Чеченцы относятся к одной из древнейших культурных общностей мира - кавказской. Более того, различные науки (языкознание, антропология, этнология, мифология, фольклористика и т. д.) свидетельствуют, что чеченцы относятся к культурному ареалу хурритов-ханаанцев-алародиев - этно-синонимическому ряду народов, восходящих в собственном сознании к Кораническим нухидам. Нухиды в понятийном смысле - это пахари, этноним эпохи перехода от не производящего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему способу хозяйствования, или другими словами к земледелию и скотоводству. Естественно, что этому переломному моменту предшествовал длительный отрезок времени, когда люди на определенной территории должны были:
- во-первых, оказаться в жестких, даже экстремальных, жизненных условиях, когда привычный образ жизни не обеспечивал нормального воспроизводства;
- во-вторых, на этой небольшой территории должны были быть сконцентрированы разнообразная флора и фауна;
- в третьих, население указанной территории должно было иметь достаточно развитую идеологическую базу для перехода на новый образ жизни.
Обязательной идеологической предпосылкой для перехода к производящему способу хозяйствования является понимание роли семени, а у чеченцев именно понятие «семя» занимает в мировоззренческой иерархии весьма заметное место.
Чеченское пахотное орудие - «нох» не только терминологически, но и генетически связывается как с нижней челюстью (культ, распространенный в древности не только у чеченцев, но и у многих народов мира), так и с понятием семени. С другой стороны, морское беспалубное судно называется «ной», соответственно Нойкъевчалг - это Библейский Ноев Ковчег, борта которого были соединены, стянуты, палубой (палубами), за что он и был назван крепким, закрытым - «къевлина».
Следует заметить, что функционально и «ной» - морское судно, и «нох» - пахотное орудие, выполняли одну и ту же работу, с той лишь разницей, что первое «резало» волны морские, а второе - почву. Надо полагать, что морское плавание воспринималось древними как оплодотворение водной стихии.
Следует уточнить еще раз, что все технологические революции древности, а тем более величайшая из них - неолитическая (т. е. переход к производящему способу хозяйствования), не могли произойти без соответствующей ломки привычного уклада жизни. Этому же способствовал и климатический катаклизм позднего мезолита - глобальное наступление засухи. Там, где раньше были земные «кущи», образовались пустыни.
В конце прошлого столетия В.Пироговым, братом знаменитого русского хирурга, открыта вертикальная зональность в горах, где широтные пояса со специфичными для каждого из них флорой и фауной находится как бы в сжатом состоянии. Естественным следствием этого является взаимодавление и взаимосопряженность всего видового разнообразия в горных зонах. Это открытие подтолкнуло ученых к выводу, что земледельческие цивилизации возникли изначально в горной зоне (но не в высокогорье) и только затем распространились на равнины.
Уже в советский период эти умозаключения подтвердились изысканиями великого генетика акад. Н. Вавилова. В поисках диких родственников современных культурных растений он «обшарил» весь мир и обнаружил несколько первичных очагов их происхождения, среди которых резко выделяется Ближневосточный регион. Из этого очага происходит, как выяснилось, не только большинство возделываемых человечеством злаковых, но и традиционные для Старого Света фруктовые и овощные культуры. Здесь же впервые были одомашнены животные.
Из вышеизложенного вытекает, на наш взгляд, один единственно возможный вывод -импульс самой величественной в истории человечества революции, названной в науке «неолитической», исходил из верховий рек Тигра, Евфрата, Куры, Аракса и Чороха.
Следует напомнить читателю, что, спустившись по первым двум рекам, вытекающим согласно Писанию из Рая, люди натолкнулись на знаменитый полумесяц плодородия, который сыграл выдающуюся роль в развитии древнейших на Земле цивилизаций - от Месопотамии до Египта. Еще в древности Евфрат из-за каких-то геологических сдвигов изменил направление течения, повернув на юго-восток - в сторону реки Тигр и Персидского залива. Ранее его путь лежал в сторону Синая, скорее всего, по руслу современной реки Иордан. Это косвенно подтверждается и свидетельством Писания. Собственно, полумесяц плодородия и есть результат деятельности этих великих рек.
