Интервью с Иналом Шериповым
В Брюсселе состоялись переговоры вице-премьера, министра культуры, образования и науки ЧРИ Инала Шерипова с высокопоставленными чиновниками ЕС. Об этой встрече и о других темах с Иналом Шериповым побеседовал корреспондент ГИА «Чеченпресс» Сайхан Умаров.
Сайхан Умаров: Во-первых, хотим поздравить тебя с очередной победой на международном кинофестивале в Индии. Для нас всех это очередная победа над теми, кто хочет нас очернить и превратить в глазах мировой общественности в «варваров и террористов». Но начнем мы с другой темы. Мы знаем, что ты провел переговоры с высокопоставленными чиновниками из ЕС. Кто был инициатором этих переговоров? Можно узнать подробности?
Инал Шерипов: В рамках моей компетенции в области культуры и образования необходимо было согласовать с соответствующими структурами в ЕС некоторые мероприятия, которые мы хотим провести совместно на следующий год. Это наша инициатива – вовлечь институты ЕС в культурную и образовательную жизнь чеченцев, которые проживают в Европе. Организовать встречу с высокопоставленными функционерами ЕС для меня не было проблемой, так как по своей работе в кинематографе я имею обширные знакомства в различных сферах и многих чиновников знаю лично. А если я кого-то не знаю, то у нас обязательно найдутся общие знакомые, которые всегда готовы помочь организовать эти встречи.
Главная проблема была только одна – сместить акцент в этих переговорах с моей личности как режиссера на мою личность как члена Правительства ЧРИ. Думаю, все понимают, что у каждого действия есть противодействие и поэтому детали этих встреч я разглашать не могу; так мы договорились с нашими визави.
С.У.: А можно говорить о том, что встречи были успешны?
И.Ш.: Встречи носили предварительный, рабочий характер. Их можно назвать успешными, потому что мы смогли встретиться в неформальной обстановке и вести откровенный разговор. Также можно считать моей личной удачей то, что ряд встреч, которые, как я думал, мне нужно будет постараться организовывать, произошли сами собой, потому что противоположенная стороны сама проявила интерес.
С.У.: А интерес был проявлен к тебе лично, или к правительству, которое ты представляешь?
И.Ш.: Безусловно, личностный фактор играет огромную роль, он позволяет наладить коммуникацию. Но предмет интереса наших собеседников выходил за рамки культуры и образования. Главное, что я услышал от высокопоставленных чиновников, это то, что европейских чеченцев воспринимают как неизбежное будущее Чечни. При всех личных отношениях они прагматики и хорошо понимают, что удобней договориться о взаимовыгодном сотрудничестве сейчас, чем потом, когда мы вернемся, так как у нас могут быть и другие предложения. Надо понимать, что мир очень сильно изменился: идут глобальные процессы и Европа имеет свои интересы и свои задачи, чтобы не остаться в стороне от быстро меняющегося мира.
С.У.: А что происходит в мире? Почему сейчас появился интерес к нам?
И.Ш.: Если посмотреть на мир с точки с точки зрения культурологии, то сегодня в мире происходят два глобальных процесса. Первый процесс – панамериканский, задача которого – разрушить все национальные традиции и религиозные основы человека. Этот процесс настолько мощный, что традиционная Европа с ее многовековым укладом не способна открыто противостоять этой экспансии. Когда мы называем этот процесс панамериканским, мы должны четко понимать, что это название условно и к традиционным культурам народов американского континента это не имеет никакого отношения. Географически название так же условно, так как проводники этого процесса существуют во всем мире и во всех странах. По существу, это контркультура, которая успешно подменяет собой не только европейские традиционные ценности, но и культуры Азии, Латинской Америки.
С другой стороны тем, кому категорически неприемлем либерализм, а точнее сказать –моральная вседозволенность панамериканской контркультуры, а это в большой степени мусульмане, навязывается «арабизация», которую проводит партнер США на Ближнем Востоке Саудовская Аравия. Вместе с богоугодным делом – распространением ислама во всем мире, распространяется национальная арабская культура, как обязательный элемент Божьего закона. Этот процесс мы можем наблюдать и в распространение арабского стиля в одежде, и в замещение слов в быту на арабские слова, и, конечно же, изменения традиционного быта многих народов на арабский манер. Нужно отметить, что национальная арабская культура (национальные обычаи, традиции и т. д.) никакого отношения, к вере во Всевышнего и к Его закону не имеет, так как арабская национальная культура формировалась задолго до появления ислама, т.е. тогда, когда арабы были язычниками, и является с точки зрения культурологической экспансии таким-же глобальным проектом, как и панамериканский контркультурализм. Мы должны понимать, что в современных реалиях используется не сама арабская культура а внешняя ее часть, если хотите – упаковка, внутри которой есть только одно: желание США установить тотальный контроль над всем миром. Поэтому неправильно отождествлять эти процессы с простыми арабами, с великой арабской культурой, к которой я лично отношусь с большим уважением.
