Россия выводит войска из Сирии, где она воевала на стороне свергнутого диктатора Башара Асада. Но это не единственное место, где Москва участвовала в войнах за последний год. Ни одна другая страна не принимала столь активного участия в глобальном кровопролитии. Где Владимир Путин разместил свои войска? И как это отражается на нас - в виде ракет и беженцев?
Гай Ван Влирден
Российская армия начала свою интервенцию в Сирию в 2015 году. По имеющимся данным, на территории страны находилось более 60 000 солдат. Война в Украине сократила это число, и прошлым летом их было не более 7 500. Теперь, когда диктатура, которую они поддерживали, пала, они решили собрать вещи. По данным Института изучения войны, они уже полностью покинули страну. Россия все еще ведет переговоры о сохранении своей военно-морской базы в Тартусе. Удастся ли это сделать, пока неизвестно. На снимках уже видно, как сильно там ненавидят русских.
Группа Вагнера
Тартус - единственная база России в Средиземноморье. Если она потеряет ее, то сможет обратить свое внимание на Ливию, а точнее, на город-порт Тобрук на востоке страны. Эта североафриканская страна уже десять лет разделена на две части, центр и восток которой контролирует Халифа Хафтар. Он является армейским начальником, служившим при диктаторе Муаммаре Каддафи. В 2018 году рядом с ним появились боевики из печально известной группировки Вагнера, и с тех пор русские заняли несколько баз вдоль временно замерзшей линии фронта. На фото ниже - Халифа Хафтар с заместителем министра обороны России Юнус-Беком Евкуровым.
Ливия - лишь одно из других полей сражений, в которых участвуют русские. В Африке у них также есть войска в Судане, где в апреле прошлого года разразилась новая война. Два армейских лидера, которые ранее работали вместе, сражаются друг с другом. Сначала Россия поддерживала повстанца Мохамеда Хамдана Доголо (по прозвищу Хемедти), но теперь постепенно переходит на сторону лидера Абдель Фаттаха аль-Бурхана. В Центральноафриканской Республике, столкнувшейся с аналогичной дихотомией, Россия помогает режиму бороться с повстанцами, возглавляемыми бывшим президентом. И здесь это вмешательство началось с наемников Вагнера.
Увековечивание терроризма
В Буркина-Фасо, Мали и Нигере русские участвуют в борьбе с террористами «Аль-Каиды» и «Исламского государства». Официально, во всяком случае. На самом деле Москва прежде всего хочет избавиться от влияния Запада. Она даже разжигала государственные перевороты, чтобы свергнуть режимы, которые позволяли себе помогать Франции и США. Тот факт, что борьба с терроризмом с тех пор значительно ухудшилась, показывает, что Москва на самом деле хочет, чтобы она продолжалась, чтобы у нее и дальше был повод присутствовать в этих странах.
"Война в Мьянме, которую Россия поддерживает оружием, стала третьей по кровопролитности в мире в прошлом году после Украины и сектора Газа.
В Эфиопии у русских нет войск, но они поддерживают режим, поставляя оружие против нескольких повстанческих группировок. В Азии они делают это в Мьянме (бывшей Бирме), где военный режим сражается с более чем 20 вооруженными группировками. С почти 20 000 погибших в прошлом году это третья самая кровопролитная война в мире после Украины и сектора Газа. Россия не вмешивается в израильско-палестинский конфликт - по крайней мере, не напрямую. Она поддерживает дипломатические отношения с террористической группировкой ХАМАС и даже принимала делегацию ХАМАС в Москве через три недели после теракта 7 октября 2023 года.
Нападения в Красном море
Насколько нам известно, Россия не оказывает эффективной поддержки ХАМАС. Но в случае с «Хезболлой» все может быть иначе. Москва сотрудничает с этой ливанской шиитской террористической группировкой в Сирии, и слухи о том, что она также поставляет ей оружие, появились еще в 2016 году. Еще в прошлом году американские СМИ сообщали о планах поставки зенитных комплексов Панцирь. Пока неясно, удалось ли это осуществить. Однако сирийские повстанцы захватили один из этих «Панцирей» в начале декабря, когда продвигались к Алеппо.
Однако невозможно с уверенностью сказать, кому принадлежала эта система ПВО. И хотя Россия вооружала «Хезболлу» в Сирии, этого недостаточно, чтобы говорить о причастности к войне между «Хезболлой» и Израилем в Ливане. Говорят, что Россия также вела переговоры о поставках оружия повстанцам хуситов в Йемене. И здесь нет уверенности в том, что это оружие было поставлено. Но несомненно, что Москва помогла хуситам, предоставив им координаты целей для атак на корабли в Красном море.
«Нейтральные миротворческие силы»
Открытым секретом является то, что Россия поддерживает Северную Корею в обмен на боеприпасы, которые она получает из этой страны - в то время как война с Южной Кореей официально все еще продолжается, а стычки на границе регулярно уносят жизни. Ближе к нам, до июня прошлого года, Россия держала солдат в Нагорном Карабахе, регионе, оспариваемом между Арменией и Азербайджаном. Москва долгое время выступала на стороне Армении, хотя официально войска служили в качестве нейтральных миротворческих сил и в конечном итоге не смогли предотвратить захват региона Азербайджаном.
"Включая войны в Украине и Сирии, Россия в прошлом году была причастна к гибели 139 575 человек.
Наконец, часто забываемая российская оккупационная сила в Грузии. Москва вела там короткую войну в 2008 году и до сих пор контролирует два региона, где грузины составляют меньшинство: Абхазию и Южную Осетию. В последние годы там не было боевых действий, но с учетом беспорядков, которые продолжаются уже несколько месяцев из-за антизападной ориентации грузинского правительства, нельзя исключать нового вооруженного конфликта с российским вмешательством.
Важнейшее сырье
Включая войны в Украине и Сирии, Россия в прошлом году была вовлечена в 14 из 20 самых серьезных конфликтов с иностранным вмешательством. Таким образом, она стала крупнейшим в мире разжигателем войны, опередив Иран и Соединенные Штаты (по 9), Турцию (7) и Китай (5), и стала причиной гибели 139 575 человек. Хотя эти войны часто происходят далеко от нас, они представляют опасность и для Запада. Например, на карте ниже показана дальность полета российских крылатых ракет, выпущенных из нового опорного пункта в ливийском прибрежном городе Тобрук.
Эксперты также опасаются, что Россия может использовать свое положение в Африке для дестабилизации Европы новым потоком беженцев, ведь теперь у нее есть плацдармы от юга Сахары до Средиземного моря. Но, возможно, самая большая угроза заключается в готовности Москвы прибегнуть к насилию, чтобы получить контроль над стратегическими объектами, важнейшим сырьем (например, в прошлом году ЕС импортировал 15 % урана из Нигера) или попытаться подмять под себя Запад другими способами.