бороться единым фронтом всех народов...» (сс. 142-143).
Настойчивые требования почти всего пленума, что нашло свое отражение и в стенографическом отчете, заставили меня отказаться от намерения покинуть пленум и уехать. Люди, близкие мне, знали, что я не разыгрываю представление и в деле личной чести бескомпромиссен так же, как бескомпромиссен в вопросах священного права любого народа на самоопределение и независимость.
Совещание кончилось принятием общей декларации. Название решили обсудить на следующем Совещании в Мюнхене. Была избрана межнациональная комиссия с правом созыва этого совещания и ведения текущих дел. После деловой части мы с Артемовым выступили со спонтанными речами.
«Артемов: ... Я выражу мнение, по крайней мере, наших российских организаций: это совещание не было пустым, оно не прошло даром. Даже те точки зрения, которые мне представлялись и представляются абсолютно невероятными, требуют того, чтобы над ними подумать. Например, в беседе с г. Рагулей я получил совершенно другое освещение и обоснование некоторых вещей. Я не буду думать о сепаратистах так, как раньше думал, и г. Рагуля сказал мне то же самое – что можно установить контакт. Должен сказать, что и у нас (русских) есть расхождения: не нужно этого скрывать... и у представителей национальностей тоже не всегда было все согласовано. На то здесь демократия, а не тоталитаризм. Но здесь не было какого-то блока, которому противостоял бы другой блок. Мы защищали свои интересы, но цель у нас одна. Мы можем разойтись с более теплым чувством... И в этих теплых человеческих чувствах заложена гарантия того, что мы оставшиеся нерешенными проблемы, в конце концов, разрешим, этот единый фронт в той или другой форме создадим и объединенными усилиями пойдем против нашего общего врага! (аплодисменты)» (сс. 153-154).
«Авторханов: Я думаю, что действительно то, что произошло, беспрецедентно в истории нашей эмиграции. Но в русском демократическом лагере были гениальные люди, которые провозглашали то, к чему мы сегодня пришли. Около 80 лет тому назад, обращаясь к восставшим полякам, Герцен сказал: «Будем бороться за вашу и нашу свободу». Сталин до сих пор имел успех по срыву наших начинаний. И вот единственный раз в день Октябрьской революции мы преподносим ему подарок – единение народов Советского Союза, которые полны решимости не только срывать его планы, но и вырвать из его рук власть и вернуть ее народам нашей родины. Я думаю, что этот подарок имеет символическое значение. Этим подарком мы обязаны не только нашей доброй воле к совместной работе, но и нашей жертвенности во имя этой великой миссии. Я считаю нужным выразить нашу благодарность Сергею Петровичу Мельгунову, Александру Федоровичу Керенскому, Виктору Михайловичу Байдалакову, представителю СБОНРа Борису Александровичу Яковлеву и представителю Лиги Борису Ивановичу Николаевскому. Я должен присовокупить к этой благодарности нашу особую благодарность национальным представителям на этом Совещании – господам Цинцадзе, Хаджибейли и Канатбаю. Я думаю, что то начало, которое здесь заложено, настолько многообещающее, что мы уезжаем отсюда с абсолютной верой в наше святое дело.
Да погибнет большевизм!
Да восторжествуют наши народы!
(аплодисменты)» (ее. 154-155).
Закрывая Совещание, председатель подвел общий положительный итог. Он добавил также: «Были недоразумения... В некоторых я, возможно, – автор этих недоразумений. Если хотите, я прошу у этого совещания прощения. Да здравствует наше общее начинание! (аплодисменты)» (с. 156).
