Бисмиллях1ир-Рахьманир-Рахьим
Аль-хьамдулиллях1и Раббиль-'Алямин
Вас-саляту вас-саляму 'аля Саййидина Мухаммад
Дорогие братья и сестры по Вере!
Приближается знаменательное событие – Ночь середины месяца Ша‘бан (Ляйляту-ль Бараат), с 14 на 15 числа месяца Ша‘бан (по григорианскому календарю в этом году эта дата приходится с ночи 7-го на 8-е Апреля).
Сказал Посланник Аллах1а, Мухаммад, мир Ему: Значение: «Когда наступит Ночь середины месяца Ша‘бан, читайте ночные Намазы (Тахаджуд) и соблюдайте Пост следующего после нее дня». Передал это изречение Имам Ибн Маджах1.
Ночь середины месяца Ша‘бан благословенна, поэтому желательно в эту ночь читать Молитвы и соблюдать Пост следующего дня, пребывая в состоянии Богобоязненности. Богобоязненность – это соблюдение Повелений Аллах1а и избегание всего того, что Он запретил. Как и в другое время, в эту ночь рекомендуется вспоминать о смерти, а также вспоминать о воскрешении мертвых, их Сборе и Отчете. Будет счастлив тот, кто уверовал и был Богобоязненным. А тот, кто был в неверии и угнетал, будет страдать. Поэтому необходимо лучше подготовиться к будущей жизни и, не ленясь, соблюдать Божьи Законы. Об этом сказано в Кур`ане: «Не забудь взять из этой жизни то, что пригодится тебе на Том Свете». Кто не успел подготовиться к жизни на Том Свете, тот после смерти уже ничего не сможет сделать. И в первую очередь это касается приобретения религиозных знаний. Стремление к этим знаниям – требование к каждому совершеннолетнему мусульманину.
Сказал Пророк, мир Ему: Значение: «Стремление к необходимым религиозным знаниям – обязанность каждого взрослого мусульманина». Тот, кто не приобретает необходимые религиозные знания, – попадает в грех, хочет он этого или же нет.
О некоторых ошибочных суждениях относительно месяца Ша'бан и благословенной ночи в середине этого месяца
Что касается Хадиса, о котором говорят, что Пророк, якобы, сказал: «Раджаб - месяц Аллах1а, Ша'бан - мой месяц, а Рамадан – месяц моей общины», а также изречениях: «Раджаб – месяц испрашивания прощения, Ша'бан – месяц чтения Салаватов Пророку, а Рамадан – месяц Кур'ана, поэтому старайтесь. Да смилуется над вами Аллах1», то эти изречения не верны и не имеют никакой цепочки, ведущей к Пророку, мир Ему.
Касательно чтения Суры «Ясин» именно в эту ночь, то вознаграждение за это будет такое же, как и в другое время, т.к. нет указания от Пророка, что желательно читать Суру «Ясин» именно в эту ночь.
В Кур'ане упоминается об одной из благословенных ночей (Сура «Ад-Духан» Аят, 4): в Аяте сообщается, что этой ночью Ангелы, покорные и безгрешные рабы Аллах1а, узнают от Него о судьбах всего существующего в мире на целый год, а также о своих обязанностях на этот период. Как сообщили авторы тафсиров (толкования) Кур'ана, этот Аят говорит о Ночи Предопределения («Ляйляту-ль-Кадр»), священной ночи месяца Рамадана (следующего за Ша'баном). Вопреки этому, однако, в некоторых книгах ошибочно относят упомянутый Аят к другой ночи – благословенной ночи середины месяца Ша'бан.
Сказал Аллах1 в Кур'ане (Сура «Ар-Рахман» Аят, 29): Пророк, мир Ему, объяснил этот Аят так: «Аллах1 некоторым прощает грех, некоторым облегчает трудности, поднимает степень одних и опускает других». Это объяснение подходит к высказыванию смысл которого: «Хвала Аллах1у, Который меняет созданных, а Сам не меняется». Эти слова означают, что изменения происходят у созданных, а Аллах1 превыше всего этого.
Среди людей получило распространение одно ду'а, которое в некоторых книгах рекомендуется читать в благословенную ночь середины Ша'бана. В них пишут, что оно якобы передано Халифом Умаром и сподвижником Пророка Мухаммада, мир Ему, Ибн Мас'удом. В действительности же этому нет какого-либо подтверждения со стороны ученых-теологов Ислама. На ошибочность этой ссылки указывает также и то, что само ду'а неверно – оно содержит убеждения неверия, а упомянутые выше сподвижники Пророка, мир Ему, не могли рекомендовать мусульманам произносить слова неверия. В нем обращаются к Аллах1у c мольбой об изменении судьбы, что противоречит Вере мусульман, поскольку Воля Аллах1а Вечна, и то, что предопределил Аллах1, не меняется.
