Почти сорокалетний режиссер снял трогательный документальный фильм о социальном и семейном давлении, об идентичности. Для своего первого фильма Дени Умар Пицаев произвел большое впечатление.
Мохамед Беркани
France Télévisions - редактор по культуре
/2025/05/09/ca5ae1439ccab66efa2a95a349f76c5b-681dcc45b4d56819715153.webp)
Он избегает солнца, резкого света. Слишком слепящий. Интервью началось на террасе, а закончилось в тени в «Кафе киноактеров». Дени Умар Пицаев приехал в Канны, чтобы представить свой фильм «Имаго», который был отобран для участия в Неделе критики. Он щедр и деликатен, как и его документальный фильм. «Когда я узнал, что мой фильм отобран в Канны, я прыгал от радости и кричал от счастья. Я один из немногих, кого выбрали из тысячи кандидатов», - рассказывает он в интервью franceinfo Culture.
Как отреагировали чиновники на его родине? «Я даже не уверен, что они знают об этом, для них культура не является приоритетом», - смеется Дени Умар Пицаев. «Это первый чеченский фильм в Каннах, или, проще говоря, первый чеченский фильм в истории кинематографа страны, которого никогда не было», - шутит 39-летний режиссер. «В Чечне нет ни киноиндустрии, ни киношкол. Чеченское кино начинает зарождаться, но это кино из-под земли, сделанное изгнанниками», - уточняет он.
Дом, брак, дети
О чем рассказывает «Имаго»? «Прежде всего, это диалог, - говорит он. И история любви». Режиссер отправился в Грузию, чтобы найти участок земли, который его мать купила для него, чтобы построить дом и завести семью. Дом, брак, дети. Порядок или беспорядок. В свои почти 40 лет, все еще холостой, он начал приводить мать в отчаяние. Тогда он отправился на встречу со своей большой семьей, которая живет в чеченском анклаве с XIX века. Он вернулся с глубоко трогательным фильмом. Женился ли он после поездки? «Нет!», - восклицает он с искренним смехом. Построил ли он свой дом? «Тоже нет!»
Сын (недостойный) воображает, что построит дом на сваях, в то время как вся семья уговаривает его выбрать «настоящий дом». В переводе: дом с подвалом. «Чеченцы травмированы различными войнами и постоянными обстрелами. Для них подвал - единственное место, где они могут укрыться в полной безопасности. Грозный, который я знал, был полностью стерт с лица земли».
Коллективная память часто всплывает в этом документальном фильме, а война - вездесуща. «Сегодня Чечни нет, страна принадлежит Российской Федерации. Самый большой проспект назван в честь Владимира Путина». Политика никогда не бывает далеко.
Ода разнице
Дени Умар Пицаев выходит из этого опыта успокоенным и примиренным со своей семьей, особенно с отцом. Особенно трогательна сцена в лесу между отцом и сыном. «Весь фильм мы идем к этой сцене, которая не была запланирована. Реальность оказывает сильное влияние, и вам приходится приспосабливаться к ней».
Почему такое название? «Помимо биологического значения, для меня Imago символизирует нечто исчезающее. В этом фильме многое осталось недосказанным. Молодые женщины отсутствуют в фильме, их «потенциальные невесты» невидимы на экране. «Я не хотел показывать молодых женщин, чтобы заставить вас задуматься. Они больше присутствуют в своем отсутствии. Мы не могли вести свободные дискуссии, и я не хотел, чтобы они были статистами».
Сейчас режиссер, уроженец Чечни, проживая между Брюсселем и Парижем, намерен развиваться в разных культурах: «Я хочу всего этого». У Дени Умара Пицаева появился вкус к кино. В настоящее время он готовит свой следующий фильм, на этот раз художественный. И скоро он вернется в Канны.