Печать правых как в русской, так и сепаратистской среде, встретила соглашения в Висбадене крайне враждебно. Причем те и другие были далеки от аргументированной и деловой критики. Для них большевизм как общий враг номер один вообще не существовал. Для сепаратистов врагом номер один была Россия, безотносительно к тому, большевистская она или демократическая, а для русских великодержавников в России была только одна нация – русская, а все остальные – «мелюзга», как выражался Пуришкевич. Мои кавказские противники писали обо мне не только в своей прессе, но и в своих доносах в разные разведки (копии этих доносов передавали мне их же сотрудники), что я при Советах был коммунистом, занимал «крупный административный пост», при Гитлере входил в Северокавказский комитет в Берлине, и это писали те, кто как раз возглавлял названный комитет! Я издавал в это время журнал «Свободный Кавказ» и принципиально не отвечал на такую «критику» (большевики потом широко пользовались тем, что эти кавказцы, несомненные антикоммунисты, в своем озлоблении сочиняли по моему адресу). Русская правая печать не прибегала к личным инсинуациям, но угрожала мощным русским кулаком и... Красной армией. Газета Ивана Солоневича (автора книги «Россия в концлагере») посвятила Висбадену передовую: «Либо»-«либо». В ней Солоневич писал: «В "Свободном Кавказе" А. Авторханов продолжает воевать за "единый фронт против единого врага". Он описывает свои сомнения при начале Висбаденской конференции и свое радостное разочарование, когда участники этой конференции нашли формулу и все единодушно... ухватились за спасательный круг чуть было не потонувшего висбаденского корабля. Потом оказалось, что хвататься не стоило: корабль потонул сам. Чудодейственная формула гласила: "Мы признаем, что народы нынешнего СССР получат самоопределение либо путем плебисцита, либо Всероссийского учредительного собрания, либо национальных учредительных собраний"».
Солоневич продолжал: «А. Авторханов все-таки не совсем уж "беспартийная скотинка". Он должен был бы с первых же слов понять, что одно "либо" с другим "либо" не вяжется никак... Чудодейственную формулу, за которую ухватились жаждущие долларов руки, можно перевести на общероссийский язык так: "Мы будем бороться с коммунизмом. И при этом либо оставим Российскую государственность, либо ликвидируем ее". Кто уж кто, а господин Авторханов в этом "либо – либо" должен был бы разобраться». Наконец, Солоневич приводит и довольно весомый материальный аргумент: «Я бы на месте А. Керенского и А. Авторханова просто не рискнул оперировать такими терминами... Авторханов не может не понимать того очень простого факта, что согласие А. Керенского, А. Авторханова и И. Солоневича на разбазаривание России не имеет никакого значения. Имеет значение согласие Советской армии» (газета «Наша страна», 23 августа 1952 г., Буэнос-Айрес).
Мы продолжали думать, что заложили фундамент большого межнационального здания в эмиграции, как вдруг обозначилась первая трещина: Национально-Трудовой Союз (российские солидаристы) вынес от 1 июня 1952 г. совершенно неожиданное для всех решение о программе будущего политического центра. В этом решении было сказано: Деятельность центра не может быть направлена на расчленение России». Посланному на переговоры с НТС проф. И. А. Курганову было сообщено, что:
«1) национальный вопрос. Известное «либо, либо, либо», за которое НТС голосовал в Висбадене, считается отпавшим... и, значит, все решения (Висбадена) потеряли смысл. Эту формулу надо заменить по образцу Штутгарта;
2) название центра должно быть «Совет Освобождения Народов России»;
3) состав политического центра – НТС полагает, что в состав политического центра могут входить только те организации, которые считают, что их народы входили и входят в состав России» («Стенограмма Временной межнациональной подготовительной комиссии». 3-6 августа 1952 г., Мюнхен, с. 6).
НТС соглашался участвовать в дальнейшей совместной работе при условии принятия этих его требований. Таким образом, Политический центр, который еще не был создан, оказался между двух огней: русские организации начали обвинять нас в «расчленении России», а национальные организации – в измене своим народам, те и другие – в продажности за доллары, в полном согласии с большевиками. Так как обвинители были в крикливом большинстве в обоих лагерях, то судьба всего этого предприятия была предрешена. Решение НТС было тем более странным, что председатель Исполбюро В. Д. Поремский, а также делегаты НТС Е. Р. Романов и А. Н. Артемов относились с наибольшим пониманием к необходимости создания единого центра, а делегация НТС без оговорок голосовала за решения в Висбадене. Я подумал, что, вероятно, большинство Совета НТС дезавуировало своих делегатов на Совещании в Висбадене, а теперь нам, националам, оно по существу предъявило ультиматум. Свое неудовольствие по этому поводу я высказал на Совещании «Межнациональной комиссии»:
«Авторханов: Курганов вел переговоры с искренним желанием, чтобы НТС участвовал (в нашей работе). Но здесь не просто вопрос об участии или неучастии НТС, а вопрос принципиальный. (Я лично очень сожалею, что НТС не участвует в Совещании с самого начала.) Говорить о том, что только те организации могут участвовать в политическом центре, которые считают себя органической, составной частью России, – это невозможно. Этим мы разрушаем то здание, которое начали создавать. С этих позиций возможность для разговоров отпадает. Я был ярым сторонником приглашения НТС, но теперь считаю, что нам об этом нечего говорить.
