Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Будет ли мирное соглашение между РФ и Украиной в 2025 году?

Автор: Шейн Краучер, старший редактор. «Ньюсуик» ("Newsweek"). 29 декабря 2024 года.

(Перевод с английского: Олена Гончарук, 2 января 2025 г.). 

Слева - президент России Владимир Путин выступает в клубе «Валдай» 7 ноября 2024 года в Москве. Справа - президент Украины
Владимир Зеленский на пресс-конференции в Киеве 1 декабря 2024 года. В центре - избранный президент США Дональд Трамп в
Париже, Франция, 7 декабря 2024 года.

GETTY IMAGES/SERGEI SUPINSKY/AFP/

Вновь избранный президент Дональд Трамп уведомил как президента Украины Зеленского, так и президента РФ Путина о своем намерении заставить обоих сесть за стол переговоров в начале 2025 года, как только он вернется в Белый дом. 

Трамп использовал решающую военную мощь Америки в качестве стимула для обеих сторон, угрожая вывести ключевые ресурсы США из Украины, если Зеленский откажется вести переговоры; и наоборот, значительно увеличить их, если Путин откажется от участия в них. 

В феврале 2025 года будет три года с момента полномасштабного вторжения РФ в Украину, которое рассматривается во многих странах мира, как агрессивная война и неоправданный захват земель. При этом Путин оправдывается необходимостью безопасности для РФ в связи с расширением НАТО. 

С приближением возвращения Трампа корреспонденты журнала «Newsweek» («Новости недели») спросили экспертов о том, будет ли мирное соглашение между РФ и Украиной в 2025 году. Вот что они ответили.

Фабрис Потье, генеральный директор «Расмуссен Глобал» (“Rasmussen Global»); бывший директор отдела политического планирования НАТО

Для поддержания мира соглашение должно быть справедливым. Украина ясно дала понять, что она готова к переговорам и компромиссам – она желает, чтобы война закончилась, больше, чем кто-либо. Однако, если украинский народ не сочтет соглашение справедливым, у него не будет особого желания идти на плохую сделку.

Справедливое соглашение потребует надежных гарантий безопасности для Украины, поддержанных США, чтобы обеспечить гарантии того, что Путин не сможет просто отдохнуть, перевооружиться и снова нанести удар. 

Членство в НАТО – окончательная гарантия безопасности. В то же время, крайне важно, чтобы европейские союзники по НАТО продемонстрировали Трампу, что они готовы взять на себя основное бремя гарантий. 

Если Европа и Украина обязуются взять на себя 70% расходов на будущую безопасность Украины, и если Европа обязуется возглавить послевоенные действия по соблюдению мирного договора, то будет создана структура безопасности, которая может устроить Трампа, Украину и Европу.

Профессор Стивен М. Уолт, отдел международных отношений фонда Роберта и Рене Белфер, Гарвардская школа имени Кеннеди (Robert and Renee Belfer Professor of International Affairs, Harvard Kennedy School) 

Возможно, будет достигнуто соглашение о каком-то прекращении огня, но не договор, который будет решать все остальные вопросы, включая западные гарантии безопасности Украины, открытие судебных обвинений в военных преступлениях, постоянные границы, фонды реконструкции и другие. 

Существует также дилемма о будущей архитектуре безопасности Европы. Это – чрезвычайно сложный вопрос, решение которого потребует большого количества многосторонних соглашений; oн не может быть решен за 12 месяцев.

Владимир Милов, бывший заместитель министра энергетики РФ; экономист и оппозиционный политик 

В 2025 году может быть достигнуто мирное соглашение между РФ и Украиной из-за нескольких факторов: давления со стороны новой администрации Трампа и крайнего истощения ресурсов обеих стран, участниц войны, но любое соглашение о прекращении огня, скорее всего, будет преждевременным, а следовательно, хрупким и подверженным неудаче, как это произошло с минскими соглашениями в прошлом.

Основная причина войны – агрессивные, империалистические амбиции РФ по подчинению Украины и уничтожению ее суверенитета - не исчезнет после любого прекращения огня. 

РФ не только никоим образом не отступает сейчас от своих империалистических притязаний диктовать будущее Украины, но, если воздержаться от мечтаний о воображаемом «мире» и действительно прислушаться к тому, что недавно говорили российские высокопоставленные деятели, фактически усиливает свою агрессивную риторику, воодушевленная усталостью Украины от войны и недостаточной военной помощью Украинe со стороны союзников.

Кори Шаке, старший научный сотрудник и директор по исследованиям внешней и оборонной политики Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute) 

Единственное мирное соглашение, вероятное в 2025 году, может оказаться катастрофическим из-за прекращения поддержки Украины со стороны США и Запада, поскольку РФ вряд ли согласится на территорию, которой она уже владеет, т.к. она медленно добивается успеха на поле боя. 

