Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Историческая ответственность за преступления прошлого

Канцлер ФРГ Олаф Шольц и премьер-министр Польши Дональд Туск на совместной пресс-конференции в Варшаве
Фото: Michael Kappeler/dpa/picture alliance

Пример благородного и цивилизованного отношения к исторической ответственности показал на встрече с премьер-министром Польши Дональдом Туском канцлер Германии. На совместной со своим польским коллегой пресс-конференции во вторник 2 июля Олаф Шольц заявил, что ФРГ признает свою вину перед жертвами и готова оказать помощь пережившим нацистскую оккупацию во время Второй мировой войны в Польше. Канцлер отметил, что Германия «признает тяжесть своей вины» и ответственность «за миллионы жертв немецкой оккупации», и Берлин продолжает придерживаться принципа исторической ответственности. Помощь должна поступить в течение нескольких месяцев. Компенсацию выплатят примерно 40 тысячам полякам. Сумма при этом не называется.

Дональд Туск прокомментировал слова Канцлера: «Нет такой суммы денег, которая могла бы компенсировать все, что произошло во время Второй мировой войны». Но этот шаг Германии может положительно сказаться на отношениях двух стран.

Германия не первый раз уже признает свою ответственность за преступления нацистского режима. 7 декабря 1970 года канцлер Вилли Брандт возложил венок к мемориалу, посвященному восстанию в Варшавском гетто, и опустился на колени.

Думается, подобное отношение к прошлым преступлениям своего государства нисколько не унижает ни свое правительство, ни свою страну. Напротив, таким жестом Вилли Брандт вписал свое имя в историю, и его поступок с уважением вспоминают во всем цивилизованном мире. Надеемся, что и имя Олафа Шольца в людской памяти будет стоять рядом с именем Брандта.

Конечно, от нынешних диктаторов ожидать признания прошлых преступлений и ошибок не приходится. Но их последователям, которые действительно желают процветания своей страны и уважения со стороны просвещенного мира, стоило бы подумать над этим. Дело ведь не в материальной компенсации. Самое главное, чего ожидают и добиваются потомки жертв геноцида в разных уголках мира, это уважение их памяти, восстановление справедливости. Только так может появиться хоть какая-то надежда, что подобное не повторится «никогда больше».