Бисмиллях1ир-Рахьманир-Рахьим, Аль-хьамду лиллях1и Раббиль-'Алямин,
Вас-саляту вас-саляму 'аля Саййидина Мухаммад
В отличие от Закята, который должен выделять состоятельный мусульманин за свое имущество, Закят Аль-Фитр является обязательным Пожертвованием за тело верующего, встретившего хотя бы часть месяца Рамадан и месяца Шавваль, следующего за ним. Выплата Закят Аль-Фитр налагается на каждого совершеннолетнего (согласно Шари'ату) мусульманина, располагающего для этого на момент ночи и дня Праздника разговения материальными средствами сверх тех, что необходимы ему для покрытия долгов, а также для обеспечения себя и мусульман, которых он должен содержать. Верующему необходимо также выделить Закят Аль-Фитр за мусульман, которых он обязан обеспечивать (даже если это новорожденный ребенок, появившийся на свет в последний день месяца Рамадан и проживший часть следующего за ним месяца - Шавваля), в том числе, за жену, несовершеннолетних детей, бедных родителей, которых он содержит. За совершеннолетних детей, без их разрешения, Закят Аль-Фитр не выделяется.
От выплаты Закятуль-Фитр освобождаются нищие и нуждающиеся – им вручается данное Пожертвование.
Ответственность дающего и берущего.
Одной из благих сторон Закята «Аль-Фитр» является то, что благодаря соблюдению
верующими этой обязанности происходит оказание помощи, материальной и моральной,
нуждающимся в поддержке мусульманам. К их числу относятся: нищие, бедные, мусульмане, недавно принявшие Ислам (в том числе, состоятельные) – чтобы поддержать их морально, также люди, не имеющие возможности расплатиться с долгом, и те, кто находятся вдали от своего дома и не имеют средств к передвижению, а также некоторые другие категории мусульман.
Предостережением от ошибочного шага при выделении Закята «Аль-Фитр» служат для нас слова Пророка Мухьаммада, мир Ему:
«Воистину, есть люди, использующие деньги Закята без права. Им – огонь в Судный День!» (данный Хадис передал Имам Аль-Бухарий).
При выделении Закята ответственность лежит как на дающем, так и на берущем – нельзя без права принимать деньги Закята. Средства с Закят Аль-Фитр не должны направляться на такие дела, как строительство или ремонт мечети, школы, больницы (на эти цели могут быть выделены средства от Садака – Милостыни, добровольного пожертвования). Также Закят не передается тем членам своей семьи, которых мусульманин обязан обеспечивать (например, жене, несовершеннолетним детям).
Как совершается выделение Закята «Аль-Фитр»
При выделении Закята «Аль-Фитр» необходимо намерение об исполнении этого обязательного предписания нашей религии, каковым является Закяту-ль-Фитр. Это намерение совершается в момент выделения данного Пожертвования. Передачу Закята «Аль-Фитр» можно осуществить уже в первый день месяца Рамадан, а последний срок передачи этого Закята – время до захода солнца дня Праздника разговения. Однако предпочтительным, а значит достойным большего вознаграждения (саваба), будет передать Закят «Аль-Фитр», начиная со времени наступления рассвета дня Праздника, до начала совершения праздничного Намаза. Является греховным без уважительной причины задерживать выделение Закята «Аль-Фитр». Закят «Аль-Фитр» выделяется в виде предусмотренного Шари'атом определенного количества продуктов, наиболее распространенных в данной местности (например, пшеница), либо выплачивается его денежный эквивалент, размер которого следует узнавать в мечетях, где каждый год рассчитывается сумма Закята с учетом стоимости продукта, который выделяется в качестве Закята «Аль-Фитр».
Ценность исполнения ритуала Закята «Аль-Фитр» для верующего.
Сказано Аллах1ом в Хадисе «Кудсий»: значение: «За каждое благодеяние мусульманина Аллах1 воздает десятикратным вознаграждением, которое может достичь семиста; но за соблюдение Поста Аллах1 обещал верующим особые, высокие, вознаграждения» (передал этот Хадис Имам Аль-Бухарий).