Единственным другим возможным фактором, который изменит правила игры, является санкционирование администрацией Трампа российской нефти, что делает продолжение войны слишком дорогостоящим для РФ.

Чарльз Купчан, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations)

Прекращение огня в 2025 году скорее вероятно, чем нет; но документально оформленное мирное соглашение маловероятно. РФ и Украина могут договориться о деэскалации и превратить существующую линию фронта в своего рода границу. 

Но соглашение по более широким вопросам, таким, как геополитическое положение Украины и статус оккупированной Россией территории Украины, будет недостижимо.

Результатом, скорее всего, будет замороженный конфликт, чем прочный мир, возможно, напоминающий ситуацию на Корейском полуострове.

Украинский танкист 68-й егерской бригады идет рядом с танком Leopard 1A5 на позиции, где они делают перерыв в бою, недалеко
от Покровска, восточная часть Донецкой области, 13 декабря 2024 года, на фоне российского вторжения в Украину.  

РОМАН ПИЛИПЕЙ/AFP VIA GETTY IMAGES

Катерина Степаненко, аналитик по вопросам РФ, заместитель руководителя группы при Институте изучения войны (Institute for the Study of War)

Маловероятно, что в 2025 году будет заключено какое-либо мирное соглашение между Украиной и РФ, учитывая, что Кремль по-прежнему привержен своей изначальной цели полного уничтожения украинского государства и украинской армии, и капитуляции украинского правительства. 

Москва также требует, чтобы Украина сдала даже те территории на востоке и юге страны, которые РФ еще не оккупировала. Путин выдвигает эти максимальные и нереалистичные требования в качестве предварительных условий для любых мирных переговоров, и вряд ли он от них откажется. 

РФ использует эти жесткие требования в качестве инструмента влияния, чтобы убедить США и Запад отказаться от поддержки Украины. Кремль позиционирует себя способным продержаться гораздо до́льше того периода, в ходе которого Украина будет получать помощь со стороны США и Запада.

Энн-Мари Слотер, генеральный директор организации «Новая Америка» (“New America”); бывший директор по планированию политики Госдепартамента США

Маловероятно, что РФ и Украина придут к мирному соглашению в 2025 году, но они вполне могут достичь прекращения огня, которое может по факту перерасти в «холодный мир». К примеру, Северная и Южная Корея никогда не подписывали мирное соглашение. 

Прекращение огня дало бы РФ столь необходимую передышку; Зеленскому – шанс провести переоценку изменившегося политического климата в США и Европе, одновременно перевооружаясь; а Трампу – раннюю победу, которую он сможет отпраздновать как доказательство своей способности прекращать войны, – что не равноценно достижению мира.

Доктор Джейми Ши, научный сотрудник Программы международной безопасности, Чатем Хаус (Chatham House) 

В 2025 году будет прекращение огня между Россией и Украиной, однако будет ли заключено полноценное мирное соглашение, которое окончательно положит конец войне, остается под вопросом. 

Украина явно истощена и испытывает трудности с привлечением свежих войск для замены убитых и раненых, и сдерживания дальнейшего продвижения РФ в Донецкой области. 

Поэтому сейчас Украина заинтересована в прекращении огня и мирных переговорах, чтобы избежать уступок ещё бо́льшей территории, которую Путин, вне всякого сомнения, откажется вернуть даже в рамках прочного мирного соглашения. 

США и несколько европейских стран также будут подталкивать Зеленского к переговорам: США, потому что они устали поддерживать Украину, а европейцы потому, что у них заканчивается оружие, которое они могут предоставить Киеву; к тому же бо́льшая часть этого оружия производится в Америке. 

Но настоящий мир кажется маловероятным в 2025 году, поскольку Украина требует гарантий безопасности в форме членства в НАТО или присутствия иностранных миротворцев на своей территории, что будет дорогостояще для Запада. Украина также нуждается в помощи в восстановлении и решении множества проблем: возвращении беженцев, перемещении военнопленных, транзите через Черное море и демилитаризованные зоны, переговоры по которым будут трудными и займут длительное время. 

Впереди, по всей вероятности – возврат к «замораживанию» конфликта, при котором судьба Украины будет висеть на волоске. 

Главной проблемой для НАТО и ЕС является то, как они предотвратят дальнейшую российскую агрессию и интегрируют те территории, что остались от суверенного украинского государства, в свои структуры, при этом одновременно стабилизируя свои отношения с Москвой и избегая расширения зоны войны на территорию стран ЕС.

https://www.newsweek.com