На фоне снижения роста заболеваемости коронавирусом отменять масочной режим стоит лишь после постепенной отмены всех других ограничений, считает вирусолог Андрей Макашов. Однозначно сказать, с чем связано падение заболеваемости сложно, поэтому стоит соблюдать санитарные меры как можно дольше, указала врач Алена Вилина.
Как писал "Кавказский узел", Рамзан Кадыров 10 февраля объявил об отмене обязательного ношения масок в общественных местах и снятии ограничений на пересечение границы региона. Жители Чечни написали в Instagram, что давно ждали отмены обязательного ношения масок в общественных местах. Опередив других губернаторов с отменой масочного режима, Рамзан Кадыров пытается показать федеральному центру, что в Чечне раньше всех преодолели эпидемию коронавируса, указали востоковед Михаил Рощин и правозащитница Светлана Ганнушкина.
Первым регионом, объявившим об отмене масочного режима, стала Удмуртия, но фактически Чечня стала первым регионом, где режим отменен. Глава Удмуртии Александр Бречалов объявил о своем решении 9 февраля, указав, что ограничения будут сняты 12 февраля, пишет РБК. Рамзан Кадыров в своем Telegram-канале заявил об отмене обязательства носить маски 10 февраля, отменив ограничения в тот же день.
Решение об отмене обязательного масочного режима в Чечне неоправданно, считает сотрудник частного научно-исследовательского учреждения "Биомедицинский центр" в Санкт-Петербурге, вирусолог Андрей Макашов. "Если посмотреть на мировой опыт, то считается, что масочный режим должен быть отменен в последнюю очередь. Сначала снимают всякие ограничения, при этом без отмены масочного режима, чтобы люди потихоньку возвращались к активной, повседневной жизни, соблюдая санитарные правила, в том числе ношение масок. Не думаю, что решение руководства Чечни (об отмене масочного режима) можно назвать оправданным", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По словам вирусолога, масочный режим еще долго будет актуален во всем мире. "Этот режим помогает бороться не только с коронавирусом, но и сезонными вирусами. С отменой масочного режима можно ожидать роста заболеваемости коронавирусом. В людных местах, очевидно, будет большая вероятность заражения, если граждане будут без масок", - отметил Макашов.
Он поддержал главу Роспотребнадзора Анну Попову, которая назвала решение об отмене ношения масок в Чечне преждевременным. "Она права. Но на основании слов Поповой нельзя делать выводы о том, что официальная статистика в Чечне отличается от реальных данных. Говорить такое можно, проанализировав все данные и показатели", - подчеркнул Макашов.
Распоряжение Кадырова об отмене масочного режима вошло в противоречие с заявлением главы Роспотребнадзора Анны Поповой о преждевременности таких послаблений. Попова подчеркнула, что пока необходимо и носить маски, и соблюдать социальную дистанцию, и также соблюдать особые условия сохранения здоровья и жизни людей старше 60 лет и людей с хронической патологией. "Только соблюдая все это, мы можем рассчитывать на дальнейшее снижение заболеваемости, на дальнейшее сохранение стабилизации и на продолжение работы всех сфер экономики, постепенное открытие всех сфер услуг. Только при этом", - сказала Попова 10 февраля в эфире телеканала "Россия 24".
Врач из Санкт-Петербурга Алена Вилина также не считает правильной отмену масочного режима в Чечне. "Не стоит резко отменять масочный режим. С чем связано падение заболеваемости - с появлением вакцинации или достаточной иммунной прослойки населения - сказать сложно. Учитывая новости про новые штаммы, я бы советовала продолжать придерживаться санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе сохранить обязательный масочный режим", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Попова могла выступить по своей инициативе с таким заявлением в пику главе Чечни, считает руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций», политолог Алексей Малашенко. "Она в этой ситуации дважды права. Она сделала это заявление как профессионал своего дела, который следит за ситуацией, может сравнить динамику заболеваемости, и как просто человек, который заботится о здоровье людей. Ее позиция заключается в том, что лучше не торопиться и подождать еще несколько недель как минимум. Решение властей Чечни и Удмуртии могут спровоцировать [к отмене масочного режима] другие регионы, где ситуация с коронавирусом намного хуже. Мы однажды уже говорили, что все заканчивается и вирус отступает, но ошиблись. С учетом всех этих факторов Попова может себе позволить выступить с таким заявлением по своей личной инициативе", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Своим выступлением Попова намекнула, что сейчас не стоит проводить соревнование, кто быстрее отменит масочный режим, считает Малашенко. "Мнение Поповой - это профессиональное мнение, а также позиция чиновника. Она не может приказать, так как для этого нужны определенные решения. Но ее мнение имеет вес и авторитет, поэтому стоит главам регионов стоит к ней прислушаться", - отметил он.