Таким образом, Аллах1 по Своей Милости отличил ритуал Поста от всех других ритуалов, обещая за обязательный Пост искренне поклоняющемуся мусульманину особые дары. Удостоимся ли мы этих даров? Без исполнения обязанности Садака Аль-Фитр (Закят Аль-Фитр) Пост верующего принимается, однако, с меньшим Вознаграждением, т.е. мусульманин не сможет получить то особое, высокое вознаграждение, которое Аллах1 по Своей Милости дарует соблюдающему Пост в Рамадане.
Закят выдается перечисленным ниже категориям мусульман, находящихся в данной местности:
Факыр – нищий, не имеющий даже половины того, что ему необходимо для существования;
Мискин - нуждающийся, но имеющий больше половины того, что необходимо для жизни, однако не обеспечивающее достаток;
Аль-'амилюна 'аляйх1а - сборщики Закята, назначенные правителем, но не получающие зарплаты за эту работу;
Аль-муалляфату – кулюбух1ум - недавно принявшие Ислам и не находящиеся в тесном контакте с мусульманами. Закят дается им для укрепления их Веры;
Фи-р-рикаб - рабы, подписавшие со своими хозяевами договор о выкупе себя из рабства;
Аль-гаримун - должники, не имеющие возможности расплатиться с долгом;
Фи сабили-ллях1 - добровольцы, сражающиеся за Ислам;
Ибну-с-сабиль - путешественник, не имеющий возможности вернуться домой или добраться до места назначения.
Не засчитывается передача Закята кому-либо, кроме перечисленных выше людей.
Если человек ограничивается выдачей Закята одной из этих групп людей, то это разрешено.
Закят «Аль-Фитр» можно передать лично перечисленным выше категориям людей, а можно передать через доверенных лиц. В денежном эквиваленте Закят «Аль-Фитр» составляет в зависимости от места проживания. Рекомендуется отдать денег чуть больше, чем рассчитанная сумма, чтобы не было сомнений в том, что Закят отдан полностью. При этом следует иметь намерение, что та часть, которая превышает размер Закята, отдается как Садака (добровольная, необязательная Милостыня) ради Аллах1а.
Некоторые объяснения Шари'атских положений в отношении Закята Аль-Фитр.
Шари'атское положение в отношении Закята Аль-Фитр, не является среди ученых вопросом требующего каких-либо исследований или устранения неясностей! Но будучи вопросом, регулирующим материальные отношения мусульман, этот вопрос, по нашему убеждению, обрел политическую окраску, как и многие положения Ислама.
В свете сегодняшних политических процессов в мире, большинство государственных режимов имеют «личные муфтияты», которые оберегают режимы своих хозяев-правителей, посредством ложных фетв или предпочтением слабых положений в исламе, если таковые соответствуют интересам действующих режимов.
Похожая ситуация и на оккупированных территориях мусульманских народов, которые подвергаются идеологической обработке через марионеточные режимы агрессоров. В свою очередь, главы марионеточных режимов, создают про правительственные «духовные» управления, занимающиеся выработками (ложных) трактовок положений Ислама, требующих лояльности и выборочного выражения братства к мусульманам.
Будучи свидетелями такого нравственного и морального упадка т.н. ученых, нынешнее распространение информации, что закят Аль-Фитр дается только бедным и неимущим, в отличие от Закята с имущества, воспринимается нами как препятствие оказанию материальной помощи добровольцам, сражающимся за свою родину. Более того, это противоречит утвердившемуся среди мусульманских ученых положению, что обязательные пожертвования (Закят) предназначены для мусульман входящих в восемь категорий, указанных в Священном Кур'ане.
