Сказано в Священном Кур’ане: ﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ﴾ Это означает: «О те, которые уверовали! Вам предписан Пост (обязательный Пост месяца Рамадан), подобно тому, как Пост был предписан предыдущим общинам (предыдущих Пророков). Будьте же богобоязненными!». Сура «Аль-Бакара», Аят 183. Дорогие Единоверцы! Приближается главный месяц года – месяц Рамадан, в котором был ниспослан Священный Кур’ан. Это месяц добра, благочестия и благословения и получения одобрения Господа. Это месяц очищения души (сердца) от грязи пороков и недостатков, от запятнавших честь грехов. Это месяц увеличения добродетели, когда верующие с ещё большим старанием делают благое. Это месяц особого приготовления – набирая вознаграждения для спасения в Конце Света и достижения высот благочестия и богобоязненности для вечного счастья. Это великий месяц, о котором Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, что его начало для соблюдающих верующих – это милость, Его середина – прощение грехов, а его конец – спасение от мучений в аду. Пост месяца Рамадан – это одно из величайших поклонений, проявления покорности и подчинения Одному Творцу. Это один из самых главных столпов Ислама, как об этом сказано в Хадисе Пророка Мухаммада, мир Ему: «بُنِيَ الإِسْلامُ عَلى خَمْسٍ: شَهَادَةِ أَنْ لا إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللهِ وَإِقَامِ الصَّلاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ وَحَجِّ البَيْتِ وَصَوْمِ رَمَضَانَ» Это означает: «Основ Ислама пять: свидетельство того, что нет божества кроме Аллах1а и что Мухаммад – Посланник Аллах1а; выполнение Намаза; выдача Закята; выполнение Хаджа; соблюдение Поста месяца Рамадан». Сказано в Священном Кур’ане: ﴿شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِيَ أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ﴾ Это означает: «Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Священный Кур’ан. Тот, кто застал этот месяц, пусть соблюдает Пост. А тот, кто болеет или находится в путешествии, то выполнит пропыленные дни в другое время. Аллах1 дарует вам облегчение и не дает непреодолимых сложностей. Аллах1 повелел соблюдать все, как положено до конца определенное число дней и возвеличивали Аллах1а за то, что Он наставил вас на прямой путь. Будьте же благодарными!». Сура «Аль-Бакара», Аят 185. Аллах1 Всемогущий в этом Аяте повелел тем мукялляфам, которые застали этот благословенный месяц соблюдать Пост этого месяца. Именно этот Пост является для них обязательным, а не другой. Пророк Мухаммад, мир Ему, объяснил, как определять наступление месяца Рамадана, его первый и последний день, и когда завершается этот месяц. Вот что передано от Пророка Мухаммада, мир Ему. Приведено в книге «Аль-Муватта» имама Малика, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: لا تَصُومُوا حَتَّى تَرَوُا الْهِلالَ، وَلا تُفْطِرُوا حَتَّى تَرَوْهُ، فَإِنْ أُغْمِيَ عَلَيْكُم فَأَتِمُّوا الْعِدَّةَ ثَلاثِينَ Это означает: «Не начинайте соблюдение (обязательного) Поста (месяца Рамадан) пока не увидите новолуние (новый месяц Рамадана), и не завершайте Пост, пока не увидите новолуние (месяца Шавваль). А если небо было облачным, то считайте, что этот месяц – 30 дней». Поэтому, дорогие единоверцы, наступление Рамадана определяется исключительно наблюдением новолуния Рамадана, а не берутся в основу подсчеты звездочетов и астрономов. При этом наблюдение производится после захода солнца 29 числа месяца Ша‘бан. А что же нам делать, если мы не увидим новую Луну после захода солнца 29 Ша‘бана из-за того, что будет пасмурная погода или по другим причинам? Пророк Мухаммад, мир Ему, не оставил и этот вопрос без внимания, сказав: فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِينَ Это означает: «А если от вас было скрыто новолуние, тогда считайте длительность данного месяца 30 дней, то есть месяца Ша‘бан». Это и есть Шари‘ат – Закон Божий! Именно так объяснил Посланник Аллах1а это правило, чтобы мы соблюдали религиозные ритуалы в соответствии с Шари‘атом. И со времен Пророка мусульмане следуют этому правилу, передавая друг другу знания, и так мусульмане соблюдают по сегодняшний день. Этот способ определения начала и конца месяца опирается на очное наблюдение (то есть глазами) за луной, как в городах, так и в селах и поселках, и об этом способе знает каждый, кто жил в мусульманских странах и видел традиции и обычаи мусульман. Например, как мусульмане выходят из домов для наблюдения и собираются в таких открытых местах, где удобнее производить это наблюдение. После чего, если увидели новолуние, то стреляют из пушек или разводят на верхушке горы большой огонь. Объявляя тем самым о начале благословенного месяца Рамадан или наступления праздника разговения. Эти прекрасные обычаи имеют глубокие корни, которые простираются аж до той эпохи, когда жили сахаба – сподвижники Пророка Мухаммада, мир Ему. И так продолжалось на протяжении столетий. И эти традиции сохраняли, принимая в них активное участие богобоязненные и благочестивым ученые, и таким образом такие традиции распространились по всей земле и стали использоваться повсеместно и