К 16 годовщине т.н. референдума от 23 марта 2003 г. и последовавших «выборов президентов» Чеченской Республики 2003-4 гг, редакция ГИА ЧРИ "Чеченпресс" публикует доклад Председателя Кабинета Министров ЧРИ Ахмеда Закаева сделанный им на Лондонской конференции 29 февраля 2009г..
29 февраля в Лондоне, по инициативе независимой европейской организации «Чечня –
Форум Мира» и Британского Центра Внешней Политики прошла Конференция на тему «Россия и Чечня». Председательствовал Стефан Твиг, Директор Британского Центра Внешней Политики, ведущий европейский политолог.
С докладами выступили Эдвард Лукас, корреспондент журнала «Экономист», признанный эксперт по России и автор книги «Новая холодная война», Ахмед Закаев, Председатель Кабинета Министров ЧРИ, а такжеДэвид Кларк, Председатель Российского Фонда в Великобритании и бывший специальный советник Министра Иностранных Дел Робина Кука.
В дебатах принимали участие:
Лорд Ник Ри, Почетный Консул ЧРИ в Великобритании,
Лорд Хилтон, член Палаты Лордов,
Баронесса Сара Лудфорд, член Европейского Парламента,
Профессор Билл Боринг,
Джеймс Никси, руководитель Программы Россия – Евроазия,
Джеймс Роджерс из Центра Международных Исследований Кембриджского Университета,
Чарльз Вленди из Центра по изучению конфликтов Королевской Военной Академии, Доктор Домитилла Саграмосо из Королевского Колледжа и др.,
в т.ч. представители ведущих британских информационных агентств.
29.02.2009год.
Уважаемый Председатель!
Уважаемые Дамы и Господа!
Все, что путинский режим сделал в России, – это следствие и отражение того, что произошло и происходит в Чечне. Конечно, чекизм не произрастает корнями из Чечни, но возрождение чекизма стало возможным благодаря античеченской истерии, искусно созданной Кремлем и поддержанной абсолютным большинством российского общества, в т.ч. демократами. Беззастенчивая ложь, беззаконие и кровавые преступления – составные инструменты российской политики в отношении Чечни. Разгоряченная великодержавной пропагандой, российская общественность легко приняла очевидные грязные приемы против чеченцев, а когда их начали применять против самих русских, то что-либо изменить стало поздно.
Ложь России относительно чеченцев состоит, среди прочего, и в том, что они, якобы, в 1991 г. во главе с генералом Джохаром Дудаевым «подняли мятеж и захотели выйти из состава России». На самом деле, Чечня 27 ноября 1990 г., в полном соответствии с обновленным законодательством СССР и Декларации о государственном суверенитете России от 11 июня 1990 г., вышла из состава Российской Федерации и стала равноправным субъектом СССР. 21-го августа 1991 г. Чечня, наравне с Россией, Украиной и др. бывшими союзными республиками, должна была подписать обновленный союзный договор в Ново-Огареве, чему помешала известная попытка путча. Что касается Джохара Дудаева, то он пришел к власти в Чечне спустя год после провозглашения Чечено-Ингушской Республикой Декларации о государственном суверенитете, без возражений принятой в свое время как союзной, так и российской властями.
Беззаконие, проявленное и проявляемое Россией против Чечни, состоит в том, что она, во-первых, в 1994 г. вторглась в суверенную Чеченскую Республику, де-юре и де-факто не входившую в состав России с 27 ноября 1990 г., а во-вторых, в 1999 г. вторглась в Чечню повторно, нарушая уже и Договор о мире и принципах взаимоотношений между РФ и ЧРИ, подписанный главами двух государств по окончании первой российско-чеченской войны 12 мая 1997 г. Особо следует выделить беззаконие, совершенное российским руководством против чеченского народа в виде т.н. референдума от 23 марта 2003 г. и последовавших «выборов президентов» Чеченской Республики 2003-4 гг. Правовую оценку этим фарсам дал сам президент России Путин. Выступая по телевидению вечером 23 марта 2003 г., после сообщения об успешно проведенном референдуме в Чечне, Путин облегченно заявил миру, что «наконец, де-юре восстановлена территориальная целостность Российской Федерации». Похоже, до мистера Путина ни тогда, ни позже так и не дошло, что президент России не имеет права назначать своим указом референдум на территории, находящейся вне его юрисдикции.