Вот что пишут «реформаторы» относительно Закята Аль-Фитр,
сначала ссылаясь на Аят 60 Суры Ат-Тавба:
«Большинство ученых считают, что закят аль-Фитр распределяется также, как и обычный закят, среди восьми категорий, указанных в Коране: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных; для тех, кто занимается сбором и распределением закята; и для тех, чьи сердца хотят склонить (к Исламу); для выкупа рабов; для должников; для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (ат-Тавба 9: 60).
пишут:
Однако это мнение ошибочно, поскольку эта аналогия противоречит вышеприведенному хадису Ибн ‘Аббаса, который сказал: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписывал закят аль-Фитр, как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих”…».
Опровержение:
И так, в данном приводимом положении, авторы «реформаторы» признают, что их мнение противоречит мнению большинства ученых! Аргументом в правильности своей позиции, они считают вышеприведенный хадис, на основе которого утверждают, что Закят Аль-Фитр дается только неимущим.
Ошибочное заключение в этом вопросе исходит из двух основных положений:
- Определение Закята имущества (Закят Аль-Маль) и Закята разговения (Закят Аль-Фитр), как совсем разные, обязательные пожертвования, не входящие в общее значение – Закят.
Пояснение:
Закят – это выделение определённой части имущества (подразумеваются все обязательные пожертвования - Фард) в соответствии с Шари'атом в собственность определенных категорий людей за имущество, деньги и тело мусульманина.
Закят – это обязательное пожертвование при определенных условиях, будь то с имущества (Закяту-ль-маль), будь то с тела мусульманина (Закяту-ль-Фитр).
Закяту-ль-Фитр (закят разговения).
Закят разговения, он называется также закяту-ль-бадан (закят тела), отдается за тело каждого мусульманина, встретившего часть месяца Рамадана и часть месяца Шавваля. Отдается за себя и за тех, кого должен содержать, если они мусульмане.
Закяту-ль-маль (закят имущества).
Закят имущества выплачивается за парнокопытных – верблюдов, коров, коз и овец; за финики и изюм; зерновые культуры (например, пшеница и ячмень); золото и серебро, рудник и клад этих металлов; деньги от торговли.
Становится понятным, что нет такого понятия, что есть обычный Закят, и есть другой - Закят Аль-Фитр.
В отношении выражения в Аяте 60 Суры Ат-Тавба – «Иннама садакату» – у всех толкователей Кур'ана единогласное мнение, что подразумеваются все обязательные пожертвования, и учеными установлено, если в Кур'ане упоминается слово Садака, и нет ссылки, что имеется виду добровольное пожертвование, то речь идет об обязательном пожертвовании. Имам Аль-Куртубий приводит такое мнение от Умара ибн Аль-Хаттаба, Имама Алий, ибн Аббаса, Хузайфа, да будет доволен ими Аллах1. И общеизвестно, что Закят Аль-Маль и Закят Аль-Фитр являются обязательными пожертвованиями.
- Определение Закята Аль-Фитр, как пожертвование только исключительно для неимущих мусульман, на основе слов из одного хадиса.
В своих работах мы указывали, если существует несколько хадисов в отношении какого-нибудь вопроса, то нужно один хадис объяснять другим, т.к. часто один из них имеет обобщенное значение, требующий пояснения для Шари'атского заключения. Указание ценности Закята Аль-Фитр, как пропитание для неимущих, имеет общее значение, но не ограниченность его направленности!
Определяющим доводом своего заключения, «реформаторы» считают слова из хадиса «…и как пропитание для неимущих». Но следуя такому принципу вывода заключения, ссылаясь на слова из одного хадиса, без учета других текстов хадисов, их правило опровергается хадисами, в которых говорится о Закяте в целом, т.е. не отдельно о Закяте Аль-Фитр.
Ибн Аббас рассказывал: «Посылая Му'аза в Йемен, Посланник Аллах1а, мир Ему, сказал ему: «Ты придёшь к народу, который является обладателем Писания. Пусть первым, к чему ты призовёшь их, будет свидетельство того, что нет божества, кроме Аллах1а. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах1 обязал их совершать ежесуточно пять намазов. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах1 обязал их богатых давать Закят в пользу бедных…»». Аль-Бухарий, Муслим и другие.