Мельгунов: Вы говорите по существу, и это преждевременно. Тогда вам придется говорить так же и по поводу меня.
Авторханов: Я еще не кончил.
На условиях Висбадена НТС должен быть приглашен, но не на тех условиях, которые НТС хочет навязать национальным участникам Совещания. Мне кажется, что НТС сделал не только шаг назад, но с тактической точки зрения шаг очень неосторожный» («Протокол Совещания Межнациональной комиссии», сс. 34).
Организация «Белорусская народная республика» отказалась ратифицировать решения Висбадена (ее представитель г. Рагуля, голосуя за это решение, оговаривал за своей организацией право на ратификацию, что не сделали представители НТС). Мотивы белорусов были противоположны мотивам НТС: они находили, что мы хотим спасти Россию от расчленения!
Обе эти организации не участвовали и на весьма важном Совещании от 21 июня 1952 г., где были вынесены следующие решения:
- создать радиостанцию будущего Политического центра под названием «Освобождение» (ее потом переименовали в «Свободу»);
- создать «Радиокомиссию» для руководства ее программой и для подбора ее кадров;
- каждый народ, представленный в Политическом центре, создает свою собственную радиоредакцию на национальном языке.
На заседании Совещания Межнациональной комиссии от 29 августа 1952 г. новый представитель «Американского комитета освобождения от большевизма», который возглавлял теперь адмирал Стивенс вместо адмирала Керка, господин Свифт, заявил:
«Мне очень приятно сообщить вам, что после многих трудов, после затраты больших средств, в конце концов наша радиостанция в Визенфельде готова для работы. Я знаю, что вы очень много работали на многих заседаниях и совещаниях, чтобы создать Центр.
В Нью-Йорке я говорил с членами правления, которые так же, как и я, очень обеспокоены результатом вашей работы. Теперь настало время, чтобы этот Центр был создан, чтобы и вы и мы совместно могли начать это великое дело, на которое мы с вами решили идти. Благодарю вас» («Стенограмма Временной межнациональной подготовительной комиссии», 29-30-31 августа и 1 сентября 1952, Мюнхен, с. 1).
Радиостанция «Освобождение», как свободный голос порабощенных народов СССР, начала транслировать свои передачи на второй день после смерти Сталина – 6 марта 1953 г. Новый политический Центр получил название: «Координационный Центр Антибольшевистской Борьбы» (КЦАБ). Вот тогда только и началась самая отчаянная борьба по разложению этого Центра как изнутри, так и извне. Грузинский Национальный Совет во главе с Е. П. Гегечкори и Цинцадзе и Комитет Азербайджанского Национального объединения во главе с Хаджибейли повели переговоры с радами Украины и Белоруссии о расширении Координационного Центра, но эти переговоры велись за спиной самого Центра. В результате был создан так называемый «Парижский блок» как противовес Координационному Центру. Причем грузины умудрились состоять одновременно, в лице одних и тех же представителей, и в «Парижском блоке» и в КЦАБе. Так как Американский комитет считал целесообразным и возможным объединить обе эти организации, то в конце мая 1953 г. в Тегернзее было создано новое совещание КЦАБ для обсуждения этого вопроса. Собрание превратилось в арену бесконечной дуэли между двумя депутатами бывшей Государственной Думы: Керенским и Гегечкори. Если темперамент оратора в какой-то мере определяется географией, то в Тегернзее Север и Юг поменялись местами – северянин Керенский был пламенно красноречивым, а южанин Гегечкори холодно-рассудительным. Убежденные демократы в общей политике, «народники» и «социалисты» по мировоззрению, активные организаторы и участники краха великой русской империи, жертвы и изгнанники большевистской тирании – оба они остались «российскими бурбонами», которые ничего не забыли, но и ничему не научились. Керенский в удобоваримой форме убежденного патриота России упорно тянул в сторону «великодержавия», а Гегечкори с завидным талантом убежденного адвоката малых народов столь же упорно тянул в сторону «младодержавия», но ни тот, ни другой не проявляли ни малейшего понимания, что сначала все-таки надо убрать Сталина, прежде чем делить его наследство. Они говорили и о настоящем, но мыслили категориями прошлого.