Начинается это Дуʻа такими словами: «О, Тот, Кто дарует милости щедро, и не убудет у Него…». В этом Дуʻа есть такие слова и выражения, которые по «внешнему виду» несут неправильное значение и могут быть поняты буквально, что вечные Воля и Предопределение Аллах1а могут изменяться. Поэтому тот, кто не научился правильной ʻакыйде (основам вероучения), может понять слова этого Дуʻа неправильно, думая, что Аллах1 меняет Свою Волю для того человека, который читает это Дуʻа.
Почему мы говорим об этом? Потому что учёные предупреждают об этом людей, потому что бывают такие люди, которые думают об Аллах1е неправильно, и наша задача исправить ошибки.
Истинно то, что Аллах1 не меняет Волю или Предопределение. Аллах1 не меняется. Поэтому, кто думает, что Воля Аллах1а меняется, тот – не мусульманин. Так как в этом есть приписывание Сыфатам Аллах1а недостатков, то есть того, что не присуще Аллах1у (не достойно Аллах1а). Пусть Аллах1 убережет нас от такого. И само выражение в вышеупомянутом Дуʻа, которое читают некоторые люди, несведущие в религии может понять так: «О, Господь! Если Ты хотел для меня несчастливого конца жизни, то измени Свою Волю». Это заблуждение. Нельзя так рассуждать и понимать эти слова. Ведь поистине Аллах1 не меняет Свою Волю, и все Сыфаты Аллах1а вечные без начала и бесконечные, не может быть у Сыфатов Аллах1а изменения, превращения, перемены, перехода из одного состояния в другое. А если человек понимает данное выражение из вышеупомянутого Дуʻа, таким образом: «О, Господь! Если мое состояние сейчас – это состояние несчастных, утопающих в грехах, то измени мое состояние, чтобы оно было состоянием счастливых и богобоязненных», тогда это правильное понимание данного выражения из этого Дуʻа, от этого нет вреда. И поистине, все мы просим Аллах1а, чтобы Он дал нам покинуть этот бренный мир в состоянии счастливых. И для того, чтобы предупредить об опасности неправильного понимания этого Дуʻа, особенно теми людьми, которые хотят читать Дуʻа в эту ночь, призываем вас читать другие Дуʻа.
Поэтому предостерегаем мусульман от чтения этого Ду‘а!
Если бы Аллах1 изменил Свою Волю ради мольбы кого-либо, то изменил бы ее ради мольбы Пророка Мухаммада, мир Ему. Однако Посланник Аллах1а, мир Ему, рассказывал: «Я обратился к Аллах1у с четырьмя просьбами, и только три из них исполнились:
- я просил, чтобы большинство мусульман из моей общины не отступили от Веры, и это было исполнено;
- просил, чтобы Аллах1 не наказал мою общину, как это случилось с предыдущими общинами, и это было исполнено;
- просил у Аллах1а, чтобы враги Ислама не смогли бы уничтожить всех мусульман, и это было исполнено;
- и просил у Аллах1а, чтобы мусульмане моей общины не воевали между собой, но Аллах1 не исполнил эту просьбу». Передал это изречение Хафиз Абдур-Рахман от Абу Х1урайры.
В подобном изречении, которое было зафиксировано у Имама Муслима, передано, что Пророк Аллах1а, мир Ему, сказал: «Я обратился к Аллах1у с тремя просьбами, и только две из них были исполнены». В конце этого изречения передано: «Сказал Аллах1: «О Мухаммад, если Я предопределил что-либо, то это неизменно»».
Ниже укажем на некотрые ошибочные убеждения по вопросу о Предопределении и покажем, в чем суть этих ложных взглядов:
Некоторые люди ввергли себя в страшное заблуждение, приписав нашему Вечному Создателю такое из созданных Им качеств как изменяемость. По их глубоко ошибочному мнению, Аллах1 меняет то, что Он предопределил. Тем самым они приписали Аллах1у изменение Его Воли. Но Воля Аллах1а Вечна, она не меняется. Изменяемость может быть присуща только созданным, она является основным их качеством, тогда как все Атрибуты Создателя вечны, неизменны, и все они свидетельствуют о Вечности Его Божественной Сущности. Некоторые люди посчитали, что Мольба (Дуа’) человека, обращенная к Аллах1у, может поменять предопределенную Богом судьбу. В силу этого заблуждения такие люди даже просят порой Аллах1а изменить то, что Он предопределил им в их судьбе! Те, кто думает, что предопределенное Аллах1ом может изменяться, тем самым допускают, будто бы Аллах1 что-то из созданного не предопределил (ведь, само понятие «предопределенное» указывает на обязательность осуществления того, что предопределено; иными словами, предопределенное не может не осуществиться). Но если бы Аллах1 не предопределил бы что-либо, это означало бы, что в Его Владениях происходит что-то без Его Воли и Его Знания. А раз это не было бы Ему известно, то значит, что Он узнавал бы о том, что произошло, лишь после того, как это случится. И если бы Он не знал, что это произойдет, то это происходило бы и не по Его Созданию (ибо Создающий обязательно знает о том, что будет Им создано). Таким образом, получается, будто бы у некоторых событий есть иной создатель, нежели Аллах1. А это уже не является убеждениями Единобожия, это противоречит Вере мусульман, признающих и верящих в Единого, Всезнающего, Всемогущего Создателя, пречистого от малейшего изъяна, невежественности, слабости.