По свидетельству международных и российских правозащитных организаций, в Чечне за вторую античеченскую кампанию убито более 250 тысяч гражданского населения, среди которых более 40 тысяч составляют дети. Для чеченцев – это четверть от всего населения. Чтобы понять нашу трагедию, представьте, что Россия в результате внешней агрессии кроме тотального разрушения социально-экономической инфраструктуры еще теряет от 140 миллионного населения 35 миллионов человек только убитыми, среди которых более 5 миллионов детей.
Уважаемые господа! Россия имеет большое значение для всех – Америки, Европы, Китая, исламского мира и т.д. Я бы очень хотел, чтобы Россия хоть для одной иной страны имела большее значение, чем для Чечни. Я понимаю, что это пустая мечта. Поэтому чеченцы, пожалуй, более всех заинтересованы в том, чтобы Россия как можно скорее стала свободной демократической страной с верховенством закона. Помимо воли самих чеченцев случилось так, что Чечня после распада СССР заняла чуть ли не центральное место во внутренней и внешней политике России.
Для меня, как и для других моих чеченских коллег, более 14-15 лет вовлеченных в российско-чеченское противостояние, становится все очевиднее, что этот конфликт продолжается только из-за неугасающей заинтересованности в нем официальной Москвы. Мы понимаем, что стали инструментом в политических комбинациях. Чеченскую тему использовали до сих пор для захвата власти, для передачи власти, а также для манипуляций общественным мнением. С 2001 г., благодаря античеченской войне, заблаговременно названной «войной против международного исламского терроризма», путинская Россия впервые со времен СССР стала одним из ключевых игроков в международных отношениях. Прикрываясь войной в Чечне, Россия стала провоцировать нестабильность, где только это возможно. Даже вторжение в Ирак произошло при активнейшем содействии России, не говоря о ее постоянно деструктивной роли в палестино-израильском конфликте. Истина также в том, что напряженность в любой точке мира способствует подорожанию энергоносителей, составляющих главную статью доходов российской казны.
Без преувеличения, – пока существует Чечня, у неочекистов в России будет волшебная палочка для удержания власти и манипуляции общественным настроением. В то же время, пока у власти в Кремле эти самые неочекисты, в Чечне найдутся недовольные, с оружием в руках противостоящие произволу оккупантов и их местных приспешников. Выход представляется только через вмешательство третьей силы, которая могла бы объединить, прежде всего, здоровые оппозиционные силы в самой России с легитимными представителями чеченского народа и, безусловно, активное участие в поиске мирного урегулирования официальных западно-европейских структур, в т.ч. правительств. В сегодняшней позиции Запада по отношению к чеченской проблеме справедливо видят проявление двойных стандартов, сравниваете ли Вы Чечню с Косово или с постсоветскими конфликтами в Грузии и Молдове. Во всех случаях, за исключением Чечни, задействованы международные посредники, вплоть до миротворческих сил.
Политика двойных стандартов – не лучший путь распространения демократии. Назвать вещи своими именами в отношении Чечни значило бы, во-первых, дать правовую оценку происходящему, а во-вторых, указать России на неизбежную ответственность за преступления против человечности, совершенные в Чечне российскими войсками.
Только справедливое решение российско-чеченского конфликта способно привести российское общество к стабильности, демократии и свободе.
Благодарю за внимание.
Председатель Кабинета Министров ЧРИ Ахмед Закаев.
Отдел мониторинга "Чеченпресс".