Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

23 годовщина Мирного Договора между ЧРИ и РФ. А.Закаев-нам неизбежно придется строить свои отношения на основании российско-чеченского мирного договора



ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ ЧРИ АХМЕДА ЗАКАЕВА

Уже более 25 лет я являюсь непосредственным участником военно-политических процессов между Россией и Чеченской Республикой. Настоящее и будущее любого конфликта определяется его природой. Вам, должно быть, знакомы десятки версий о том, вокруг чего возник российско-чеченский конфликт. Нефтяные запасы и происки международного исламского терроризма и то, что мятежный генерал Д.Дудаев захватил власть, что и явилось началом противостояния. На самом деле все это очень далеко от реальных причин российско-чеченского конфликта.

В отношении Чеченской Республики часто применялись эпитеты «самопровозглашенная», «непризнанная», «мятежная», которые не имели ничего общего с действительностью и носили исключительно провокационный характер.

Также с начала российско-чеченской войны любые попытки международного сообщества вмешаться в конфликт для его мирного разрешения сталкиваются об дежурный тезис о «территориальной целостности России». Сейчас, как никогда прежде, когда наш конфликт оформился в некий порочный круг, кажется необходимым дать некоторые разъяснения по всем этим вопросам.

Дорогие друзья!

Позволю себе в хронологическом порядке перечислить важнейшие события и факты.

С юридической точки зрения независимая Чеченская Республика легитимна в той степени, в какой был легитимен СССР и легитимна сегодняшняя Россия. В апреле 1990 г. в духе осуществлявшихся М. Горбачевым реформ по либерализации советской системы Верховная власть СССР приняла, без преувеличения, два судьбоносных для народов СССР закона: 10 апреля – «закон oб основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных Республик»; 26 апреля – «закон o разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации». Кроме общих положений в данных законах были 2 статьи, которые кардинально меняли статус автономных республик. Они приравнивались в правах с союзными республиками. Закон от 26.04. ст.1.гласит, что автономные республики, как и союзные, являются субъектами федерации.

27 ноября 1990 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской Республики по требованию Верховной Власти СССР принял Декларацию о государственном суверенитете, которая означала выход республики из состава РСФСР.

За все время существования СССР вопросы определения государственно-правового статуса и границ национально-территориальных образований находились в исключительном ведении Верховной Власти СССР. Например, Чечено-Ингушская автономная республика была ликвидирована в 1944 г. и вновь воссоздана в 1957 г. решением Верховного Совета СССР. в 50-е годы Крымская автономная республика решением Верховного Совета СССР была передана в состав Украины. Именно Верховный Совет СССР в свое время передал в состав РСФСР захваченные во вторую мировую войну Кенигсберг и ряд японских островов.

Я это все говорю, чтобы вы понимали, что в Чечне никакого мятежа, никакого вооруженного захвата сепаратистами власти не было, как не было и никакого "самопровозглашения независимости".  Как я говорил выше, суверенитет Чеченской Республики был обусловлен и юридически обозначен принятием СССР ряда новых законов в апреле 1990 г. и был абсолютно легитимной с точки зрения тогдашнего советского и российского законодательства, а также международного права.

В подтверждение сказанному хочу отметить еще одно обстоятельство. В 1990 году был назначен референдум о сохранении СССР с обновленным союзным договором, и по настоянию Верховного совета РФ в бюллетень опроса включили пункт об отношении населения к введению в России должности президента. И когда в Грозном получили установку включить этот пункт в опросный лист референдума, Верховный совет ЧИР под председательством Завгаева ответил, что Чечено-Ингушская Республика не является субъектом Российской Федерации и поэтому проведение такого опроса в Чечне является юридически недопустимым. И введение в России поста президента – это внутреннее дело самой России. В такой форме был дан ответ Москве. Копия этого документа находится в нашем архиве.

Как мы видим, перед августовским путчем в 1991 году, Чечено-Ингушская Республика уже около года просуществовала в качестве союзнoй республики, признанной законодательством СССР и России равноправным субъектом СССР. И, наряду со всеми союзными республиками (Россией, Украиной, Белоруссией и т.д.), наша Республика готовилась подписать обновленный союзный договор. Такова была политическая и правовая ситуация в Чечне на момент путча в Москве. И Джохар Дудаев, наперекор российской пропаганде, к этим событиям имел только косвенное отношения.

