Алексей Широпаев: Оказывается, и либералы "покупаются" на "сакральность" - если не Крыма, то Кремля
Путин выселил из Кремля чиновников, сталинский 14-й корпус демонтирован, под ним обнажились древние стены и фундаменты Чудова монастыря, снесенного в конце 20-х годов. Решено на этом месте новый корпус не строить, а по-европейски создать цепь музейных окон-колодцев.
Что ж, дело хорошее, решение здравое, полезное и для исторической науки, и для культуры. Можно Путина в кои веки и похвалить. Вот и оппозиционно-либеральная "Новая газета" (от 3-го августа) хвалит.
Однако, что интересно: эти похвалы обнажили некоторые особенности менталитета либеральной общественности: кремлецентризм и державно-имперское видение нашего исторического пути. "Новая газета" усмотрела в действиях Путина чуть ли не "знак перемен" и "новую веху в глохнущей истории". Более того: "Новая" заговорила каким-то путинско-прохановским языком: "всплытие русской Антлантиды", "сакральный акт", совершенный "в таинственном, мистическом месте, где веками варилась русская государственность" (имеется в виду Кремль).
Какова эта государственность - уж это-то наши либералы, кажется, должны понимать прежде, чем припадать с умилением к ее источнику. И насколько эта государственность русская - ещё большой вопрос. В связи с Чудовым монастырем упоминается имя митрополита Алексия (? – 1378). Историк Л.Н. Гумилёв, сам будучи евразийцем, поклонником Орды и москвоцентристом, рассказывает, однако, один примечательный исторический эпизод. Митрополит Алексий, деликатно пишет Гумилёв, "сумел в обмен на финансовую поддержку получить ханскую грамоту, удостоверяющую, что великое княжение является наследственным правом московских князей из династии Ивана Калиты. Таким образом, политическая традиция Киевской Руси была отменена окончательно. Ей на смену пришел абсолютно новый принцип наследственной, династической монархии". Так зарождались российское самодержавие и сама российская государственность, которую мы знаем.
Русского в этом - ничего. (Остается лишь заметить, что в государстве, возникшем в результате взятки, т.н. борьба с коррупцией – занятие заведомо безнадежное.)
Да, оказывается, и наши либералы легко "покупаются" на "сакральность" - если не Крыма, то Кремля. А ведь вместо того, чтобы припадать с восторгом и умилением к древним камням, обрекая себя на старую историческую "карму", следует добиваться выноса президентской ставки из Кремля, а также переноса столицы в другой город и, самое главное, преобразования России в подлинную, договорную федерацию. Чтобы идти в будущее, требуется рост, прежде всего, не "общероссийского", а регионального самосознания. Именно сумма региональных идентичностей способна образовать новую, свободную страну. Однако наши либералы рассуждают, по сути, в имперском духе.
Например, в том же номере "Новой" Лев Шлосберг (глубоко уважаемый мною) высказывает озабоченность "проблемой государственной идентичности": "...чтобы было государство и нация, должно быть общее чувство этого государства". А, может, вместо этих тяжеловесных, будто старый комод, категорий, Вам стоит апеллировать к вашим региональным псковским вечевым ветрам, Лев Маркович?