Этот краткий экскурс в далекое прошлое человечества, без всяких подробностей и развернутых аргументов в подтверждение выдвинутых тезисов, предпринят с одной лишь целью - найти стержень миропонимания чеченского народа, базовую основу его ЦЕННОСТНОЙ ШКАЛЫ.
Вторая причина, заставившая меня привести эти сведения, заключается в том, что и в научных кругах и среди широкой общественности остается загадкой, почему чеченцы, при всей их кажущейся агрессивности, никогда не посягали на чужую территорию. Истоком подобной ментальности и привязанности к определенному окультуренному пространству, на мой взгляд, является глубина земледельческих традиций. Этому, так называемому концентризму, полярно противостоит номадизм - кочевое животноводство, где главенствует не облагораживание пространства, а экстенсивное использование природных ресурсов территории с последующей ее сменой.
В жизни любого народа на протяжении всей его истории существует некая сущностная, стержневая база, которая так или иначе предопределяет характер всех его действий, также как физическое развитие человека определяется индивидуальным набором хромосом в его генах. Своего рода хромосомным кодом для народа и является его ценностная шкала. От эпохи к эпохе она может изменяться в деталях, переносятся акценты, но в своей основе она остается неизменной.
«...Общество может процветать только в том случае, если все его члены руководствуются едиными, обязательными для всех принципами поведения...», - гласит неопровержимая истина. Это относится ко всем и, в первую очередь, к нам, оказавшимся сегодня на перепутье. Возникает закономерный вопрос: «Есть ли у нас эти принципы?» Ответ может быть только один: «Есть!» Не одна сотня поколений наших предков вырабатывали их, порою очень жестоко ошибаясь. Только мы их не придерживаемся, и это очень печально, так как тому, кто пренебрегает прошлым - не дано будущее. Мы не только забыли, но и отвергли принцип: «Оглядываясь в прошлое - сними шляпу. Заглядывая в будущее - засучи рукава».
Наука утверждает, что «…исторические судьбы народов определяются, при прочих равных условиях, разнообразием национальных характеров, каждый из которых представляет собой результат биологической наследственности, сложившихся традиций и выбора ценностных ориентации и предпочтений, накопленного исторического опыта и воспитания… Каждая нация отличается только ей одной присущим сочетанием и соотношением темперамента, типа мышления и мировосприятия».
Нельзя постичь высшую математику, не запомнив таблицу умножения. Точно также, нельзя понять характер народа, не зная его ЦЕННОСТНОЙ шкалы. Сегодня многие спекулируют именем чеченского народа, причем, не имея, как правило, элементарного понятия о его истории и менталитете. Между тем, чеченцы один из немногих народов мира, которые в результате упорной многовековой борьбы отвергли сословно-иерархическое общественное обустройство и единственный на Кавказе, который на всей территории своего расселения установил порядок, названный учеными царской России «демократическим управлением».
На Кавказе сложился уникальный культ «достойного человека». Тут не популярен девиз: «Цель - оправдывает средства». Здесь живут под лозунгом: «Все безнравственное - антисоциально». Достоинство человека не связывается ни с его «мошной», ни с его происхождением, ни с занимаемым постом. И до провозглашения Ислама происходили народные восстания против эксплуататоров, но «князи из грязи» становились новыми, зачастую еще более жестокими, господами. Ислам привнес на Кавказ понятие высокой гражданственности - все люди равны перед Всевышним, а Он судит их по реальным делам.
Эта квинтэссенция ислама, перенесенная на чеченскую почву в пору жесточайшей схватки народа с феодальной элитой, и дала толчок этому чудесному явлению - культу «достойного человека». Один из старинных назмов о Посланнике свидетельствует, что он воспринимался чеченцами в качестве фольклорного «одинокого героя», вставшего на борьбу за права обездоленных. Сам факт его рождения символизирует крах феодальных порядков: «Макки элийн г1алийн сенаш лилхира» (досл. - Углы мекканской княжеской крепости треснули).