Низкие показатели смертности в Чечне связаны исключительно с беспрецедентно жесткими мерами против инфекции, считает политолог и журналист Андрей Решетов. "Не только Чечня, но и другие регионы пошли по пути снятия коронавирусных ограничений. Во многом это связано с вакцинацией: теперь надо продемонстрировать (ее) эффективность, а видимость возвращения нормальной жизни – это идеальная иллюстрация", - пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".
Ранее читатели чеченских Instagram-пабликов скептически отнеслись к заверениям о безопасности новой вакцины. Сотрудники бюджетных организаций в Чечне столкнулись с требованиями привиться от коронавируса, в противном случае они могли остаться без работы. Некоторые из них признались, что приняли решение отказаться от вакцинации и готовы по требованию начальства уволиться.
Чечня хочет быть первой и поэтому прибегает таким к кардинальным мерам, как отмена масочного режима, указал Решетов. При этом он отметил, что опасения Поповой не беспочвенны, так как точного представления, как поведет себя инфекция после массовой вакцинации, нет.
Решетов считает, что Чечня с ответственностью подошла к учету больных и скончавшихся от коронавируса, и указывала их реальное количество. "А низкие показатели смертности связаны исключительно с беспрецедентно жесткими мерами против инфекции", - предположил он.
Низкие показатели смертности в Чечне также могут быть связаны с активным участием силовиков в процессе по соблюдению карантинных мер, отметил Решетов. "В определенный промежуток времени Чечня фактически оказалась отрезанной от других субъектов России, а, по некоторым данным, за нарушителями карантина гонялись силовики", - напомнил он.
По общему числу заражённых коронавирусом Чечня, по официальным данным на 8 февраля, находится на 79-м месте среди регионов России, сообщила "Медиазона". Общее число инфицированных в республике к этому дню составило 11020 человек, 10153 выздоровели, 108 умерли. Летальность от инфекции в Чечне составила 1, 1 процент, следует из данных на сайте издания. При этом смертность в соседних регионах Юга России, как правило, выше. В частности, в Ингушетии она составляет 1,3 процента, в Кабардино-Балкарии 1,9 процента, в Дагестане - 4,7 процента. Информация о динамике распространения вируса в регионах Юга России также отражена в обновляемой справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа".
Власти Чечни принимали решение об отмене масочного режима, исходя из реальной эпидемической обстановки, считает бывший главный санитарный врач, депутат Госдумы Геннадий Онищенко. "Все ответственные службы, которые там есть, на основании анализа уровня заболеваемости, числа переболевших, надеюсь, и с учетом выборочных групповых исследований на напряженность иммунитета, дали такую рекомендацию", - процитировал его 11 февраля РБК.
Смертность в России на фоне пандемии заметно выросла, указал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. При этом он отметил, что такая ситуация сложилась в 2020 году практически во всех странах мира. "Уровень этой добавленной смертности выше, чем тот, который был бы допустим. Но это суровая реальность пандемии», - сказал Песков, слова которого также привел РБК. Песков объяснил расхождения в данных о заболеваемости и смертности, поступающих из региональных оперативных штабов, «спецификой регионов».
Напомним, в к распространению коронавируса отношение властей Чечни менялось от насмешек и неприятия, угроз в адрес "паникеров" до жестких мер против нарушителей карантина, отмечается в справке "Кавказского узла" "История болезни: как в Чечне с коронавирусом боролись". Осенью 2020 года Чечня вошла в список регионов с наихудшей динамикой распространения коронавируса наряду с Калмыкией и Москвой, при этом официальная статистика расходится с данными об избыточной смертности в республике. "Медиазона" тогда же включила Чечню в десятку регионов с наиболее непрозрачным подсчетом числа смертей от коронавируса.
Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/359699/
© Кавказский Узел