Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

"Преступление, которое ни забыть, ни простить нельзя": 80-летие депортации балкарцев

Майрбек Вачагаев

Балкарцы в национальной одежде проводят протестную акцию у стен Кремля против нарушений прав в Кабардино-Балкарии,
2019 год (Иллюстративное фото)

В России и постсоветских странах многие празднуют Международный женский день, но для балкарцев 8 марта связано с национальной трагедией. Сегодня исполняется 80 лет с начала тотального выселения балкарцев – небольшого народа, жившего в горных ущельях у подножья Эльбруса.

В чем "провинились" горские аланы?

В ноябре 1943 года родственный балкарцам карачаевский народ был депортирован с исторической родины. 8–9 марта 1944 года этот удар постиг и самих балкарцев. Как и в случае с калмыками, чеченцами и ингушами, им предъявили бездоказательное обвинение в сотрудничестве с немецкими оккупационными силами на Северном Кавказе в период, когда они захватили и контролировали территории региона: с 12 августа 1942 г. по 8 января 1943 г.

Балкарцы (самоназвание – аланы, таулы), как и многие народы Северного Кавказа, на себе испытали ужасы оккупации немецко-румынской армией. За полгода в Кабардино-Балкарии были убиты 2053 военнопленных и 2188 мирных граждан. Только в одном массовом захоронении, обнаруженном за Нальчиком, нашли истерзанными и убитыми более 600 человек из селений Гунделен, Быллым, Нижний Баксан, Верхний Баксан, Каштакау и из Нальчика.

В годы оккупации Кабардино-Балкарской АССР на фронтах воевали сыновья и мужья тех, кого власть в тылу отправляла в ссылку. Многие жители республики были задействованы и на трудовом фронте: вносили свой вклад в общее дело победы над врагом. Главным аргументом выселения явилось преувеличение советскими властями и органами безопасности республики численности бандгрупп. В итоге 5 марта 1944 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял постановление "О выселении балкарцев из Кабардино-Балкарской АССР".

По свидетельствам очевидцев, 8 марта в 6 утра оперативники и солдаты НКВД начали операцию по выселению одновременно во всех населенных пунктах, где компактно проживали балкарцы. Им объявили: "Вы выселяетесь. На подготовку – 20–30 минут. Берите больше продуктов, чем вещей".

В телеграмме наркомата внутренних дел от 11 марта, отправленной на имя председателя ГКО СССР, о ходе выселения балкарцев говорилось следующее: "НКВД докладывает, что операция по выселению балкарцев из Кабардино-Балкарской АССР закончена 9 марта. Погружено в эшелоны и отправлено к местам нового поселения в Казахскую и Киргизскую ССР 37 103 балкарца".

Только месяц спустя после депортации, 8 апреля был подписан Указ "О переселении балкарцев, проживающих в КБ АССР и о переименовании КБ АССР в Кабардинскую АССР".

Спецпереселенцы в степях Казахстана и Киргизии

В советских документах указывалось, что переселяемые балкарцы могут с собой взять до 500 кг еды, одежды и прочих вещей на семью. На самом деле, выгоняя людей из домов под дулами автоматом, им давали от силы час времени и предупреждали брать еду на два-три дня, хотя эшелоны ехали до места назначения от двух до трех недель.

Правительство страны выпустило распоряжение, что по прибытии в Казахстан выселенным необходимо будет выдавать скот в обмен на оставленных на родине животных. По итогу не было зафиксировано ни одного случая передачи переселенцам скота или другого имущества. Их селили на окраинах сел, поселков и городов: чаще всего в колхозных конюшнях или овчарнях, в которых порой не было ни окон, ни дверей. Отсутствие еды и жилья привело в первые годы депортации к массовым смертям среди балкарцев.

Все представители народов, депортированных в степи Казахстана и Кыргызстана, описывают, что первые годы стали самыми губительными для них. Это связано и с болезнями (малярия, дизентерия, тиф), и с изнуряющим трудом.

Мемориал жертвам репрессий балкарского народа
Ликвидация автономии балкарского народа повлекла за собой крупномасштабное физическое уничтожение этноса

В 1948 году спецпереселенцев определяли в поселение со своей комендатурой, где был строгий режим и 24 часа они должны были находиться в границах этого поселения. Всем совершеннолетним требовалось периодически отмечаться в комендатуре. Любому, кто без предупреждения покинул спецпоселок, грозило 20 лет тюрьмы за "побег". За прикрытие или за недоносительство о подобных перемещениях грозило пять лет тюремного заключения. Этот Указ был отменен только в 1954 году.

