Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Казино на черкесских костях

mayday

Вице-премьер Дмитрий Козак, отвечающий в федеральном правительстве за подготовку Сочи к зимним Играм, может возглавить комиссию по разработке мер поддержки олимпийских инвесторов. Таков итог совещания, проведенного в понедельник в Сочи премьер-министром Дмитрием Медведевым. Эту информацию "Ъ" сообщили топ-менеджеры двух компаний, строящих олимпийские объекты, и федеральный чиновник, принимавший участие в совещании. По словам одного из собеседников "Ъ", глава правительства уже дал поручение новой комиссии рассмотреть вопрос создания в Сочи на землях, где построены необходимые объекты для Олимпиады, туристско-рекреационной особой экономической зоны (ОЭЗ) и игорной зоны в Красной Поляне. Представитель Дмитрия Козака Илья Джус подтвердил "Ъ" факт создания комиссии, но не стал конкретизировать данные ей поручения (из сообщений российских СМИ).

 

****************

Как известно, три кавказские республики (Адыгея, Карачаево-Черкессия и Кабардино-Балкария) ежегодно отмечают 21 мая как день черкесского траура. «Траур» – это несколько смягченный термин, чтобы не раздражать Москву, откровенно скатывающуюся в самый махровый имперский шовинизм. Что касается многочисленных черкесских диаспор за границами России и целого ряда международных аналитических центров и СМИ, то они называют 21 мая более точно – как день геноцида черкесов. Что же произошло в этот день?

 

Дело в том, что 21 мая 1864 года в урочище Красная Поляна (близ Сочи), где располагалось особо почитаемое место моления у черкесов, соединились четыре отряда русских войск, наступавших на Западный Кавказ с четырех разных направлений. День этой встречи был объявлен днем окончания Кавказской Войны. Именно в Красной Поляне Великий князь Михаил Николаевич, брат царя, официально провозгласил об окончании Кавказской войны. Эти мероприятия стали, по мнению ряда адыгских активистов, историческим символом черкесского геноцида – уничтожения людей в ходе войны и начала изгнания народа с его земли.

 

Показательно, что Олимпиада назначена на 2014 год, на который приходится 150-летняя годовщина парада российских войск на Красной Поляне с провозглашением окончания Кавказской войны. И местом ее проведения назначено Сочи – земля убыхов, народа, полностью погибшего в ходе Кавказской войны и последующей депортации на территорию Османской империи. В 2011 году «Черкесский конгресс» Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии заявил, что «Олимпиада не может проводиться на территории, где адыги подверглись геноциду и тем более при замалчивании о той демографической и культурной катастрофе, которая произошла с адыгами в XIX веке». Как легко можно было предугадать, Москва проигнорировала этот протест, и 150-летие геноцида черкесов Россия отметит масштабно и весело.

 

Черкесский историк Самир Хотко так описывает те давние события: «Длительный период противостояния завершился своего рода холокостом 1856–1864 гг., когда Черкесия была уничтожена огромной военной машиной Российской империи. Весь Западный Кавказ представлял собой одну огромную черкесскую крепость, захватить которую можно было лишь путем поэтапного постепенного разрушения ее отдельных бастионов. После 1856-го года, мобилизовав огромные военные ресурсы, российская армия стала откалывать от Черкесии узкие полоски земли, тут же уничтожая все адыгские села и занимая захваченную территорию крепостями, фортами, казачьими станицами. Поэтапная аннексия дала свои результаты уже к 1860 году ввиду того, что изнуренная Черкесия стала испытывать сильнейший продовольственный кризис: в еще независимых долинах скопились сотни тысяч беженцев».

 

Эти сведения подтверждают и российские их участники. Очевидец тех трагических событий М.Е. Венюков в своих мемуарах так описывает проводимую Россией политику геноцида черкесов:

 

«…Война шла с неумолимою, беспощадной суровостью. Мы подвигались вперед шаг за шагом, но бесповоротно и очищая от горцев, до последнего человека, всякую землю, на которую раз становилась нога солдата. Горские аулы были выжигаемы целыми сотнями, едва лишь сходил снег, но прежде, чем деревья одевались зеленью… посевы вытравлялись конями или даже вытаптывались. Население аулов, если удавалось захватить его врасплох, немедленно было уводимо под военным конвоем в ближайшие станицы и оттуда отправляемо к берегам Черного моря и далее, в Турцию… Иногда … совершались жестокости, доходившие до зверства…».

 

Российский историк XIX века Е.Д. Фелицын свидетельствует: «Черкесские аулы выжигались сотнями, посевы их истреблялись или вытаптывались лошадьми, а жители, изъявившие покорность, выселялись на равнинные части под управлением приставов, непокорные же отправлялись на берег моря для переселения в Турцию».

 

А вот как происходило выселение в Турцию оставшихся в живых черкесов.

 

Весь северо-восточный берег Черного моря был усеян беженцами до лета 1864 г., и русские не предприняли никаких действий для того, чтобы снабдить их едой. Черкесы умирали массово от тифа и оспы, эпидемии не прекращались после их погружения на корабли, которые стали прибывать в январе. Не только беженцы, но даже и целые команды кораблей в полном составе умирали от болезней. После того, как очередная русская команда во главе с капитаном отправились в мир иной в апреле 1864 г., русские отказались далее перевозить беженцев на государственных кораблях, предоставив завершать перевозку туркам. Генерал Евдокимов исследовал возможность привлечения частных судов для транспортировки черкесов, но его придирки к проездной цене привели к задержке использования наемных кораблей еще на несколько месяцев. Не смотря на это, он не запросил у правительства ни еды, ни воды, ни медицинской помощи для черкесов.

 

После кровопролитной войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю численность оставшихся на родине составляла немногим более 50 тысяч человек. В ходе хаотичного выселения десятки тысяч людей погибли в пути от болезней, от перегруза турецких плавательных средств и некачественных условий, созданных османами для приема изгнанников. Изгнание черкесов в Турцию обернулось для них подлинной национальной трагедией.

 

Парад российских войск на Красной поляне 21 мая 1864 года прошел по костям сотен тысяч черкесов, знаменуя собой то, что сегодня назвали бы «радикальной этнической чисткой» этих, завоеванных империей, территорий. Но, как оказалось, цинизму новоиспеченных российских имперцев нет предела: теперь они собираются устроить на Красной поляне «игорную зону», то есть кощунственный для исторической памяти адыгских народов вертеп разврата и корыстного азарта.  

 

Чеченпресс, Отдел мониторинга