Если человек обращается с Мольбой к Аллах1у, прося его об излечении от своей болезни, и если Аллах1 даровал этому человеку выздоровление, то здесь можно говорить, что Мольба (желание) просившего совпала с Волей Аллах1а. Если же Аллах1 не даровал этому просящему исполнения его просьбы, и он не излечился от своей болезни, то мы понимаем, что Аллах1 не хотел для этого больного выздоровления. Ни в первом случае (когда Мольба исполняется, и человек выздоравливает), ни во втором (когда человек остается больным) не происходит изменения предопределенного Богом. И Мольба больного, и то, что ожидало человека после его Мольбы – выздоровление либо продолжение болезни, – были предопределены. И именно в силу того, что они были предопределены, они и произошли. Из сказанного следует, что было бы заблуждением думать, что у человека, просившего Аллах1а о выздоровлении и получившего желаемое, якобы изменилась судьба – якобы ему было предопределено быть больным, а после его Мольбы предопределенное изменилось, и он выздоровел. Верующий придерживается в отношении этих событий совсем иной точки зрения. Он понимает, что судьба неизменна, так как предопределена Богом, а Бог не меняет Своей Воли. Поэтому все происходящее с человеком, входит в предопределенную ему Богом судьбу. Что суждено человеку – обязательно случится, что не суждено – никогда не произойдет.
Для верующего, обращающегося с Мольбой к Аллах1у, в любом из двух исходов – в случае, если будет исполнена его Мольба, и тогда, когда его ожидает иное, – есть польза, потому что ему записывается вознаграждение (саваб) за это благочестивое деяние (обращение в Мольбе к Своему Господу), что поможет ему пройти испытания грядущего Судного Дня. По причине вознесенной Мольбы человек и его близкие в этой жизни могут оказаться огражденными от бед.
Дорогие братья и сестры по Вере!
Ночь середины месяца Шаʻбан – это благодатное время. Воспользуйтесь этим благословенным временем – проведите эту ночь в бдении, в молитве, а следующий за этой ночью день проведите в Посте. Ибн Хиббан передал достоверный Хадис от Муʻаза ибн Джабаль (радыяллах1у ʻанх1у), что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: что Аллах1 дает прощение в ночь середины Шаʻбана всем Своим рабам, кроме тех, кто придает Богу сотоварища, и враждует с верующими. И это означает, что Аллах1 дал такое великое назначение ночи середины месяца Шаʻбан, что Он дает милость и прощение Своим верующим рабам в эту ночь. И прощает некоторым мусульманам часть грехов (некоторые грехи), а некоторым мусульманам прощает все грехи. Но Аллах1 не дает прощения неверующим. Также Аллах1 не прощает тем мусульманам, у которых между собой есть вражда, злоба, ненависть из-за мирских вопросов. Поэтому нам нужно быть благочестивыми, добрыми и честными. И пусть каждый из нас наладит и исправит отношения со своими братьями по Вере. Пусть каждый из нас всегда будет милосердным по отношению к нашим братьям. Пусть каждый из нас проявляет в отношении к своим братьям благородство и прощение, и пусть освободит свое сердце от злобы и ненависти. И не ждите наступления каких-либо особенных дат и событий, исправляйте себя без промедления. Исправьте взаимоотношения с близкими и друзьями до наступления благословенной ночи середины месяца Шаʻбан. И быть может, Аллах1 простит наши грехи, дарует милость и благополучие.
В заключение напомним, что человеку следует всегда со всем усердием и серьезностью стремиться к совершению благих деяний. И хорошей возможностью для этого является совершение искреннего Поклонения Аллах1у в особые ночи, выделенные Им из других ночей года, благословленные и возвеличенные Им. А пользу этого Поклонения верующий увидит в Судный День. Кто желает возносить Аллах1у в благословенную ночь середины Ша‘бана Мольбы, то возможно читать известные Ду‘а, имеющие благочестивые просьбы и восхваления Аллах1а. И даже если не известно нам, что они пришли от Пророка, мир Ему, несомненно то, что в них содержится добро, в отличие от упомянутого в статье ложного Ду‘а.
Дорогие братья и сестры, будьте осторожны! Приобретайте свои знания у достоверных учителей, чья цепочка передачи знаний доходит до нашего Пророка, мир Ему, вдумчиво подходите к изучаемым вами книгам, чтобы уберечь себя от неистинных убеждений. Да удостоит нас Аллах1 Своей Милости и дарует нам Спасение! Амин.
Государственный Комитет ЧРИ по Религии и Шари'атскому Праву