После августовского путча по Москве прошли массовые акции протеста, и такие же акции прошли в Чечено-Ингушетии, с более мощным эмоциональным накалом. Верховный совет Чечено-Ингушетии под давлением протестующих объявил о самороспуске и создал Временный Совет из числа депутатов Верховного Совета с полномочиями организации и проведения новых выборов. Сразу же после этого ингуши провели общенациональный съезд с участием ингушских депутатов всех уровней, которые приняли решение о создании Ингушской республики в составе России. И чеченцы отнеслись с уважением к выбору ингушского народа. Таким образом Чечено-Ингушская республика разделилась на два субъекта и это было признано верховной властью СССР, а также Верховным Советом РФ.

27 октября 1991 года прошли выборы президента и парламента Чеченской Республики. На этих выборах уверенную победу одержал Джохар Дудаев, который первым президентским указом подтвердил ранее принятые решения Верховного Совета ЧИР о государственном суверенитете. Все эти события произошли до развала СССР.  

После развала СССР равнозначный статус Чеченской Республики Россия признала в 1992 г. при официальном разделе оружия и имущества бывшей советской армии, остававшегося в Чеченской Республике. Как известно, такой же раздел произошел между Россией и другими бывшими субъектами СССР.

1992 г. для Чеченской Республики знаменателен еще двумя событиями: первое, в этом году была принята наша Конституция, закрепившая статус Чеченской Республики в качестве демократического суверенного светского государства; второе, в России был подписан федеративный договор, в котором, несмотря на сильнейшее давление со стороны России, Чеченская Республика не приняла участие.

Так откуда появился пресловутый термин "Чечня часть России"?

В принятую в декабре 1993г. конституцию России в нарушение всех мыслимых норм права в одностороннем порядке была вписана Чеченская Республика как субъект Российской Федерации. Мало того, что Чеченская Республика ни под каким видом не приняла участие в референдуме по Российской Конституции, в этой же конституции, есть статья, которая гласит, что Российское государство есть федерация, состоящая из субъектов, добровольно подписавших федеративный договор. Снова хочу напомнить, что Чеченская Республика федеративного договора с Россией не подписала.

В 1994г., после трех лет шантажа Россия развязала против Чеченской Республики широкомасштабную войну с применением всех родов войск и всех видов оружия, в т.ч. запрещенного, кроме ядерного. Захватническую войну Россия окрестила «Наведением конституционного порядка», хотя фактически эта война олицетворяла собой грубейшее нарушение всех основополагающих норм российского и международного права.

 

В 1996 г. война заканчивается, все российские войска выводятся из Чеченской Республики. В январе 1997 г. в Чеченской Республике при активной поддержке ОБСЕ и в соответствии с конституцией ЧР от 1992 г. прошли выборы Президента и Парламента ЧР, которые официально признаются Россией и Советом Европы.

12 мая 1997 был подписан важнейший в многовековой истории российско-чеченских взаимоотношений документ – Договор о мире и принципах взаимоотношений между Россией и Чеченской Республикой Ичкерия. По мнению независимых экспертов этот документ и по форме, и по содержанию является договором между равнозначными субъектами и носит международный характер.

B августе 1997 г. в Баку был подписан трехсторонний межгосударственный договор между Россией, Чеченской Республикой и Азербайджаном. Подписантом этого договора с чеченской стороны был я, а российскую сторону представлял ныне покойный Борис Немцов. Также в духе Договора о мире были подписаны договора и соглашения по взаимодействию между банками, министерствами внутренних дел, генеральными прокуратурами, министерствами юстиции, таможенными службами и другими профильными ведомствами обеих стран.

Непростой, но бесспорно перспективный процесс налаживания взаимоприемлемых межгосударственных взаимоотношений между Россией и Чеченской Республикой был прерван в 1998 г., когда k руководству Совета Безопасности России пришли представители ФСБ (КГБ), реанимировавшие идею силового решения чеченского вопроса. Весь переговорный процесс окончательно прекратился, когда Совет Безопасности России возглавил Путин, одновременно являвшийся Директором ФСБ.

С этого времени против Чечни была развязана жестокая подрывная террористическая война, сопровождавшаяся взрывами, убийствами и похищениями людей. Многие известные российские политики прямо заявляли, что надо довести Чечню до такого состояния, чтобы она на коленях просилась в Россию.

