Вердикт суда по делу об убийстве Литвиненко привел к уникальной ситуации. Руководитель России впервые в истории страны практически официально признан уголовным преступником, который "вероятно одобрил" это убийство. Даже Сталин, пока был у власти, не удостаивался таких определений судебных органов. Это не значит, что другие российские "вожди" не совершали преступлений, просто они не попадались так глупо.
После этого решения Высокого лондонского суда западным политикам будет очень сложно заставить себя продолжать нормальный диалог с российским президентом. Любой европейский лидер, встречаясь с Путиным, теперь сто раз подумает, стоит ли пожимать руку "вероятному убийце".
Вердикт по делу Литвиненко — еще один штрих к образу Путина-преступника, который давно формируется в мире. Все идет к тому, что через не очень продолжительное время суд в Нидерландах или специально созданный международный трибунал с неизбежностью обвинит российское руководство в гибели пассажиров сбитого малайзийского лайнера. Рано или поздно будут приняты решения международных правовых инстанций по поводу захвата Крыма, преступлений на Востоке Украины, убийству Немцова и т.д. Папка с "делом Путина" будет становиться все объемнее за счет новых доказанных эпизодов его преступной деятельности.
Президенту с таким криминальным бэкграундом все труднее представлять Россию на международной арене. В какой-то момент он просто не сможет осуществлять эту важнейшую функцию главы государства. Тогда у Путина останется только два варианта дальнейших действий: или формально уйти в тень, или решиться на практически полную международную изоляцию страны. В российской элите многие мечтают о том, что он отскочит в сторону и на следующих президентских выборах выставит какую-то новую подставную фигуру типа Медведева. Чтобы тот ездил по западным странам, представлял интересы России, добивался какой-то новой перезагрузки в отношениях с Западом. А Путин будет при этом тихо сидеть в Кремле и всем реально рулить в качестве, например, премьер-министра.
На первый взгляд такой ход выгоден Путину. Но он на него вряд ли решится. Ведь в этот раз афера с подставным президентом может плохо для него кончиться. В условиях кризиса формальный глава государства может перехватить у стареющего Путина власть и стать реальным правителем России.
На митинге, собранном после "победы" на последних президентских выборах, Путин буквально рыдал от счастья. Он напоминал влюбленного, воссоединившегося со своей дамой сердца после долгой и опасной разлуки. Ведь он, пусть и формально, пусть и не всерьез, но все же отдал тогда на четыре года свою возлюбленную власть другому. Даже такую имитацию "развода" с постом президента он переживал тяжело. Тогда, не без труда, он вернул себе формальный статус первого лица в государстве и больше ни при каких обстоятельства не откажется от него добровольно, даже "понарошку".
Таким образом, международная изоляция России гораздо вероятнее ухода Путина.
В долгосрочной перспективе она будет работать против диктатуры. Дело в том, что создать в России автаркию типа северокорейской практически невозможно (любые действия в этом направлении окончательно разорят население и, что еще важнее, крайне невыгодны правящей элите). На интегрированной в мировой рынок российской экономике международная изоляция скажется пагубно. И без того аховая ситуация станет еще хуже: отток капитала ускорится, курс рубля и доходы будут и дальше падать. Все это приведет к дальнейшему обнищанию большинства населения, чреватому взрывом массового недовольства. А тут еще выборы на носу. Хотя они давно превратились в имитацию, но в условиях кризиса даже сымитировать победу пропутинских сил будет не так-то и просто. Придется очень сильно мухлевать и фальсифицировать. А это может вызвать новые протесты. В общем, путинский режим, которому лондонский суд практически официально присвоил малопочтенное звание международного изгоя, может нарваться на серьезные внутриполитические проблемы.