Чеченцы, в силу определенных причин, сохранили дух времен становления и развития Ислама. Совпадение во времени принятия Ислама и начала антифеодальной борьбы, наличие института «тейпов» и духовных наставников устазов, определили подлинное лицо чеченца. ИСЛАМ времен Последнего Пророка и праведных Халифов высветил подлинную душу чеченского народа и его мировосприятие. Только через эту призму и можно понять и оценить его.
Самостоятельно я бы не осмелился связать предлагаемую ЦЕННОСТНУЮ шкалу чеченцев с Исламом, так как не считаю себя знатоком в этой области. Однако подвернулась небольшая по объему работа Мурада Бено: «Размышления. Народ, территория, ислам». Оригинальный подход Мурада Бено к понятию «Iибадат» (поклонение) сильно облегчил мою работу. «Iибадат» не низведен, не ссужен до основополагающих категорий «фарз» (обязательные для исполнения религиозные обряды), а толкуется широко, охватывая всю жизнь человека, с его делами, поступками и действиями. Соотношение между «фарз» и «Iибадат» мне представляется в виде соотношения фирменной бирки и самого товара. Первая указывает лишь на формальную принадлежность, а вторая реально выявляет суть поклонения. С «фарз» Ислам начинается, но ни в коем случае не завершается. Низводя всю величайшую мировоззренческую Исламскую систему к исполнению обрядности, всякого рода новоявленные модернизаторы Ислама отсекают человека от собственной жизни, а заодно и от Всевышнего, подобно тому, как в свое время К. Маркс отсек Всевышнего от человека и его земных дел.
Почему именно у чеченцев лучше сохранилась сущностная сторона Ислама, иногда даже в ущерб его внешней, обрядовой стороне? Кроме вышеизложенных причин сказалось долговременное давление царской и, в особенности, большевистской, России на мусульманскую веру. Именно отсюда - несколько отстраненное отношение к формальностям для сохранения сути Ислама.
Миру известны множество различных кодексов, как правило, сословного происхождения - рыцарский, самурайский, цеховые, сектантские и т. п. Существуют и отдельные высказывания, суммирующие ценности того или иного народа. В частности, очень уважаемый мной акад. Д. Лихачев так перечислил главные ценности русского народа: «Здоровье, воля и простор». Хотя это далеко не полная ценностная шкала русского народа, но и эта формула дает возможность заглянуть в такие глубины русского характера, которые невозможно передать и сотней специальных исследований.
Основная особенность предлагаемой (кстати, далеко не полной) ЦЕННОСТНОЙ шкалы чеченцев в том, что она не подвержена влиянию сословного, расового или какого-либо другого условного фактора, а также не делит людей по полу, возрасту и т. д. Эта шкала реально существовала и влияла на формирование и поведение рядового чеченца вплоть до сегодняшнего дня.
Итак, ЦЕННОСТНАЯ шкала чеченцев:
1. АДАМАЛЛА /человечность/.
2. КЪИНХЕТАМ /милосердие/.
3. ЛАРАМ /уважение/.
4. /1/. ЦIАНО /духовная чистота/.
5. /2/. НИЙСО /равенство/.
6. /3/. БАКЪО /истина, правдивость/.
7. /1/. ЮЬХЬ /лицо, исток, начало/
8. /2/. ИЭХЬ /стыд, совестливость/.
9 /3/. СИЙ /честь, слава, почет/.
10 /1/. ГIИЛЛАКХ /этикет/.
11 /2/. ОЬЗДАНГАЛЛА /внутренняя культура/.
12 /3/. СОБАР /терпение/.
Пророк Адам при своем сотворении получил от Всевышнего все необходимое ему не только в физическом плане, но и, самое главное, - духовность. Сотворенный по Его «облику и подобию», Адам, по чеченской традиции, был Им особо одарен: «Шен хьекъалах - хьекъал; Шен кхетамах - кхетам, коьрта декъана; шен серлонах - серло а елла» (дословно: «Он даровал ему от собственного ума - ум; от рассудка - рассудок; от своего света - свет»).
Троичность в чеченских представлениях - дело обыденное. Казалось бы, и блоков должно быть три, но при этом получается, что картина и общий смысл остаются незавершенными. Добавив четвертый блок, я исходил из того, что не хватило первому пророку в Эдеме - СОБАР.
