Административное дело Тимофея Кулябина, режиссера "Тангейзера", закрыто. 6 апреля Центральный районный суд Новосибирска удовлетворил ходатайство городской прокуратуры об отзыве протеста на постановление мирового судьи, прекратившего дело. В истории юридического преследования скандальной постановки, казалось бы, поставлена точка.
Разумеется, отзыв прокуратурой протеста без объяснения причин - это реакция властей на прошедший 5 апреля в Новосибирске серьезный по меркам российской провинции митинг в защиту светской культуры. Он собрал, по разным оценкам, от двух с половиной до трех тысяч человек. На митинг пришло меньше людей, чем на ежегодные городские "монстрации", но сам факт массовой консолидации под лозунгами защиты культуры беспрецедентен.
Не задалась неделя и у церковных деятелей, выступающих в роли "ревнителей православия", противопоставивших себя так или иначе современному обществу.
Получивший скандальную известность протоиерей Владимир Зайцев из Екатеринбурга, бывший глава миссионерского отдела местной епархии, решением епархиального совета отстранен от служения. Зайцев прославился окормлением казачьей "гусеницы", отправляющейся "бить фашистскую мразь" в Донбассе. Причина отстранения сформулирована недвусмысленно: "Яркие и политически окрашенные высказывания протоиерея Владимира Зайцева могут быть расценены как благословение Церкви на ведение братоубийственной войны, что не соответствует чаяниям всех верных чад Русской Православной Церкви, на каждой Божественной литургии призывающих мир на Украинскую землю".
6 апреля губернатор Калининградской области выгнал с заседания областного Совета по культуре заведующего отделом эксплуатации памятников местной епархии Михаила Черенкова. Ему впредь запрещено появляться на заседаниях Совета. Черенков, известный своей активностью в деле передачи РПЦ памятников истории и культуры, ранее принадлежавших протестантским конфессиям, католической церкви и рыцарским орденам, поборник "славянизации" культурного наследия региона, решил выступить против изгнанного из Краснодарского края и принятого в Калининградской области рейв- и рок-фестиваля "Кубана". Аргументы его были традиционны: полуголые люди, геи и "наркоманы" подорвут нравственность местного населения. Однако инициатива вышла боком.
Значит ли все это, что налицо новая тенденция, что российская власть одумалась и прекратила безумную клерикализацию общественного пространства и культурной сферы? Разумеется, нет. Последние события говорят о том, что РПЦ была и остается вполне рационально устроенным общественным институтом, который отнюдь не имеет решающего влияния на нынешнюю российскую политику. И что власть на него тоже не возлагает серьезных надежд.
Мне уже приходилось писать в связи с делом "Тангейзера", что надежды деятелей культуры и прочей прогрессивной общественности на "милость государя", защищающего их от православных фундаменталистов, очень наивны. И что власть всерьез воспринимает только один аргумент - выход на улицу разгневанных граждан.
Сразу после первого решения мирового судьи в Новосибирске, который после писем видных деятелей культуры и показаний сочувствующих режиссеру экспертов отказал прокуратуре в иске, дело возобновилось с новой силой. Сдача позиций (изъятие из спектакля спорного изображения) не помогла. Режиссер был уволен, постановка закрыта.
А вот стоило объявить о проведении митинга - и власти мгновенно пошли на попятную. 3 апреля, за два дня до акции, прокуратура дала задний ход. Рисковать спокойствием в городе ради самоудовлетворения митрополита, пары его подчиненных и проправославно настроенного юного прокурора? Не в этой Вселенной.
В Екатеринбурге действовали иные факторы. Там священник благословил крайне сомнительное с теологической точки зрения действо - круговое братание и шагание, а его радикальные призывы противоречат официальной, весьма практичной, позиции церкви по Украине. Если бы он спокойно сделал все то же самое без афиширования в СМИ, никто бы его не упрекнул. Но деяние, ставшее публичным, приобрело совсем другой вес, и Московская патриархия отреагировала на него адекватно.
В Калининграде к местному аналогу реконструктора Гиркина - Михаилу Черенкову - у властей давно имелось достаточно претензий. Его чрезмерно раздраженное выступление на Совете, где он позволил себе перебивать губернатора, переполнило чашу терпения начальства.
Таким образом, цепочка поражений православных националистов на этой неделе обусловлена разными факторами. Но говорят они об одном. Власти в России - и в центре, и на местах - при всей симпатии к антизападным движениям и православным моралистам продолжают тщательно соблюдать "баланс сил" в общественном пространстве.
Отсюда два вывода. Во-первых, благожелательное отношение властей к "антизападникам" не означает карт-бланша. Им тоже надо знать свое место (и время). Во-вторых, любая клерикализация, любое идейное антизападничество были бы невозможны, если бы профессиональные корпорации - журналистов, чиновников, работников культуры, образования и здравоохранения - сами бы этому не способствовали.
Православным националистам и сочувствующим им представителям власти очень важно понять, где их инициативы можно продавить, сыграв на равнодушии, обманув, запугав или запутав людей. А где они встретят реальное сопротивление - включая уличную протестную активность. Как показывает история последнего десятилетия, по этой границе скорее всего и пройдет разделение общества на светскую (пусть и искренне верующую) и псевдорелигиозную (но зато "патриотическую") части.
Николай Митрохин