постоянно среди мусульман. Более того, об этом говорили ученые четырех мазхабов, которые подтвердили, что определение первого числа месяца Рамадан производится путем наблюдения за новолунием после захода солнца месяца Ша‘бан. И если новолуние наблюдалось, тогда следующий день – первое Рамадана, а если же новолуния не наблюдалось, тогда следующий день – это 30 число Ша‘бана, и, соответственно, только после этого наступает первое Рамадана. Мусульманские ученые подтвердили, что определение начала и конца лунных месяцев происходит исключительно этим способом. И не берутся за основу, и не являются основанием расчеты астрономов и звездочетов. Их утверждения не берутся во внимание при определении начала и конца месяца Поста. Имам Ан-Нававий сказал в своей книге «Аль-Маджму‘»: وَمَنْ قَالَ بِحِسَابِ الْمَنَازِلِ فَقَوْلُهُ مَرْدُودٌ بِقَوْلِهِ صلى الله عليه وسلم فِي الصَّحِيحَيْنِ Это означает: «Тот, кто опирается на расчет в определении положения луны, то его расчеты отвергаются и не принимаются во внимание. Так как Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: ”إنَّا أُمَّةٌ أُمِّيَّةٌ لاَ نَحْسِبُ وَلاَ نَكْتُبُ، الشَّهْرُ هَكَذَا وَهَكَذَا، صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ، فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِينَ“ Это означает: «Мы такой народ, который не живет по подсчетам, расчетам и предположениям и догадкам. Мы не записываем и не подсчитываем. Месяц бывает и таким (то есть 29 дней) и таким (то есть 30 дней). Начинайте соблюдать Пост, увидев новолуние (Рамадана), и завершайте соблюдение Поста, увидев новолуние (Шавваля). А если небо было закрыто, то дополните месяц Ша‘бан 30 днем». И этот Хадис передан в сборниках имамов Аль-Бухарий и Муслима. Значение слов Пророка, мир Ему: ”إنَّا أُمَّةٌ أُمِّيَّةٌ لاَ نَحْسِبُ وَلاَ نَكْتُبُ“ «Мы не записываем и не подсчитываем» – мы не основывается на записи и расчеты для определения начала лунных месяцев. А значение слов Пророка, мир Ему: ”الشَّهْرُ هَكَذَا وَهَكَذَا“ «Месяц бывает и таким, и таким» – лунные месяцы: либо 29 дней, либо 30 дней, не бывает месяцев с количеством дней 28 или 31. В книге знаменитого ханафитского ученого Ибн ‘Абидин «Радд аль-мухтар ‘аляд-дурриль-мухтар» сказано следующее: «Не принимаются заявления звездочетов и астрономов, рассчитывающих время (то есть для определения начала Поста – чтобы люди знали о том, настало время обязательного Поста, или нет) и даже в книге «Аль-Ми‘радж» ханафитских ученых передано единодушие (иджма‘) в том, что неприемлемы их заключения». Имам Ибн Хабира в своей книге «Разные заключения ученых» сказано: «Ученые (4 мазхабов) единодушны в том, что не принимаются во внимание расчеты фаз луны для определения начала Поста (первого дня месяца Рамадан), как тем, кто знает это, так и тем, кто этих расчетов делать не умеет. Воистину, это (соблюдение обязательного Поста) обязательно только по наблюдению новолуния или завершению месяца 30-м днем». Это правило, данное нам Пророком, мир Ему, передается великими мусульманскими учеными всех времен, учеными – муджтахидами, а раз есть высказывание самого правдивого из всех – нашего Пророка, то нельзя принимать любые слова противоречащие Пророку Мухаммаду, мир Ему. Мы обязаны всегда следовать по пути, указанному Пророком, мир Ему. Мы не оставим путь Пророка, чтобы в определении даты начала месяца Поста и даты праздника Разговения полагаться на догадки звездочетов и расчеты астрономов. Несмотря на то, что бы они ни говорили и какие бы то ни было доводы приводили. Все, с чем пришел к нам Пророк – это для нас неоспоримое руководство к соблюдению Закона Божьего, это мы принимаем, чтим и уважаем. Это для нас превыше всего иного! И все, что противоречит этому – заблуждение, как сказано в Священном Кур’ане: ﴿وَمَا ءاتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا﴾ Это означает: «Всё, с чем пришел к вам Пророк – берите (соблюдайте), а то, что запретил – не совершайте!». И не думайте, что люди во времена Пророка, мир Ему, или в эпоху Его благочестивых сподвижников были неграмотными в вопросе расчета фаз луны. Но они очень часто и много наблюдали за небом, солнцем, луной, звездами, и они в те давние времена знали о фазах луны и положении планет и звезд намного лучше, чем многие люди в наше время. Несмотря на это Пророк Мухаммад, мир Ему, не основывал это заключение на расчеты, а Он передал нам Закон Божий для его соблюдения по вопросу наступления месяца обязательного Поста, который подтверждается наблюдением новолуния или завершения 30 дня месяца Ша‘бан, а не по расчетам фаз луны. Дорогие мусульмане! Воистину наш Всемогущий Творец предписал нам соблюдение Его Законов, переданных последнему Пророку Мухаммаду, после которого не будет никакого нового закона Божьего до Судного Дня. И эти Законы пригодны для всех веков, времен и эпох, они не устаревают до самого Конца Света. И мы с помощью Аллах1а будем стойко соблюдать учение последнего Пророка, мир Ему, несмотря ни на что – нравится это кому–то или не нравится (даже если кому–то это не нравится или непонятно). Просим у Аллах1а блага и прощения для себя и для вас! |