За последние дни и недели из Турции лавинообразно поступают новости о разоблачениях коррупции среди министров правительства и высших полицейских чинов. Точнее говоря, полиция и прокуратура Турции обвиняет в коррупции министров правительства Реджепа Эрдогана, вынуждая их добровольно уходить в отставку или ставя премьер-министра в такую ситуацию, что он сам увольняет их. Всего своих постов лишились 13 министров. В ответ на эти беспрецедентные увольнения Реджеп Эрдоган обвиняет силовиков в заговоре против своего правительства и отстранил от должности высшие полицейские чины, руководившие расследованием коррупции в его правительстве. Напомню, что Реджеп Эрдоган в 2009 году нанес также удар и по высшим военным чинам Турции, обвинив их в подготовке государственного переворота и посадив на скамью подсудимых 275 генералов и высших офицеров, многие из которых получили пожизненные или очень длительные сроки заключения.
Даже мало искушенному в политике человеку видно, что в Турции идет ожесточенная борьба между армейской и правоохранительной верхушкой с одной стороны, и лидером пришедшей к власти исламской Партии справедливости и развития Реджепом Эрдоганом с другой. Однако почти никто не обращает внимания на то обстоятельство, что борьба эта не только и не столько политическая, сколько религиозная.
Дело в том, что почти все высшие военные и полицейские чины Турции состоят в ордене Бекташи, который номинально считается суфийским, однако на деле давно вышел из нормативных рамок ортодоксального суннизма и стал по сути алавитским. То есть, орден Бекташи примкнул к самой крайней, радикальной форме шиизма, адепты которого обожествляют халифа Али, вследствие чего алавитам отказано в праве называться мусульманами. Теперь понятно, какими должны быть взаимоотношения правоверного мусульманина-суннита Эрдогана с генералами армии и полиции, исповедующими алавизм. Кстати, среди 70-миллионного населения Турции насчитывается, по разным оценкам, от 12 до 20 млн алавитов, что создает членам ордена Бекташи серьезную социальную базу.
Орден Бекташи возник в XIII веке, его основателем является почитаемый турками как святой шейх Хаджи Бекташ Вели. Приобретать свои нынешние еретические догмы орден Бекташи стал с той поры, как стал официальным покровителем корпуса янычар, который формировался из вновь обращенных в ислам пленников-христиан из Европы и Закавказья. Специалисты полагают, что ортодоксальная исламская идеология ордена Бекташи была размыта религиозными представлениями, привнесенными в него христианскими рекрутами, вследствие чего члены ордена стали исповедовать синкретические (смешанные) формы религии: исламские, христианские и иудаистские. Следует уточнить, что именно потомки янычар ныне занимают многие высшие посты в турецкой армии и полиции, в силу устоявшихся семейных традиций являясь членами ордена Бекташи.
Во всем мире насчитывается порядка 4 млн членов ордена Бекташи. Основной их центр сосредоточен в Албании. Значительное их количество проживает также в Македонии, Германии, Швейцарии и Косово. В середине ХХ в. представитель и идеолог бекташизма Баба Реджеп Ферди основал «Первую Американскую Обитель Бекташи» в Мичигане (США). Его – автора нескольких фундаментально важных книг по бекташизму и основателя бекташийского англоязычного издательства «Babagan Press» – принято считать представителем более ортодоксальной ветви ордена, чем некоторых деятелей секты алавитов, которые обосновались на Западе и именуют себя Алеви-Бекташи. Там же, в США, располагается Масонская Ложа Бекташей, недвусмысленно представляющая т.н. «исламскую масонерию». Однако наиболее влиятельными считаются члены ордена Бекташи, живущие в Турции, поскольку они занимают, как уже упоминалось, высшие армейские должности, охватывая также и значительную часть высших полицейских чинов.
Дополнительным стимулом ненависти к Эрдогану со стороны турецких военных чинов служит то обстоятельство, что премьер-министр Турции занял позицию, резко враждебную алавитскому режиму в соседней Сирии, назвав президента этой страны Башара Асада «убийцей» и «мясником». И поскольку президент Сирии алавит Башар Асад является фактически единоверцем многих турецких генералов (как сидящих в тюрьмах, так и остающихся на свободе), то можно себе представить, в каком сложном положении находится Реджеп Эрдоган. Кроме того, во враждебных к нему отношениях находятся и те миллионы турецких алавитов, о которых мы упоминали выше. Кстати, именно турецкие алавиты своими беспрестанными жалобами в европейские правовые инстанции в значительной степени усложняют Турции вступление в ЕС. Вот как выглядит положение турецких алавитов с их собственных слов, излагаемых агентством Рейтер:
«Турецкие алеви представляют одно из самых либеральных исламских течений. На религиозных церемониях, на которых присутствуют как мужчины, так и женщины, они исполняют мистическую музыку и поют под ее аккомпанемент. Они пьют спиртные напитки, не соблюдают пост и не совершают паломничеств в Мекку. Алеви, которых во времена Оттоманской империи долгое время притесняли, говорят, что подвергаются дискриминации до сих пор, хотя официально правительство выступает за религиозные свободы и права человека, поскольку добивается приема в Европейский союз. В стране, где большинство мусульман – сунниты, а ислам строго контролируется Высшим советом по делам религии, носящим название Диянет, алеви говорят, что их права и интересы не гарантированы».
Таким образом, наблюдая за последними событиями в Турции и за захватывающими перипетиями борьбы в верхних эшелонах турецкого истеблишмента, нам следует помнить, что видимые проявления этой борьбы имеют свою глубокую, скрытую мотивацию. Турецкое общество намного более сложно стратифицировано в политическом и конфессиональном смыслах, чем это представляется неискушенному потребителю телевизионных новостей.
Андрей Новиков, для Чеченпресс