Примечание редактора: Эта статья была опубликована на украинском языке РСЕ/РС. Киевская независимая перевела ее и публикует с разрешения. Мнения, выраженные в данном разделе, принадлежат авторам.
Иосиф Сталин совершил огромную ошибку, когда не поверил советской разведке о подготовке Адольфа Гитлера к нападению на СССР. То ли из-за теплых дипломатических и экономических отношений с Рейхом, то ли из-за гордости за то, что он является лидером "великой страны", Сталин счел все свидетельства о нападении дезинформацией и провокацией. В результате СССР оказался неподготовленным к войне с нацистской Германией.
Может ли эту ошибку повторить Украина, когда угроза российского вторжения вдоль всей границы (включая Беларусь) воспринимается украинскими властями в парадигме "все хорошо?".
Давайте попробуем отбросить эмоции и перечислим аргументы, которые указывают на то, что Кремль блефует.
Почему угроза войны, скорее всего, является блефом
Военный фактор.
Западные спецслужбы и их украинские коллеги сходятся в одном: численность российских войск, собранных вдоль границ Украины, недостаточна для захвата даже той части страны, которая находится к востоку от Днепра. По разным оценкам, в настоящее время у границ Украины дислоцировано до 120 000 российских военнослужащих, а для нападения на такую территорию необходимо не менее полумиллиона.
Это чисто географические расчеты, не учитывающие сопротивление украинской армии и потери, которые всегда больше у нападающего, чем у обороняющегося.
Нельзя забывать и о подразделениях территориальной обороны Украины, костяк которых составляют опытные ветераны войны на Донбассе.
Существует также проблема удержания оккупированных территорий. В этом смысле интересно мнение печально известного бывшего агента ФСБ и боевика Игоря Гиркина. В недавнем интервью он сказал, что для удержания такой большой территории, как Украина, необходимо иметь десять сотрудников внутренней безопасности и полиции на каждого солдата регулярной армии, необходимого для вторжения.
Другими словами, даже при численности российской армии в 120 000 человек, нужна огромная правоохранительная машина, чтобы удерживать оккупированные города, поддерживать оккупационный режим и подавлять любые подпольные освободительные движения. В настоящее время у России нет необходимых для этого ресурсов.
Какова конечная цель?
Ее не существует. За полномасштабным вторжением просто не стоит никакой цели. Даже если Россия займет Киев и захватит до этого ряд региональных столиц - это будет только начало. России придется превратить эти города в Грозный 1990-х годов, то есть в руины.
Что Россия может сделать, например, с Тернополем, Луцком, Львовом, Хмельницким, где нет ни малейшего намека на концепцию "русского мира"?
В то же время, Россия не смогла бы даже провести фальшивые выборы прооккупационных лидеров в Киеве, как она это сделала в Донецке или Луганске. Им пришлось бы быть более открытыми и просто назначать "гауляйтеров" - так называли нацистских оккупационных чиновников в 1940-х годах.
"Чечня"
Как ни странно, это один из самых важных факторов, но который все заметили только после сравнения британского премьер-министра Бориса Джонсона. Действительно, Путин должен лучше других помнить, чем обернулась для России первая чеченская война, и понимать, что значит войти во вторую Чечню, но размером с Украину.
Такие операции никогда не проводятся без глубокого анализа местных настроений, что, как покажет любое социологическое исследование, гарантирует Кремлю еще одну Чечню.
Экономический кризис в России
Уже в настоящее время можно наблюдать резкое снижение стоимости российских активов и валюты. В случае введения крупных санкций, таких как отключение системы транзакций SWIFT или блокирование "Северного потока-2", Россия столкнется с экономической катастрофой, усугубляемой колоссальными затратами на саму войну.
Внутренний (социальный и политический) кризис в России
К первым четырем факторам можно добавить недовольные бизнес-элиты, которые потеряют деньги из-за эфемерных идей Путина, а также тысячи гробов, которые принесут горе в российские семьи. Это может спровоцировать социальную напряженность по всей России.
Разрушение фальшивого нарратива "русского мира" о защите русскоязычного населения
Когда русскоязычные граждане Украины встанут на борьбу с войсками Российской Федерации, будет крайне сложно объяснить, почему в Украине гибнут русские. Гитлер не решился оккупировать Швейцарию, не в последнюю очередь потому, что швейцарские немцы были готовы стрелять по вермахту с каждой горы, что повредило бы идее "арийской расы".
Что может произойти?
Итак, что же на самом деле может сделать Россия в ближайшем будущем?
Признание Луганской и Донецкой "республик"
В настоящее время Россия использует этот вариант как еще один способ давления на Запад: С помощью Коммунистической партии России Кремль делает вид, что готов рассмотреть этот сценарий в Думе.