– Помните, Александр Федорович, – говорил Гегечкори, – что в Думе Пуришкевич намеренно сидел в последнем ряду вплотную к правой стене, повторяя: «правее меня только эта стена», а когда двигался к трибуне, кричал: «Эй, мелюзга, расходись, идет великая Русь!», – ведь, Александр Федорович, эти времена давно прошли».
Керенский любезно соглашался, что эти времена давно прошли, но никак не мог понять, почему он несет ответственность за варварство большевиков, а историк Мельгунов еще добавлял: пусть в этой банде Ленин был русским, но Троцкий был евреем, Дзержинский поляком, а Сталин – грузином! Комментаторы по «национальному вопросу» в своих анонимках шли дальше: «Октябрьская революция была сделана русским дураком, латышским штыком и еврейским умом». Когда на Висбаденском совещании я начал доказывать, что русские политические организации несут психологически невыгодный груз в том отношении, что рядовая масса нерусских народов не разбирается в тонкостях природы коммунистической диктатуры и поэтому, например, когда чекисты на улицах Ленинграда и Москвы раздевали чеченцев-офицеров, потому что они чеченцы, то естественно, рядовые кавказцы винили в этом просто русских. Тут же подал реплику Мельгунов: «А меня раздевал чеченец!»
Если известный русский историк, да еще «народный социалист», ведет дискуссию на таком политическом уровне, то не очень надо винить и сепаратистов, когда они, теряя из виду врага номер один для всех – большевизм, начинают обвинять во всех своих бедах русский народ. Вообще говоря, народ никогда ничего не решал и не решает, кроме, может быть, двух исключений «прямой демократии» – в древности в афинских полисах и в наше время в швейцарских кантонах. Решают верхи народа, элита, которая раньше называлась аристократией, а ныне эти верхи называются партиями (коммунистическая тоталитарная партократия на Востоке и демократическая партократия на Западе).
Из Тегернзее мы разошлись, создав комиссию для переговоров с «Парижским блоком». В нее вошли руководители всех русских организаций из Координационного Центра. Как и надо было ожидать, на первой же встрече идея нового объединенного центра провалилась. Зато все оказались единодушны в одном: отказаться от Висбадена. Керенский и Мельгунов создали свой новый «КЦАБ»; «Парижский блок» вместе с Николаевским и частью СБОНРа создали новый Межнациональный Антибольшевистский Координационный Центр» (МАКЦ). Причем «ортодоксы» из «Парижского блока» – МАКЦ, так критиковавшие мою компромиссную формулу в Висбадене «либо, либо, либо», даже не поставили национального вопроса в своем уставе. Там только сказано: «участники центра, имеющие различные взгляды на способы решения межнациональных отношений народов СССР, сохраняют за собою право защищать свои личные взгляды» – если бы так ставили этот вопрос в Висбадене, то мы решили бы его за пять минут, а не спорили бы пять дней! Я не вошел ни в тот, ни в другой Центр.
Оба Центра обратились к Американскому комитету с меморандумами, в которых каждый из Центров доказывал, что именно он – наиболее представительный орган своих народов и поэтому претендует на признание его Американским комитетом. Началась длительная «холодная война» между двумя Центрами за влияние на Американский комитет. Однако деловые американцы, после долгих блужданий и надежд, поняли, с кем имеют дело, и отреагировали почти по Крылову: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». Американцы отказали в признании обоим Центрам. Это внесло коренное изменение и в статут радио «Освобождение», которое, перестав быть «Свободным голосом народов СССР», стало «Голосом Америки» нового варианта. Соответственно, бывшие американские советники при эмигрантских начальниках стали начальниками, а эти бывшие начальники их советниками. Это был уникальный случай, когда от перемещения места слагаемых сумма изменилась в пользу Кремля. Общий Политический центр погиб. До чего странна человеческая природа: все торжествовали по поводу его гибели: русские и националы, монархисты и сепаратисты, коммунисты и антикоммунисты. Член делегации Мельгунова А. Михайловский даже написал пламенный «некролог», который кончался цитатой: «Была без радости любовь, разлука будет без печали!»