В другом хадисе Пророк, мир Ему, сказал, что «(Закят) изыскивается у богатых и воздается бедным» Аль-Бухарий
В этих хадисах указывается, что Закят (столп ислама) нужно богатым выплачивать бедным, и эти слова более конкретизированы, чем слова в хадисе про закят Аль-Фитр, но тем не менее, «реформаторы» признают выплату Закята восьми категориям, указанных в Аяте Кур'ана, среди которых есть не только неимущие.
И если бы слова «…и как пропитание для неимущих» указывали бы на исключительность выплаты Закята Аль-Фитр только неимущим, то слова из хадисов, в которых не говорится именно об Закяте Аль-Фитр, «…Аллах1 обязал их богатых давать Закят в пользу бедных…»,«(Закят) изыскивается у богатых и воздается бедным», указывали бы действительность выплаты Закята даже с имущества только бедным! Такой вывод означал бы, отрицание Аята 60 Суры Ат-Тавба (да убережет нас Аллах1 от этого), в котором говорится о восьми категориях, которым положен Закят.
Поэтому, нужно придерживаться правил установленных истинными учеными Ислама и следовать их заключениям, у которых есть обоснованные доводы.
Сказал имам Аль-Куртубий, да будет ему Милость Аллах1а:
«В достоверной Сунне со слов Пророка, мир Ему, сказано: «Не разрешено брат Садака (Закят) богатым, кроме как пяти категориям:
Сражающий на пути Аллах1а (Если даже сражающийся является состоятельным человеком, он имеет право на получение Закята),
Сборщик заката (если сборщик назначен на эту работу правителем и не имеет за это зарплату, то, даже если он и богат, то имеет право на Закят Аль-Фитр),
Должник (с которого немедленно требуют выплаты долга, но из-за отсутствия в наличии состояния, например в виде товара, который должен прибыть с течением времени или ожидания возврата долга, не имеет возможности выплатить долг. Фактически являясь богатым человеком, но в данный момент, находясь в затруднительном положении, из-за немедленного требования выплаты долга, также имеет право на закят Аль-Фитр),
Тот, кто купил его (Закят) своими деньгами (нуждающийся, получив Закят, некоторую часть оставив себе, продает его богатому, и для богатого оно является дозволенным),
Тот, кто живет по соседству нуждающегося, получил от него закат в качестве подарка (нуждающийся, получив Закят Аль-Фитр, будучи довольным малым, оставив некоторую часть, отдал остальное своему соседу, хотя тот является богатым, и для него получение части Закята является дозволенным).
Этот хадис является объяснением (Аята 60, Сура Ат-Тавба) тому, что разрешается брать Закят некоторым состоятельным»».
Хотя общим правилом установлено, что Закят не может быть предназначенным для богатых, при определенных обстоятельствах, перечисленные категории являются исключением.
Имам Куртубий продолжает: «Сказал Пророк, мир Ему: «Не разрешается брат Садака (закат) состоятельному и тому, кто способен содержать себя».
Этот хадис является из тех категорий, который нужно объяснять исходя из других текстов Шари'ата, т.е. он не является ('ам) и выше приведенный хадис, про 5 категорий, является толкованием ему».
Далее имам Аль-Куртубий, да будет ему Милость Аллах1а, приводит:
Передали Абу Зайд и другие что ибн Аль-Касим сказал: «Получает закят тот, кто сражается на пути Аллах1а даже при наличии с собой достаточных средств, и даже если у него есть состояние у себя на родине». И это правильно и достоверно говорит имам Аль-Куртубий, потому что явное доказательство этому хадис о пяти категориях.
