Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Европа не просчитала реакцию Кремля на решения по Кипру

kipr

Ситуация на Кипре может вызвать цепную реакцию, которая дестабилизирует европейскую валюту. Шокированная действиями Еврогруппы и кипрских властей, Москва пока что отказывается помогать Кипру. Из-за плохо состряпанного плана вбит новый клин между Европой и Россией, сетуют СМИ. Неужели никто не понимал, что значительная доля русских денег на Кипре принадлежит людям, близким к Кремлю?

Катастрофа может прийти откуда не ждали: Брюссель обеспокоен тем, что ситуация на Кипре, представляющем не более 0,2% ВВП еврозоны, может вызвать цепную реакцию, которая дестабилизируют единую валюту, пишет Le Point, ссылаясь на заявление министра финансов Нидерландов и президента Еврогруппы Дийссельблема. По мнению осведомленных источников, ситуация рискует выйти из-под контроля.

Доля России в финансовом секторе Кипра является вредоносным фактором, убежден автор статьи. "Именно для того, чтобы избежать утечки российских капиталов, Анастасиадис не захотел одобрить налог. Российское руководство тут же заявило об "ограблении" своих граждан и компаний. Внезапно Москва вмешалась в дела еврозоны. В начале недели министр финансов Кипр прибыл в Москву, чтобы попытаться выторговать помощь в обмен на доступ к многообещающим газовым месторождениям, но тщетно, говорится в статье.

"У русских было девять месяцев, чтобы договориться с Кипром о сделке. Если они ее не заключили, значит либо в ней не заинтересованы, либо надеются на ухудшение ситуации, чтобы получить самый большой кусок пирога", - комментирует эксперт.

Ситуация зашла в тупик, полагает издание. Содержание "плана Б", на который ссылается Кипр, неизвестно; Еврогруппа и МВФ стоят на своем, отказываясь предоставлять острову 10 млрд из необходимых 17 млрд евро. Во избежание утечки капиталов Кипр может ввести ограничения на движение капиталов, когда банки страны вновь откроются после перерыва. В свою очередь, Дмитрий Медведев заявил, что при подготовке плана спасения Кипра были совершены "все возможные ошибки".

Время идет, и терпение европейского ЦБ на исходе: если до понедельника не будет принята программа ЕС-МВФ, он больше не гарантирует обеспечение платежеспособности кипрских банков, подытоживает Ален Франко.

"Несмотря на объемы российских капиталов на Кипре (около 25 млрд долларов или треть от всех депозитов), Москва, по-видимому, не торопится оказать помощь второй родине своих компаний и своих нуворишей, - пишет Мари Жего в газете Le Monde. - Переговоры в Москве начались неудачно: кипрская делегация прибыла "без конкретных и продуманных предложений", пишет газета "Коммерсант", и Кремль обиделся. Российский президент Владимир Путин сообщил, что он не примет кипрских эмиссаров".

Тот факт, что Никосия первоначально одобрила европейский план спасения, не предупредив российских партнеров, вызвал сильное недовольство. "Есть элемент неуважения: сначала нам говорят, что мы крупнейшие кредиторы и интересанты, а потом - что без вас возьмем ваши деньги", - отметил бывший министр финансов Алексей Кудрин.

"Пока запрет на движение банковских капиталов, вновь введенный кипрским Центробанком в среду, не будет отменен, Москва не раскошелится", - уверена Мари Жего.

Премьер-министр Медведев заявил о том, что разрешение кризиса на Кипре нужно искать "с участием всех заинтересованных сторон, включая российские структуры", пишет The Financial Times. Но, даже когда он сидел рядом с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу, открывая запланированную встречу в Москве, атмосфера была решительно "напряженной", передают впечатления одного западного дипломата авторы статьи. "Казалось, что Медведев играет с iPad во время выступления Баррозу, хотя, по словам дипломата, он делал записи", - отмечает издание.

Авторы приводят мнение бывшего заместителя главы Центробанка РФ Сергея Алексашенко, который считает, что предложение о налоге на кипрские вклады - "огромная ошибка европейцев". "Это вызывает недоверие к банковской системе по всей Европе, так что в следующий раз везде, где разразится кризис, вкладчики будут выводить свои деньги из банков".

Прошло почти 25 лет с тех пор, как Михаил Горбачев призвал Россию и европейские страны работать вместе над строительством "единого европейского дома". Со времен распада СССР завязалось множество торговых и деловых связей, однако достижения в политическом и институциональном сотрудничестве остаются ограниченными, говорится в статье.

"Путин считает, что рыночная экономика, основанная на демократии западного образца, пришла в упадок. Зачем тогда пытаться достичь соглашения [с Европой]? - задал риторический вопрос Алексашенко и добавил: - Это решение по Кипру - огромный, огромный подарок для Путина".

Внимание Путина переключилось на реинтеграцию бывших советских республик в единое экономическое пространство или "Евразийский союз", полагает директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин. Это бы укрепило возможности России договариваться с Китаем, с одной стороны, и с Европой - с другой.

Через неделю после того, как ЕС и МВФ объявили о своем плане спасения Кипра, становится ясно, как мало внимания было уделено оценке последствий, пишет Ник Батлер в блоге The Financial Times. Даже если они никогда не будут реализованы, выдвинутые идеи могут изменить поведение тех, кто имеет средства в банках всей Южной Европы. Кроме того, возможны негативные последствия для энергетической безопасности Европы.

Реакция России на предложенное налогообложение банковских вкладов оказалось гневной. Неужели никто не понимал, что значительная доля русских денег на Кипре принадлежит людям, близким к Кремлю? - восклицает Батлер. В результате из-за плохо состряпанного плана был вбит новый клин между Европой и Россией, которая остается для Европы крупнейшим импортером энергии.

Кипрский министр финансов находится в Москве последние несколько дней, прося о поддержке. По мнению автора статьи, поддержка в итоге будет оказана и примет форму кредита в обмен на крупные доли в разработке газовых месторождений на шельфе острова, а также в связанных сферах бизнеса, таких как трубопроводы и сжиженный природный газ.

В краткосрочной перспективе это может выглядеть неплохо, продолжает Батлер: предоставление 5-10 млрд евро устранило бы необходимость конфискационных мер. Но в долгосрочной перспективе такая сделка ужесточит контроль России над энергоснабжения Европы.

Что разочаровывает - так это то, что Европа в очередной раз не увидела долгосрочных последствий своих краткосрочных действий, заключает автор.

Inopressa.ru