В марте 1955 года постановлением Совета Министров СССР было принято решение о выдаче паспортов спецпереселенцам, что фактически и юридически признавало их полноправными гражданами страны. Тем не менее, в том же году было объявлено, что депортированным запрещено возвращаться на их историческую родину.

Если в 1939 году общая численность этноса составляла 42 685 человек, то по переписи 1959 года, то есть два года спустя после восстановления автономии Кабардино-Балкарии, их число было ниже, чем накануне Второй мировой войны, – 42 408 человек.

"Ликвидация автономии балкарского народа повлекла за собой крупномасштабное физическое уничтожение этноса, насильственное разрушение всей структуры его социально-экономического и культурного развития. В целом депортация с самого начала была и остается чудовищным преступлением и тягчайшим злодеянием против репрессированных народов", – считает историк Хаджи-Мурат Сабанчиев, исследовавший вопросы депортации.

14 ноября 1989 г. декларацией Верховного Совета СССР были реабилитированы все репрессированные народы. Репрессивные акты против них признали незаконными.

В 1991 г. был принят закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", который определяет реабилитацию как признание и осуществление прав народа на восстановление территориальной целостности, существовавшей до насильственного перекраивания границ.

Традиционно в День памяти жертв репрессий балкарского народа проходят поминальные мероприятия.

Слезы памяти

Всю свою жизнь мать Светланы М. – Мелек – так и не смогла признать факт, что она осталась одна из всей семьи.

"Мы сотни раз слышали историю депортации, каждый раз она не могла говорить про это без слез. Мне порой казалось, что она переносилась в те годы, в ту трагедию, которая искалечила ее судьбу, отняв у нее все самое святое: мать, отца, брата и двух сестер. Для нас это не просто история – это часть нашей жизни", — рассказывает Светлана.

Холод, голод и непонимание, почему им это выпало

Родителям Рустама С. на момент депортации было 12 и 7 лет, поэтому для него это личная драма: "Моя мать Биджат до самой своей смерти боялась стука в дверь. Мы только позже стали понимать, что каждый раз он напоминал ей то страшное утро 8 марта 1944 года, когда, выбивая двери прикладами ружей, заходили солдаты и выводили [людей] во двор, где лежал снег. Когда мы просили отца сказать, с чем ассоциируется у него слово "депортация", он с мокрыми глазами говорил: "Холод, голод и непонимание, почему им это выпало".

Студентка Сайда делится, почему принципиально не отмечает Международный женский день: "Я плачу в этот день, так как не могу не вспоминать, как мои дедушка и бабушка с таким волнением говорили о своих лишениях. Это осталось навсегда со мной. Мой долг – передать все потомству. Преступление, которое ни простить, ни забыть нельзя! Я люблю праздники, но не люблю 8 марта. Это самый чудовищный день в истории моего народа!"

Еще один потомок переселенных, Бузджигит, в беседе журналистом Кавказ.Реалии отметил, что для него это трагедия и преступление в масштабе каждой отдельной семьи и всего народа.

"Хоть об этом и много рассказано, я понимаю, что самое страшное мы не узнаем никогда. Мы знаем [правду] только от тех, кто выжил. Да и они не могли быть до конца откровенными. Наверное, это и есть самое тяжёлое для меня. История может так никогда и не дать истинную оценку тем событиям", – считает собеседник.

  • Житель Кабардино-Балкарии Олег Келеметов потребовал от Следкома РФ проверить решения Госкомитета обороны СССР о массовых депортациях по национальному признаку. Он указал, что акты о выселении калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и крымских татар нарушали советскую Конституцию и Уголовный кодекс.
  • В 1943 году около 70 тысяч карачаевцев выселили в Казахстан и Кыргызстан – около половины из них погибли в дороге и в первые годы ссылки. Ранее сайт Кавказ.Реалии опросил экспертов и жителей Карачаево-Черкесии о том, почему они не признают эффективным закон о реабилитации жертв депортации.

https://www.kavkazr.com