По поводу передачи Закята Аль-Фитр в денежном эквиваленте, «реформаторы» приводят следующее:
«Спросили имама Ахмада о человеке, который решил выплатить закят аль-Фитр дирхамами и он ответил: “Я опасаюсь, что это не будет ему засчитано из-за противоречия Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” «Также сообщается, что когда имам Ахмад сказал: “Не следует выплачивать Фитр деньгами вместо еды!”, - его спросили: “Тут люди заявляют о том, что ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз выплачивал деньгами”. Тогда он сказал: “Оставляют слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и говорят: «Сказал такой-то!»» ” См. “аль-Мугъни” 2/671.
Надо сказать, что данная цитата приведена без какого-либо этикета уважения к ученым и отсутствия знания правил подхода Муджтахида (Теолога Ислама) к Иджтихаду (религиозное заключение, выведенное на основе Кур'ана и Сунны) другого Теолога. И после некоторого пояснения, мы можем сами понять, правильность приведенных слов.
Как известно, Теолог, выводящий религиозное заключение по какому-либо вопросу, должен знать заключения в этом вопросе всех других Теологов Ислама. Следовательно, имам Ахмад, да будет доволен им Аллха1, знал, что дозволенность выплаты Закята Аль-Фитр деньгами, пришло от имама Абу Ханифа. В свою очередь, он знал, что это заключение сделано на основе Кур'ана или Хадиса! И конечно, ни один Теолог не относится не уважительно к заключениям другого Теолога и даже не призывает других не следовать за ним, хотя сам мог иметь противоположное мнение. Поэтому, соблюдая этикет Теолога и дозволенность простым мусульманам следовать за Иджтихадом любого Муджтахида, Теологи говорят о своем противоположном мнении, но не обвинениями в противоречии Сунне!
Относительно того, что слова 'Умара ибн 'Абдул-'Азиз приравниваются к словам «такого то» еще раз демонстрирует отсутствие понимания, кто такой Теолог Ислама. Иначе бы, они понимали бы глупость уподобления слов Теолога, со словами какого-нибудь простолюдина, способного изрекать невежество, противоречащее Сунне. Ведь праведный халиф 'Умар ибн 'Абдул-'Азиз был Теологом Ислама, и Сунну Пророка, мир Ему, мы познаем от таких великих и праведных личностей как он, которые являли собой пример отрешенности от Этого Мира и Богобоязненности.
Что касается пути Абу Ханифа, который дозволил выплату Закята Аль-Фитр в денежном эквиваленте, то он основан на следующих хадисах Пророка, мир Ему.
Передано от Посланника Аллах1а, мир Ему: «У кого Нисаб (минимум имущества, подлежащего Закяту) верблюдов достиг количества, с которого необходимо выплатить в качестве Закята четырехлетнего верблюда, а у него есть только трехлетний верблюд, то он выплатит его и за облегчение еще двух баранов или двадцать дирхемов». Аль-Бухарий
Сказал Пророк, мир Ему: «В этот день (день праздника) не заставляйте просить бедных милостыню».
Имеется ввиду удовлетворение нужд бедных, чтобы освободить их от необходимости просить милостыню, и можно это сделать любым видом помощи, будь то продуктами, будь то деньгами и т.п.
Все мы прекрасно понимаем, что ни один образованный последователь мазхаба Аш-Шафи'ий, не обвинит ханафита, который после прикосновения к своей жене, без обновления омовения делает Намаз, что он не будет принят, т.к. эта дозволенность выведена Теологом Ислама. Таким же образом, попытки представить выплату закят Аль-Фитр деньгами, как не приемлемое деяние, имеет политическую подоплеку, усложняющую взаимопомощь мусульман в разных уголках мира. Ведь самая эффективная и более ценная помощь нуждающимся в Закяте Аль-Фитр, может быть доведена посредством денег и отправки в более нуждающиеся регионы мусульман.
И просим Аллах1а, чтобы мы были из тех, о ком сказано в священном Кур'ане: «И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от не одобряемого». (Али-Имран, 104 аят.)
Государственный Комитет ЧРИ по Религии и Шари'атскому Праву.