Хотелось бы обратить особое внимание на антоним адамалла - акхаралла /дикость/, подчеркнутое отмежевание человечности от животного состояния. У чеченцев подчеркивается необходимость сохранения в себе всего Человеческого. На этом еще раз акцентирует внимание антоним второй ценности в первом же блоке - КЪИЗАЛЛА /бессердечие, жестокость/, являющейся высшей степенью дикости, противостоящей милосердию.
После выдворения человека из Рая люди деградировали духовно и отказались от Единобожия, все больше и больше впадая в грехи. Аллах одного за другим посылает к ним своих Посланников с увещеваниями, причем каждый раз выделялась, подчеркивалась именно та сущностная категория, которая оказывалась наиболее ущемленной в данный конкретный момент. Именно на этой основе и сложилась, на мой взгляд, ЦЕННОСТНАЯ шкала чеченцев.
При первом взгляде на шкалу может возникнуть неверное впечатление, что ценности с цифры 7 повисают в воздухе. На самом же деле, ценности 3-го блока напрямую связаны с предшествующими блоками. Это становится очевидно, если попытаться его переставить или вообще изъять. Здесь налицо ряд тонкостей. К примеру, все духовные ценности, начинающие блоки, располагаются как бы на одной линии по вертикали (как, впрочем, и все остальные).
1. Адамалла.
2. ЦIано.
3. Юьхь/Яхь/.
4. ГIиллакх.
Если выявить их общий признак, то все они объединены тем, что «демонстративны» или, как говорят сами чеченцы, они из категории «радующих глаз». Они подобны кроне дерева в весеннюю пору, когда листва полностью раскрылась.
Ценности, которые идут в блоках вторыми:
1. КIинхетам
2. Нийсо
3. Иэхь. (Бехк, Иэс)
4. Оъздангалла
не столь демонстративны, как первые. Вернувшись к образу дерева можно их сравнить со стволом, на котором держится крона. Чеченцы относят эти понятия к «радующим сердце».
Третьи в блоках:
1. Ларам
2. Бакъо
3. Сий
4. Собар
как бы вообще сокрыты от чужих глаз, но отними их, и все блоки развалятся, как карточный домик. Это - корни, которые держат и питают всю видимую часть древа. Чем основательнее в человеке эта часть морально-нравственных ценностей, тем ярче и последовательней проявляются в нем истинно человеческие черты характера. Человек, у которого исполнение этих предписаний доведено до автоматизма (по выражению чеченцев: «Шен сийца, цIийца, пхенишца дерг» (досл.: впитано (слито) с душой, кровью, венами)) - благословен перед Всевышним, а в жизни его называют - Къонах (досл. - муж, молодец).
Игнорирование хотя бы одной из вышеизложенных ценностей или неверно поставленный акцент на одной из них (например, на том же Яхь) лишает чеченца его сердцевины и ничем другим образовавшийся вакуум заполнить невозможно. «Чеченцем быть /оставаться/ трудно» - говорят сами чеченцы. Действительно, мало родиться чеченцем - им необходимо сперва стать, а затем удержаться в рамках этого статуса.
Сегодня, к нашему великому несчастью, мало кто задумывается над разницей между целыми и усеченными или неверно акцентированными ценностными понятиями, что искажает нашу самоидентификацию, а также не дает нам правильно ориентироваться в повседневной жизни. Отсюда наше искаженное поведение. Мы сегодня «достигли» уровня, характеризующегося следующей цитатой: «Последняя ступень падения народа - когда безнравственность становится предметом гордости».
Именно поэтому как никогда ранее нам необходимо разобраться в основах собственной духовности, прежде чем бежать заимствовать что-то заморское, ибо только это позволит нам выбраться из хаоса, сотворенного нами самими и поощряемого многочисленными «друзьями» издалека и не издалека.
Саид-Магомед Хасиев, историк, этнограф, исследователь чеченской традиционной культуры, этики, права, общественный деятель.
Журнал «Латта» №5, 2002 год.