Вывод, сделанный мною из крушения идеи создания Политического центра, был – переключиться на исследование советской системы и политики. Я начал систематически печатать результаты своих исследований в органах «Института по изучению СССР». Он издавал свои анализы и исследования на многих языках – русском, английском, немецком, французском, испанском, турецком, арабском. Это был коллективный вклад второй русской и национальной эмиграции в советологию. Его издания высоко ценились как в университетских, так и в публицистических кругах Запада. Институт устраивал международные конференции и симпозиумы по советским проблемам, которые привлекали много ученых и специалистов со всех стран мира. В Институт приезжала даже делегация из Академии наук СССР, чтобы, изучив наш опыт, открыть свой собственный «Институт по изучению Америки и Канады». И тогда история еще раз решила поиздеваться над нами, эмигрантами, на этот раз уже без нашей вины: почти одновременно, в порядке «разрядки», в Москве открылся «Институт по изучению США и Канады», а в Мюнхене закрылся «Институт по изучению СССР»!
20. ПОД СОВЕТСКИМ МОЛОТОМ НА АМЕРИКАНСКОЙ НАКОВАЛЬНЕ
В американском журнале «Saga» за август 1966 г. перечислялись бывшие граждане СССР, убитые Советами: Виктор Кравченко (автор нашумевшей книги «Я избрал свободу»), генерал Виктор Кривицкий (невозвращенец-чекист) и «Абдурахман Авторханов, русский эмигрант, который работал для Американской армии» (с. 50).
В отношении моей смерти сведения эти оказались, как выражался Марк Твен, преувеличенными. Я пишу эти строчки – значит, я еще живу. Но сказано: «Нет дыма без огня». Был огонь, который, по счастливому стечению обстоятельств, меня миловал, оставив лишь один дым. Надо заметить, что, кроме указанных лиц, чекистами были убиты в пятидесятых годах в Мюнхене украинские национальные деятели С. Бандера, проф. Ребет, главный редактор Азербайджанской редакции радио «Свобода» мой друг А. Фаталибейли; в Берлине был украден один из руководителей НТС доктор А. Трушнович, а капитан Н. Хохлов, присланный убить руководителя НТС Г. Околовича, сдался американцам. Так же поступил и другой советский агент, присланный убить В. Поремского.
23 января 1955 г., около 11 часов вечера, ко мне на квартиру в Регенсбурге приехал начальник нашей школы, американский полковник польского происхождения – г. Масловский. Он сказал, что мне нужно по серьезному делу поехать с ним в главную квартиру американской контрразведки (Си-Ай-Си). Через полчаса мы были там. Чиновник контрразведки задал моему начальнику вопрос, в курсе ли я дела? Когда последовал отрицательный ответ, чиновник быстро вытащил из ящика стола револьвер и, показывая его мне, довольно торжественно заявил: «Мы вчера поймали советского террориста, который хотел вас убить из этого револьвера!»
Это сообщение, обставленное столь торжественно, да еще поздней ночью, на меня, бывавшего в худших переплетах и от чекистов ничего другого не ожидавшего, не произвело никакого впечатления. Я хладнокровно принял это к сведению и, кажется, с этого момента, собственно, и началась моя трагедия. Чиновник, видно, был очень озадачен моим хладнокровием и начал внушать мне, от какой ужасной участи я спасен и что я должен быть, если не благодарен его учреждению, то осторожен. Тут я ему высказал запоздалую благодарность, но присовокупил, что я политический эмигрант из СССР и в попытке покушения на меня со стороны НКВД ничего неожиданного для меня нет. До часа ночи меня допрашивали, потом отпустили домой с решительным предупреждением об осторожности.
