Добрые слова о моей маме
Моя мама - медик по призванию; у неё отзывчивое сердце и добрая душа.
Как-то в Грозном, ещё до первой русско-чеченской войны, она была в "Центральной аптеке" и услышала, как чеченцу, стоявшему перед ней в очереди, наотрез отказались продать лекарство для его больного маленького ребёнка, заявив, что оно выдаётся в ограниченном количестве, дa и то по специальному списку, и только медикам. Как он ни просил иx и ни умолял, ответ был кратким: "Нет". Он, очень расстроенный и понурый, пошёл к двери. Мама его окликнула, остановила и велела подождать её на улице. Она в отрыве от должности акушерки в Центральном роддоме Грозного пару лет работала, повышая медицинскую квалификацию, хирургической медсестрой в детском травматическом отделении пpи Госпитале инвалидов BОB у ортопеда, горского еврея, Урьева Геннадия Абрамовича, первого ученика доктора-самородка Гавриила Абрамовича Илизарова, который изобрёл спицы с болтами для вставления в поломанные кости, что приводило к иx ускоренному и контролируемому срастанию.
Методика лечения была в стадии зарождения, полуофициальная, и оборудование: нержавеющие спицы и болты, - было невозможно нигде достать. Мой брат Серёжка работал токарем на заводе ГАРО (Грозненский авторемонтный завод спецоборудования) и втихую, после окончания рабочей смены, вытачивал спицы и болты по чертежам хирурга, соблюдая точность диаметра и размеров в миллиметрах. Мама забирала готовые изделия и относила хирургу Гене в госпиталь.
Вернёмся к нашему расстроенному молодому отцу-чеченцу, у которого серьёзно заболел ребёнок. Когда очередь дошла до мамы, она показала аптекарше удостоверение хирургической медсестры госпиталя и безапелляционно, уверенным голосом заявила, что ей срочно, незамедлительно и прямо сейчас нужно это лекарство. Так как мама была медработником, к тому же с ней особо не поспоришь, ибо её боялись даже главврачи, которых она гоняла, как Сидоровых коз, ей это лекарство безропотно продали. Она вышла на улицу и отдала его ожидавшему чеченцу, спросив о возрасте ребёнка и дав совет насчёт дозы: как и с чем принимать лекарство. Есть разные рекомендации: до еды, во время или после, или же с водой. Он очень обрадовался, стал её благодарить и спросил, сколько ей должен. Мама ответила, что "долг платежом красен", и что он ей не должен ни копейки, рассказав, как в пятницу на бульваре улицы Первомайской она покупала в киоске газету с программой телевидения на неделю, и за неё заплатил 10 копеек молодой чеченец, который хотел сделать доброе дело, побывав в домашней мечети. Мама на это согласилась.
Как известно, в Грозном не было нищих и попрошаек: милостыню невозможно было подать, - и чеченцы изобретали способы, как дать деньги незнакомцам. Так вот, мама объяснила молодому чеченцу: она возвращает добрый поступок и оказывает безвозмездную помощь ему. Конечно, лекарство стоило намного больше, чем 10 копеек, но дело не в деньгах! Я надеюсь, что тот молодой отец жив и читает эти строки. Я также очень надеюсь, что ребёнок выздоровел, вырос и пережил обе войны.
Хочу только добавить, что и мама, и мой брат снабжали хирурга Гену спицами и болтами разных размеров в соответствии с чертежами Илизарова безвозмездно. Хотя брат, конечно, нарушил закон об использовании государственного металла "на сторону“, но он это делал не в корыстных целях, а чтобы помочь узкому специалисту-ортопеду, единственному в мире в то время, если не считать его учителя – Илизарова, которого всячески ущемлял один прохвост в Москве, фактически присвоивший чужое изобретение. Хирург Гена и моя мама, операционная сестра, лечили тяжёлые формы переломов костей, а также удлиняли конечности людям с генетическим нарушением роста с помощью новейшей медицинской методики, только зарождающейся отрасли медицины, проходившей, так сказать, "полевые испытания” в Грозном. В СССР Гавриилу Илизарову вставляли палки в колёса, но это другая история.
Уважаемые земляки, y меня к вам вопрос: прощается ли грех воровства государственного, заводского, специального, нержавеющего металла на балансе лечения тяжёлыx костных переломов y детей, поставив их на ноги и предотвратив инвалидность?
Возможно ли, совершая грех, в то же caмoe время совершать благое, угодное Богу дело?
Есть ли людские, неписаные законы, которые выше государственных, из Уголовного Кодекса?
Если бы каждый из вас был судьёй, каким бы было ваше Соломоново решение?..
Олена Гончарук