Не один Путин в страхе ждет осени, когда протестные силы вернутся с заграничных курортов. Я это не в укор им говорю: либеральные революционеры должны ездить на воды, на моря, на сафари и заниматься виндсерфингом, как Боря Немцов. Это значит, что они умеют зарабатывать деньги, что они средний класс или к этому стремятся. Даже студент может, изучая европейские древности, попутешествовать автостопом; ночлег в кемпинге под Флоренцией стоит очень дешево. Хотелось бы мне, чтобы несчастные молодые люди, арестованные зловещим Следственным комитетом, поехали в Италию. Если вы помните, Комитет возглавляет некий учтивый генерал, который возит журналистов в черных машинах в темный лес и в этом темном-темном лесу обещает им черный-черный гроб. Пусть этот душевный генерал на меня обидится, я-то ведь знаю, что с Серым Волком в лес лучше не ходить, я давно уже не Красная Шапочка.
Так что я одобряю протестные каникулы до сентября. Дело оранжевой революции нельзя доверять людям, которые не хотят зарабатывать деньги, покупать машины и ездить на курорты. Вот Удальцов небось поедет по заводам пролетариат агитировать.
Ну так я это к чему? Мне кто-то из юзеров в комментариях посоветовал оставить в покое экономику, капитализм и Гайдара. Увы, не выйдет. Я могу оставить в покое экономику, но она нас в покое точно не оставит. Вопрос меню, ням-ням. И прикрыть наготу тоже чем-то надо. Так что без капитализма и без продолжения дела Егора Гайдара мы точно все вымрем - и Путин нас с удовольствием похоронит.
Так что же сулит нам сентябрь? Борис Немцов загадочно пообещал прибавить к болотным требованиям еще и социально-экономические. Тем более что цена на нефть падает (Бог услышал наши молитвы), цены же на продукты и услуги ЖКХ будут расти. Слова "Путин" и "популизм" начинаются с одной буквы. Спасатели из МВФ, посмотрев на наш утопающий бюджет, рекомендовали повысить пенсионный возраст и леди, и джентльменам до 63 лет. Хотя бы к 2030 году. Но наш добрый президент обещал ничего не повышать, а просто потратить деньги пенсионного фонда на разные государственные проекты. Догадываетесь, какие? Первое. Поддержка режима Асада в Сирии. Второе. Поддержка режима "молодого руководителя" в Северной Корее. Третье. Подкормка батьки Лукашенко. Четвертое. Покупка оптом и в розницу западных журналистов, чтобы они восторгались путинской Россией. Пятое. Выплата гонораров "поклонникам", выходящим на площади и горы радеть за Путина. Шестое. Содержание марионеточных режимов в Абхазии, Южной Осетии (Самачабло) и Приднестровье. Седьмое. Помощь братским людоедам из Азии, Африки и Латинской Америки. От Уганды до Венесуэлы. Особый паек - атоллу Науру.
Вот на все эти прибыльные проекты и уйдут денежки пенсионного фонда. По-моему, это все равно что денежки эти в карты проиграть. Но с Путиным давно все ясно. Никаких разумных шагов мы от него и не ждем. Будет переть напролом, как бешеный бык, и нет у нас, увы, искусных бандерильеро, пикадоров и тореро с плащом и мулетой, чтобы завершить этот политический поединок отставкой, досрочными перевыборами, либеральной революцией.
Вспомните, как заседали Генеральные Штаты Голландии в XVI-XVII веках. Как они после войны за независимость от Испании под предводительством Вильгельма Оранского "снимали с должности" Филиппа II Испанского. Обвинение - и вердикт: "Да будет низложен". Как клятвопреступник, как тиран, как палач... Путину бы подошло. Но где наш Вильгельм Оранский? Не вижу. Тиль Уленшпигель есть - это, конечно, Виктор Шендерович. Даже есть Ламме Гудзак - Дмитрий Быков. Ксения Собчак может стать Неле. И гезов навалом. Но где купечество и дворянство Фландрии, снарядившее корабли и выступившее открыто против испанской короны не ради куска хлеба, а ради свободы совести? Где наши семнадцать лет на Большом Каретном?
Я представляю себе социально-экономические требования трудящихся: "Подайте на пропитание бывшему народу!", "Же не манж па сис жур", "Не закрывайте убыточные предприятия!", "Грабь награбленное!", "Взять все и поделить", "Олигархов на мыло!", "Хлеба и зрелищ!".
И уж, конечно, трудящиеся не пойдут единым строем с лозунгами: "Требуем увеличения безработицы, повышения пенсионного возраста, закрытия убыточных предприятий, продолжения гайдаровских реформ", "Свобода, собственность, законность!", "Амнистию осужденным бизнесменам, свободу Ходорковскому и другим юкосовцам", "Долой советский гимн!", "Ленина вон из Мавзолея!".
Нет, боюсь, что те, кто проводил совместные с черт знает кем митинги, скорее поступят, как на тех выборах в Красноярске и окрестностях, когда политтехнолог Баков в листовках обещал от имени СПС в пять раз увеличить зарплату и в три раза - пенсию. И Борис Немцов его не выгнал. А в Костроме тем же Баковым были составлены столь проанпиловские листовки, что местному лидеру СПС пришлось угрожать коллегам по партии прокуратурой. Только так удалось воспрепятствовать распространению этих коммунистических обещаний...
Сетуя на власть, не следует забывать о том, что власть не должна кормить народ, а обязана не мешать народу кормить самого себя. Плохо дело, если на приступ электората идут с популистскими лозунгами. Это означает, что и народ - бывший, и оппозиция растеряла весь свой былой либерализм. А ведь реально мы ничего не можем обещать кроме пота и слез, по Черчиллю. Да, мы можем жить достойно, построив настоящий капитализм, но придется долго и тяжко трудиться, и судьба Греции покажется легче лебяжьего пуха по сравнению с теми усилиями и переменами, через которые придется пройти нам. Если, конечно, мы народ, а не барахло.
Валерия Новодворская