22 года назад, 6 августа 1996 года, началась уникальная крупномасштабная военная операция «Джихад» Вооруженных сил Чеченской Республики Ичкерия по освобождению чеченской столицы города Грозный (Джохар) и остальной территории ЧРИ от российских захватчиков, положившей конец Первой русско-чеченской войне. В результате чего Россия вынуждена была подписать 31 августа 1996 года Хасавюртовские соглашения.
Ведущие военные специалисты мира назвали чеченскую операцию «Джихад» - «бриллиантовой военной операций, не имеющей аналогов в истории военного искусства».
Политическое решение о необходимости операции было принято президентом Чеченской Республики Ичкерия Зелимханом Яндарбиевым. Операцию разработал и возглавил начальник главного штаба Вооруженных Сил Чеченской Республики Ичкерия Аслан Масхадов.
Чеченскими отрядами были атакованы одновременно с городом Грозным и другие крупнейшие города республики — Аргун и Гудермес. Притом, если в Аргуне федеральным силам удалось удержать только здание комендатуры, то Гудермес был сдан ими вообще без боя.
Отряды, атаковавшие Грозный, первоначально составляли по разным данным от 850 до 1,5 тыс. бойцов . За неделю боёв группировка в Грозном возросла до 3-4 тыс. воинов освободителей, за счёт переброски подкреплений из других районов республики. Федеральный гарнизон в Грозном насчитывал 15 — 20 тысяч оккупантов. Кроме того, у российской стороны было полное превосходство в бронетехнике и артиллерии, а также абсолютное господство в воздухе
Чеченские воины навязали российской стороне крайне невыгодную для неё тактику. Отряды входили в Грозный и, подобно ручейкам, «растекались» между российскими блок-постами, комендатурами, другими местами дислокации столичного гарнизона. ВС ЧРИ не ставили своей целью захват или уничтожение всех городских объектов.
Войдя в Грозный, воины Ичкерии блокировали российские подразделения внутренних войск на блок-постах и в комендатурах, изолировав их друг от друга, и деморализуя постоянным «беспокоящим» огнём. Основной удар был нанесён по комплексу административных зданий в центре города (Дом правительства, МВД, ФСБ и др.), где вместе с военными оказались блокированы и несколько российских журналистов.
Подразделения Минобороны, дислоцированные на военных базах в Ханкале и аэропорту «Северный» реагировали довольно вяло. Армейские генералы рассчитывали, что противник сам покинет город и не торопились бросать своих подчинённых на помощь «смежникам» из МВД. Первые попытки переломить ситуацию в Грозном они предприняли только во второй половине дня 7 августа (!), когда на помощь осаждённым потянулись первые бронеколонны. Но время было упущено. Часть чеченских отрядов организовала засады на направлениях их следования.
Недостатка в оружии силы ЧРИ не испытывали — на захваченном накануне Грозненском вокзале в качестве трофея, в частности, был захвачен вагон, загруженный противотанковыми гранатомётами. В итоге, российские боевые машины становились лёгкой мишенью для мобильных легковооружённых чеченских отрядов. Только на шестой день боёв, 11 августа одной из колонн удалось пробиться в центр города на помощь осаждённым оккупантам.
С 14 августа чеченская армия уже практически полностью контролировала Грозный. Российское командование отказалось от попыток возвращения города и сосредоточилось на удержании военных баз на окраинах чеченской столицы — в аэропорту «Северный» и Ханкале. В городе ещё оставались очаги сопротивления, в местах дислокации были блокированы примерно 2 тысячи федеральных военнослужащих и милиционеров.
Но в условиях нехватки боеприпасов, медикаментов, продовольствия и воды они были обречены на гибель, если не от огня противника, то в результате авиа- и артиллерийских ударов своих.
В руках армии ЧРИ оставались Аргун и Гудермес, чеченская армия также активизировала свои действия под Урус-Мартаном и Ведено. В этих условиях А. Лебедю с 14 августа удалось установить фактическое перемирие в Грозном, а 17 августа генерал К. Пуликовский подписал приказ о прекращении боевых действий по всей территории республики.
Последняя попытка «ястребов» сорвать мирный процесс состоялась 19 августа 1996 г. В этот день пресс-секретарь российского президента обнародовал его поручение А. Лебедю — восстановить систему поддержания правопорядка в Грозном по состоянию на 5 августа (т.е. до штурма города). Генерал К. Пуликовский предъявил ультиматум противнику — в течение 48 часов покинуть столицу республики и сложить оружие, в противном случае по городу будут нанесены удары из всех систем вооружений, имеющихся в наличии.
Артиллерийские и авиационные удары по Грозному возобновились уже ночью 20 августа, до истечения назначенного срока. Это обрекало на неминуемую гибель и блокированных в городе федералов, и мирных жителей, которых по оценке правозащитников из «Мемориала» оставалось в Грозном от 50 до 70 тысяч. Кровавую вакханалию всё-таки удалось остановить А. Лебедю.
Прибыв в Ичкерию , он добился прекращения огня и разведения противоборствующих сторон в Грозном. 31 августа при его непосредственном участии были подписаны Хасавюртовские соглашения, предусматривающие вывод российской армии из республики и подписание между Россией и Чечнёй политического соглашения об «отложенном» статусе Чеченской Республики до конца 2001 г. К концу 1996 г. федеральная группировка покинула территорию Чечни.
Отдел мониторинга «Чеченпресс».