Через два-три дня в школу приехал американский майор из главной квартиры армии и в присутствии моего начальника сказал: ввиду того, что опасность, которая мне угрожает, более серьезна, чем я думаю, он уполномочен командованием армии просить меня, чтобы я согласился, во-первых, поставить себя под личную охрану американской военной полиции, и, во-вторых, дать американской контрразведке исчерпывающие сведения о себе. Я, не колеблясь, согласился на оба эти условия. Майор взял с меня расписку, что я добровольно ставлю себя под охрану и без ее сопровождения не могу никуда отлучиться – ни на работу, ни в город. Под этой охраной я находился более двух месяцев – до конца марта. Когда я увидел, что американцы придают делу серьезное значение и очень заинтересовались моим прошлым, то я до малейших подробностей рассказал им всю свою жизнь, ничего не утаивая, что я делал в СССР, что делал в Берлине, что делаю сейчас. Рассказал также, как Советы хотели завербовать меня. Допросы все еще продолжались, но меня совсем не информировали, какие показания дает арестованный террорист, оказавшийся немцем из Восточной Германии. Скоро у меня появился новый следователь, который сказал, что этот арестованный немец, террорист, вовсе не был пойман, а сам добровольно явился в контрразведку, что он был не один, а со своим шефом, но шеф успел удрать. Немец показал, что он уже ранее два раза приезжал меня убить, но оба раза не мог застать меня одного – то я гулял с женой и детьми, то в какой-нибудь компании знакомых. За убийство ему предложили солидную сумму денег и освобождение от уголовного наказания за какое-то преступление. Когда он прибыл в Регенсбург в третий раз, то отказался привести в исполнение террористический акт и сдался американцам. Следователь сообщил мне, что, благодаря сведениям, полученным от этого немца, арестован в Берлине и его бывший шеф. После первых пяти-шести допросов в моем следствии произошел резкий поворот и по тону и по существу. Я обвинялся ни больше ни меньше как в том, что я переброшен на Запад в качестве советского разведчика!.. Я понял, что охрана приставлена не для того, чтобы защищать меня от новых террористов, а чтобы я не сбежал в СССР. Новый следователь, собственно, начал весьма осторожно:
– Почему это большевики должны были убить именно вас, вы ведь один из сотни тысяч безвестных эмигрантов? (Я не помню, сказал ли следователю, что не такой уж я «безвестный» – я издал еще при жизни Сталина книгу о нем на главных европейских языках, написал другую книгу «Народоубийство в СССР», четыре года издавал журнал «Свободный Кавказ», активно участвовал в создании Политического Центра и радиостанции «Освобождение».)
– Если вы так ставите вопрос, то я вам облегчу переход к существу ваших будущих вопросов: или – или – 1) или я действительно вредный для советских интересов антибольшевик, поэтому меня надо убить; 2) или я действительно советский агент и поэтому надо поднять мою цену в глазах американцев, разыграв комедию покушения на меня. Я стою на первом ответе, вы можете думать о втором. Теперь продолжайте ваш допрос.
И вот дальнейшее следствие велось с целью выяснения, не советский ли я разведчик на американской службе. Тогда, ввиду чудовищности подозрения, я слишком возмущался и очень грубо отвечал (это, наверное, шло мне на пользу), но, если говорить по существу, то мои следователи, по долгу своей службы, должны были изучить и расследовать оба, мною же поставленных вопроса: «или – или». Но меня ожидал новый повод для возмущения: мне сообщили, что у американцев есть такая удивительная машина, которая безошибочно устанавливает: говорит ли подследственный ложь, когда следователь его допрашивает. Машина эта называется «детектор лжи» – «Люгендетектор» (допрос велся по-немецки) . От меня потребовали расписку, что я добровольно соглашаюсь подвергаться испытаниям на этой машине. Одной «добровольной» распиской я уже подверг себя аресту, пусть даже домашнему, второй распиской, может быть, я себя вообще загублю: если человек врет, то почему не может врать созданная им и неизвестная мне машина? Я заявил моим следователям (их теперь стало несколько), что дал исчерпывающие показания, которые поддаются объективной проверке, но ставить свою честь и, может быть, свою судьбу в зависимость от колебания электроволн в неизвестной мне машине я отказываюсь. Допросы кончились, но охрана продолжала меня «охранять». Через некоторое время она вдруг исчезла. Я заявился к моим следователям с «претензией» – куда исчезла моя «лейб-гвардия»? Каковы результаты следствия? Как я себя должен вести дальше? Мне сказали, что охрана исчезла по воле высокого начальства, а на другие вопросы они ответить не могут. Тогда я попросил адрес высокого начальства. Мне его тоже не дали. Так кончился двухмесячный домашний арест. Через несколько дней в местных газетах, а потом по радио «Би-Би-Си» и «Голосу Америки» сообщалось, что в Регенсбурге чекисты хотели убить одного эмигранта из СССР. Убить должен был советский агент-немец из Восточного Берлина. Ни мое, ни его имя не назывались. Но речь шла обо мне.