В этом случае Россия безоговорочно признает территориальные претензии фальшивых "республик" на всю территорию Донецкой и Луганской областей и попытается продвинуться к Мариуполю и Краматорску. Однако этот сценарий будет означать полный выход России из Минского и Нормандского процессов, опять же не достигнув своей конечной цели - влияния на украинскую политику в будущем через свои искусственные образования. По сути, их признание оставит России только военные средства влияния на Украину, что маловероятно.
Размещение ядерного оружия в Беларуси
Министр иностранных дел России Сергей Лавров неоднократно намекал на скрытую аннексию и милитаризацию Беларуси, а также на переброску части российских войск на Кубу и в Венесуэлу. Учитывая глобальный контекст противостояния НАТО и России, это вполне правдоподобный вариант.
Дальнейшее наращивание войск к границам Украины без наступления
Это позволит России поддерживать высокую напряженность в регионе и торговаться с Западом. Не будем забывать, что Путин рассматривает НАТО как своего единственного реального врага, который приблизился к западным границам Российской Федерации. По этой логике становится понятным накопление российских войск на западном направлении.
Дестабилизация Украины изнутри
Дестабилизация Украины посредством кибератак, систематических угроз взрывов в общественных местах, беспорядков в Киеве - на фоне угрозы вторжения это спровоцирует общественную истерию и нанесет ущерб экономике Украины.
Возможен ли компромисс?
Любая война заканчивается миром, и гибридная война не является исключением. Однако есть парадокс в том, что Россия создала ситуацию, в которой возможный компромисс с НАТО и ЕС теперь будет основан на возвращении к статус-кво. Россия потребует вывода военно-морских сил НАТО из Средиземноморского и Черноморского регионов, а также, возможно, вывода сил, которые США собираются направить в Восточную Европу для усиления своего контингента.
Российская стратегия фактически забила собственный гол, оказавшись перед лицом не испуганного Запада, а противника на границе России, который только что стал еще сильнее.
Однако здесь есть огромная загвоздка.
Если действия России - не более чем блеф, то почему Запад демонстрирует столь серьезную реакцию? Почему глава ЦРУ посетил Москву? Почему Блинкен проводит встречи с Лавровым, а Байден тратит полчаса на разговоры об угрозе российского вторжения в Украину? Почему одна из лучших разведывательных служб мира всерьез заявила 20 декабря, что наступательные действия могут начаться уже на Рождество, до которого в то время оставалось пять дней? В конце концов, почему США, Великобритания, Германия и Австралия эвакуируют семьи сотрудников своих посольств?
Ответ может быть только один, поскольку маловероятно, что лучшие аналитические возможности Запада не способны дать реальную оценку рисков.
Этот ответ заключается в том, что данная ситуация ловко используется Западом для оправдания увеличения своего присутствия на восточных границах блока. Другими словами, Запад действует по принципу "вы угрожали - мы поверили".
В этой ситуации НАТО использует российскую угрозу как отличный предлог для увеличения и оправдания своего присутствия в Восточной Европе, не объясняя при этом свою позицию относительно дальнейшего расширения на восток.
Россия испытывает дипломатические нервы Запада, делая то же самое: легализуя милитаризацию Беларуси и испытывая различные методы дестабилизации в Украине.
В то же время Кремль обнаруживает своих реальных врагов (таких как Великобритания) и латентных союзников (таких как Германия) в Европе. Вопрос лишь в том, как Украина может воспользоваться блефом века, который предлагает Москва?
Что может сделать Украина?
Известная фраза "хочешь мира - готовься к войне" - это то, что должна делать Украина.
Раньше этот принцип понимался буквально: Чтобы прийти к миру, нужно физически победить врага.
В гибридных войнах все иначе: Блеф в виде намерения напасть отличается от реального нападения только тем, что оно не произойдет.
Все остальное - сбор войск, милитаристская пропаганда, даже вывод сотрудников посольств или разрыв дипломатических отношений - должно происходить по-настоящему.
Задача фальшивого нарратива - убедить, что "оригинал", или само вторжение, возможно.
Как мы можем защитить себя от этого?
Только убедив противника, что мы верим в то, что вторжение произойдет, даже понимая, что это всего лишь блеф. Это довольно парадоксально: нужно верить в войну ради мира, и только тотальная подготовка к войне снижает желание врага воевать.
Автор: Станислав Асеев
Станислав Асеев - украинский писатель и журналист. В 2017-2019 годах он был пленником поддерживаемых Россией боевиков, оккупировавших его родной город Донецк. Он был освобожден в ходе обмена пленными в декабре 2019 года.