После первой российско-чеченской войны российские державники жаловались, что y России нет объединяющей идеи, что и остаток от великой российской империи – РФ – может распасться. Чекисты такую идею нашли. Не Марксову идею борьбы с капиталом, но идею борьбы с терроризмом. Преимущество новой идеи заключалось в том, что в области теории и практики террора чекисты на протяжении всего 20-го века безраздельно господствовали во всем мире на всех континентах.

 С yчeтoм опытa пeрвoй вoйны Россия подготовила законодательною базу под будушую агрессию, я имею ввиду закон о борьбе с терроризмом принятый в июле 1998 году и в 1999 году Путин развязал жестокую  войну против суверенного государства, которая продолжается по настоящее время.

Я со всей ответственностью заявляю, что в настоящее время Чеченскaя Республикa находится под российской окупацией и сознательно превращена в зону абсолютного беззакония, в республике царит , ничем не прикрытый террор. молодые люди, и в первую очередь физически развитые, под разным предлогом задерживаются и подвергаются пытками и беспощадно убивают или, если повезет, за огромные деньги возвращают родственникам изувеченными инвалидами. Однако многие тысячи из тех, кто выжил на пыточном конвейере, попадают в российские тюрьмы. По нашим данным,  более 25 тысяч чеченцев находятся в заключении в российских тюрьмах и лагерях, в своем абсолютном большинстве – по сфабрикованным уголовным  делам. А что с ними вытворяют в местах заключения – это отдельная тема. Отмечу только, что очень редкие из этих заключенных чеченцев попадают домой живыми.   

В Чечне сознательно поддерживаeться высочайший уровень безработицы, даже по данным оккупационных структур до 80%; то есть молодежи оставляется лишь однa возможность: устроиться в силовые структуры коллаборационистов, что является фундаментом путинской стратегии «чеченизации», т.е. кровавого раскола чеченского общества.

Ну и в третьих, в Чечне, где высок уровень религиозного сознания, насаждается именно та разновидность ислама, которая еще со времен Екатерины II была сделана составной частью имперской идеологии, так как ее служители призывают верующих быть покорными любой власти, «ибо всякая власть – от Бога». Иначе говоря, чеченскому населению, и в первую очередь верующей молодежи, «штатными» ФСБешными богословами внушается мысль, что быть покорными российским оккупантам и их ставленникам в Чечне – это значит быть покорными Аллаху.

Разумеется, любая тираническая власть, опирающаяся на насилие и произвол, не может существовать, не насаждая культа вождя и не низводя народ до состояния массовки, которой дозволено выражать лишь восторги в адрес вождя и его семьи. И, как мне не больно это признавать, чеченский народ не стал исключением. Из средоточия мужества и свободолюбия, которым восхищался весь мир, стараниями Путина и его сатрапа Чечня превращена в уродливое подобие восточной деспотии. Такого унижения наш народ не испытывал никогда в своей истории.

Изменения в Чечне связаны с будущими изменениями в России. А что такие изменения произойдут, у меня нет никаких сомнений. Сегодня Россия давно уже не та, какой она была 18 лет назад, когда Путин начинал свою политическую карьеру. Путин тогда обещал россиянам стабильность и процветание, и российское общество всецело поддержало его, включая весь политический спектр, начиная от либералов, и заканчивая националистами. Иначе говоря, российская либеральная общественность, за исключением отдельных личностей, смирилась с жесточайшей войной в Чечне, заключив, как ей казалось, «фаустовский пакт» с Путиным: он делает в Чечне все, что хочет, но не ущемляет в России демократические свободы, унаследованные от ельцинской эпохи. Но Путин не оправдал их ожиданий. И то протестное движение, которое ныне началось в России, не связано, к счастью, с этой, дискредитировавшей себя «системной оппозицией», и поэтому не прекратится до смены сегодняшнего антинародного режима. В России формируются новые силы, которые не хотят видеть во главе своего государства человека, который является заложником коррупционной системы власти, установленной им самим.

Сегодня главный вопрос в том, по какому сценарию будут дальше развиваться события и как поведут себя те, кто придет на смену Путину. Станет ли Россия правовым государством с подлинной демократией?

