Преклоняюсь перед стоическим мужеством, с которым Михаил Борисович Ходорковский перенес десятилетие путинских застенков. Отчетливо понимаю, что я бы не был на это способен. Похоже они все там в ЮКОСе железные – Платон Лебедев, погибший Василий Алексанян, Алексей Пичугин.
Но тем огорчительней было прочесть в одном из интервью Михаила Борисовича о реформаторском потенциале, который он все еще видит в одном из своих гонителей многолетнем сonsigliere путинской мафии Кудрин, отвечавшем в том числе по своей должности и за "либеральные рыночные реформы".
"Непопулярные реформы" двадцать пятый (!) год подряд обещает и навязывает народу (чтобы ему когда-то потом в светлом будущем стало хорошо) политический класс России, реализовавший за эти же четверть века реформ очень популярные в своем узком кругу меры по бесстыдному личному обогащению.
Но экономика России не развивается и будет продолжать деградировать не оттого, что еще не все паразиты-пенсионеры передохли, Прохорову еще не удалось ввести 60-часовую Ё-рабочую неделю и старшеклассники все еще бесплатно изучают математику. А потому, что не может быть никаких творческих импульсов в созданной "реформаторами" (в том числе и Кудриным) мертвой, не имеющей ничего общего с конкурентным рынком среде, где вся вертикаль от альфа-Цапка всея Руси до участкового полицая набухла воровскими общаками, закупорившими все социальные лифты. Как можно , находясь в ясном уме и здравом сознании, рассуждать о продолжении каких-то кудринских экономических реформ и совершенствовании "рыночной экономики", когда отсутствует ее фундаментальный институт – частная собственность?
Уж Михаил Борисович не только как академический исследователь, но и как практиковавший номинальный собственник знает, что любая "частная собственность" в России – от нефтяной компании до продуктового ларька – условна, зависит от лояльности феодальным сюзеренам вдоль всей вертикали власти, даруется и изымается в жестком соответствии с приобретением или потерей условным владельцем административного ресурса.
Криминальная путиномика, неспособная соскочить с нефтяной иглы, могла при заоблачных ценах на сырье достаточно долго стагнировать, но никакое содержательное развитие, никакая инициатива бизнеса и никакие инновации невозможны в ней в принципе. Cложившаяся в России модель хозяйствования абсолютно неэффективна и ведет к омертвлению всех социальных тканей и необратимой деградации общества.
Между тем узкая группа богатейших чиновников-бизнесменов, которым в течение последних десятилетий принадлежит реальная политическая и экономическая власть в России, несмотря на крайне плачевные для страны результаты своей деятельности по-прежнему убеждена в своем священном праве и в своей исторической миссии оставаться несменяемой и неизбираемой кастой и требует продолжения банкета.
Без многолетнего подвижничества Путина на кремлевских галерах не могли бы существовать ни финансовые империи миллиардеров ближнего круга – Абрамовича, Тимченко, Ковальчуков, Ротенбергов, – ни паразитические госкорпорации друзей – Чемезова, Чубайса, Костина – эти черные дыры российской экономики. Очевидно, что Путин и его бригада никогда добровольно не откажутся от власти в России. Их твердая решимость править пожизненно или до полного коллапса объекта их просвещенного правления движима уже не столько жаждой самой власти, сколько страхом ответственности за содеянное.
Осуществились все золотые мечты партийно-гэбистской номенклатуры, которая и задумала перестройку в середине 80-х годов. Чего она достигла в результате 25-летнего цикла? Полной концентрации политической власти, такой же, как и раньше; громадных личных состояний, которые тогда были для них немыслимы, и совершенно другого стиля жизни. И самое главное – как правители они избавились от какой-либо социальной и исторической ответственности. Теперь им уже не нужно хором выть: "Цель нашей жизни – счастье простых людей". Их уже тогда тошнило от этого лицедейства. Теперь они сухо повторяют, что цель их жизни – это "продолжение рыночных реформ" и "величие России", хотя никто из них сам в это не только не верит, но и не знает, что это такое.
За сотню без малого лет великие злодеи Революции (Ленин, Троцкий, Сталин) сначала превратились в смешных беспомощных старцев (Брежнев, Андропов, Черненко), а затем, окропившись живой водицей номенклатурной приватизации, оборотились в молодых спортивных сексапильных нефтетрейдеров с хоккейными клюшками (Путин, Ротенберг, Тимченко). Эти чисто конкретные пацаны и есть подлинные наследники Октября, последняя генерация его вождей, закономерный и неизбежный итог эволюции "нового класса". Жизнь удалась.
Это для них десятки миллионов жертв столетнего эксперимента (лузеров, в их терминологии) унавозили почву. Им нечего больше желать. Для них наступил персональный фукуямовский конец Истории. У них нет и не может быть проекта будущего. Они уже в вечности. Как же оказывается прав был Свидригайлов, когда говорил, что вечность может оказаться деревенской закоптелой банькой с ползающими по всем углам разбухшими пауками. В нашем случае ветеранами дрезденской резидентуры, кооператива "Озеро" и их "либеральной" обслугой. Схлопнувшаяся черная дыра русской истории.
Стремительно растущая деменция первого лица, так очевидно проявившаяся во время его последнего совокупления с возлюбленным народом, может, однако, привести в недалекой перспективе к дворцовому перевороту в паучьей баньке, о перспективе которого в последнее время все чаще говорит Михаил Борисович.
На информационный балкон силовики с шарфиками и только что раздолбанной обо что табакеркой вытолкнут Председателя Комитета Гражданских Инициатив Алексея Леонидовича Кудрина.
"Братья и Сестры! К Вам я обращаюсь , друзья мои. Оказался наш Отец не Отцом а сукою. Как вольно дышится без него в освобожденном Арканаре!", – зачитает по промтеру неуверенным голосом Алексей Леонидович и удалится на первое заседание Комитета Национального Спасения. Заговорщики скорее всего остановят безумные военные авантюры сбрендившего подполковника и постараются договориться с Западом о безопасности, легитимизации, передаче по наследству и эвакуации из страны активов правящей "элиты".
Прикрытием этой важнейшей стратегической операции станет стандартный мем, обращенный к населению теми же жуликами но уже без опущенного пахана – не дергайтесь, мы снова проводим так необходимые для вас же, козлов, болезненные и непопулярные реформы.
Михаил Борисович, как известно, собирается в рамках "Открытой России" готовить кадры для грядущей русской Революции. На глобальной презентации проекта в Лондоне им были торжественно представлены ее выдающиеся интеллектуальные вожди – два профессиональных политических провокатора и мошенника Павловский и Белковский, в свое время отправившие Ходорковского по этапу.
Андрей Пионтковский