Этим дело кончилось. Ровно через год, 20 января 1956 года, по настойчивому совету моего начальника, который, вероятно, боялся потерять меня как преподавателя, я дал согласие подвергнуться допросу на «Люгендетекторе». Я подписал бумагу, что добровольно подвергаюсь этой процедуре, заодно сделал заявление, что я, однако, не признаю ни положительных, ни отрицательных результатов данной проверки. Сначала меня накормили казенной пищей, хотя я решительно отказывался, ибо в том нервном состоянии, в каком я находился, у меня не было никакого аппетита, но мне сказали, что принять эту пищу в моих же интересах. После этого меня обмотали с ног до головы бесконечными проводами и шнурами со всякими к ним закорючками и плитками, соединенными с «детектором лжи». Для начала провели «маленькую игру», как выразился чиновник-«машинист». Он предложил мне выбрать из пятнадцати «номеров-карточек» какой-нибудь номер и держать его в руках. Он будет перечислять номера, а я должен отвечать, стоя к нему спиной, неизменное «нет». Он угадает, какой у меня номер. Когда сеанс кончился, он сказал, что у меня номер десять, а я ему показал номер один. Он объяснил свою неудачу тем, что я шевелил пальцем. Он предложил повторить проверку, на этот раз я ни пальцем не шевелил, ни глазом не моргал. Проверка кончилась, и «машинист» (лжист!), торжествуя на этот раз в предчувствии победы, сказал, что я в руке держу номер девять. Я ему показал номер одиннадцать! Таким образом, после того как на моих же глазах «детектор лжи» дважды соврал (специалисты утверждают, что он правдив на 90%), мы приступили к самому допросу (на каждый вопрос я должен был отвечать односложно: «да» или «нет»). Главные «разведывательные» вопросы, вперемежку с вопросами бытовыми, гласили:
– Были вы в комсомоле?
– Были вы в партии?
– Являетесь ли вы сейчас членом КПСС?
– Послал ли вас НКВД во время войны работать с немцами в пользу Советов?
– Являетесь ли вы сейчас агентом советской разведки?
– Предложили ли вам Советы изменить данные о себе после войны?
– Даете ли вы советской разведке сведения об американской школе?
– Били ли вы свою жену?
– Организовала ли советская разведка покушение на вас в Регенсбурге, чтобы поднять вашу репутацию у американцев?
– Можете ли вы покорять женщин?
– Предложила ли вам советская разведка не подвергаться проверке через «детектор лжи»?
– Изменяли ли вы своей жене?
После трехкратных «тестов» на протяжении трех часов, «машинист» сказал, что ему нужно сходить в туалет, и ушел, оставив меня привязанным к машине. Вернулся только минут через сорок. Формально извинившись, он сказал, что хочет прервать проверку ввиду моей усталости, с тем, чтобы продолжить ее в другой раз. Я ответил, что мне было обещано окончить проверку за четыре часа и за оставшийся час со мною ничего не случится, да и за здоровье мое ему не надо беспокоиться.
Он очень неохотно провел еще пару проверок, потом прекратил их, сославшись на то, что из-за моей усталости, машина показывает плохую для меня реакцию («пожалел волк кобылу»!). Несмотря на мои настойчивые требования закончить проверку сегодня, он наотрез отказался ее продолжать. Я попрощался с ним, сообщив ему, что больше мы никогда не увидимся.
Вернувшись в школу, я заявил полковнику, что если моя работа в этой школе зависит от моего согласия на продолжение проверки на «детекторе лжи», то он может уволить меня сейчас же.