Россия в период горбачевской Перестройки в конце 80-х – начале 90-х гг. уже сделала попытку стать таковой. Перед распадом СССР руководство страны признало ошибки и преступления советской системы и приняло ряд «искупительных» законодательных актов, таких как закон «О реабилитации репрессированных народов».

Однако дальше деклараций ни руководство СССР, ни руководство России тогда не пошли. Не было «второго Нюрнберга», публичного суда над КГБ. Именно поэтому КГБ, выждав время, взял реванш и захватил власть в России. И началось это еще при Ельцине,  подтверждением тому является война в Чечне.

Я хочу обратить внимание на тот факт, что после десяти лет существования ельцинской демократии, серьезными кандидатами на пост президента были только Примаков, Степашин и Путин, и все трое они были выходцами из КГБ. Я говорю об этом, чтобы было понятно, что КГБ после развала СССР никогда не терял контроль над властными рычагами. И самую главную свою операцию КГБ провел именно в годы правления Ельцина, и заключалась она в фундаментальной дискредитации демократических ценностей и захвате богатств, причем, в этом направлении сотрудники КГБ действовали бандитскими методами, которые со временем стали главным признаком путинского правления.

Преступления, совершенные Путиным, затмевают преступления, совершенные в современный период всеми диктаторами, вместе взятыми. Судебный процесс над путинским режимом может освободить Россию от груза тяжелого прошлого. Но при этом нужно понимать, что никто не в состоянии заставить Россию это сделать, как заставили Германию после Второй мировой войны. Это должен быть осознанный выбор российского народа. Пройдя через это, Россия сможет стать свободной и великой страной, уважаемой во всем мире, как стала такой страной Германия, признавшая ошибки и преступления прошлого и выработавшая тем самым иммунитет к их рецидиву. Уверен, что все к этому и идет, так как русские не могут далее мириться с тем, что правители делают их ущербной нацией.

Как должны строится российско-чеченские отношения после демократических преобразований в России. На этот вопрос еще в 1991 году ответил выдающийся чеченский политолог Абдурахман Авторханов в писмe чеченскому президенту Джохару Дудаеву, в котором говорилось: «Будущее  Чечни и ее свобода зависят от развития свободы и демократии в России. Поэтому попытайтесь всеми силами найти согласие с президентом России ».

Вовлеченность в последние 25 лет в военные и политические процессы, проистекавшие во взаимоотношениях России и Чечни, а также опыт десятилетнего общения с западными политиками в эмиграции, дают мне полное право подтвердить правоту Абдурахмана Авторханова.

Чеченцы должны будут договориться с Россией. Мы никогда не ставили своей целью победить Россию. Я абсолютно уверен в том, что между Россией и Ичкерией не существует проблем, которые нельзя было бы разрешить за столом переговоров.

Очевидно, что между Путиным и Кадыровым тоже действyeт негласное соглашение: Кадыров регулярно изъявляет вассальное смирение перед Путиным, и остается полновластным царьком в Чечне. Вопрос: означает ли это, что российско-чеченская проблема разрешена? Я уверен, что нет, и не сомневаюсь, что все присутствующие это отчетливо понимают.

У меня нет никаких сомнений в том, что идея чеченской независимости не только не умерла, но стала еще более востребованной, чем когда-либо. Сегодня 90% чеченского населения правильно понимают, что такое независимость, они осознают, что независимое государство это не только привилегия, но что это еще и величайшая ответственность.

Да, сегодня нет громких эмоциональных лозунгов, которые были актуальны двадцать лет назад – «Свобода или смерть». Сегодня актуален лозунг «Свобода и жизнь»,чеченский народ не смирился с оккупацией. И тот факт, что третья часть нашего народа эмигрировало в европейские страны, является показателем того, каково настоящее отношение чеченцев к оккупации своей страны. Чеченцы не забыли преступления, совершенные под российским флагом, и будут с этим жить до тех пор, пока они не восстановят свою государственность

Если те силы в России, которые сегодня стремятся к власти, хотят долгосрочного мирного урегулирования российско-чеченских отношений, первым их шагом в этом направлении должны стать свободные выборы в Чечне на основании Конституции, принятой чеченским народом в 1992 году. И далее нам неизбежно придется строить свои отношения на основании российско-чеченского мирного договора, заключенного 12 мая 1997 года и подписанного президентами России и Чечни Ельциным и Масхадовым.

Председатель Кабинета Министров ЧРИ Ахмед Закаев