С.У.: А как эти процессы могут отразиться на чеченцах?
И.Ш.: На чеченцах это может отразиться точно так же, как отразилось на египтянах. А именно – потерей своей самоидентификации. По утверждению большинства авторитетных ученых-востоковедов современные египтяне – прямые потомки древних египтян. За несколько тысячелетий этнический тип египтян не претерпел принципиальных изменений. В 7 веке, когда арабы начали завоевывать Египет, местное население составляло около 7 миллионов человек. Арабская армия состояла всего из 6 тысяч, позже она увеличилась до 20 тысяч. Конечно, это не было завоевание в классическом смысле, так как египтяне встречали арабов как освободителей от Византии. Но исторический урок заключается в том, что вместе с исламом египтяне приняли арабскую культуру и язык. В итоги позабыли свой язык, свои обычаи, свою культуру, свое прошлое и стали египетскими арабами. Парадокс заключается в том, что за несколько столетий в Египет переселилось всего лишь около 150 тысяч арабов, которые смогли ассимилировать больше 7 миллионов египтян.
С.У.: Это очень щепетильная тепа для многих мусульман. Многие не подготовленные читатели могут тебя неправильно понять. Можешь ли ты более подробно остановится на этой теме?
И.Ш.: Я понимаю, о чем ты говоришь. При упоминании Саудовской Аравии у большинства мусульман сразу возникают благочестивые визуальные образы: Каабы, Мекки, Медины и т. д. и мало кто отделяет святые для каждого мусульманина места от государства, где они находятся. Да, об этом не принято говорить, так как тема не совсем удобная для мусульман, но давайте скажем правду: что, к сожалению, колыбель исламской цивилизации находится в руках тех, кто использует ислам в политических и экономических целях в интересах США.
С.У.: Но, может быть, в Саудовской Аравии религия отделена от государства и там существуют независимые исламские ученные?
И.Ш.: Мы могли бы очень долго дискутировать на эту тему, если бы не одно примечательное событие, которое нам подарил Всевышний. Я безмерно благодарен Всевышнему за то, что Он дал многим сомневающимся максимально возможный ответ. Речь идет о том, как в августе 2007 года Рамзан Кадыров по приглашению короля Саудовской Аравии Абдаллы был удостоен великой чести совершить омовение Каабы вместе с этим самым королем. Само собой разумеется, что такой чести должны удостаиваться лучшие из лучших, но в августе 2007 года этим был удостоен тот, кто поклялся уничтожить всех ваххабитов, а нужно отметить, что ваххабизм – официальная государственная доктрина Саудовской Аравии, то есть все жители Саудовской Аравии –ваххабиты. Знаем мы хоть одного известного ученого-богослова из Саудовской Аравии или из других стран, который заявил о том, что это предательство по отношению к мусульманам? Почему молчали справедливые и независимые богословы, если, конечно, они есть?
Далее – более. В июле 2010, ему и его головорезам сделали подарок еще больше, их удостоили чести войти внутрь Каабы. Кто-нибудь из богословов возразил этому? Мы слышали гневное выступление мусульман или протесты со стороны наших мусульманских братьев? Нет, все хотели это быстро забыть, словно этого не было.
А теперь самое главное. Кто может заставить короля Саудовской Аравии, миллиардера, монарха с безграничной властью унизиться до того, чтобы устроить королевский прием не просто руководителю одной из российских провинций, а тому, кто поклялся убить его, его родственников и всех его подданных?
Ответ в другой истории, которая произошла уже со мной.
Я был приглашен на одно мероприятие, которое устраивал представитель одной из европейских монархий. Как правило, на такого рода мероприятиях знакомятся и общаются совершенно разные люди: политики, миллионеры, деятели искусств и т. д. Мои знакомые познакомили меня с представителем правящей династии Кувейта. Он оказался страстным коллекционером европейской живописи и поэтому нам было о чем поговорить. Но, как всегда это бывает, от живописи перешли к кинематографу, а от искусства – к политике. И когда у меня возник подходящий момент, я спросил моего собеседника:
«Кувейт давал деньги чеченцам на войну против России. Сейчас Кувейт сотрудничает с кровавым режимом, который убивал тех, кому вы давали деньги. Как это возможно?»
Ответ моего собеседника является и ответом на предыдущий вопрос про короля. Он сказал: «Нас так же, как и весь мир, не интересует Чечня, нас интересует Россия. Чечня интересна только как инструмент влияния на Россию. Как только влияние на Россию у Чечни исчезнет, исчезнет и интерес к Чечни. Это политика, здесь нет принципов, здесь только интересы». Думаю, комментарии излишни.
С.У.: Какой мы должны сделать вывод?
И.Ш.: Вывод на мой взгляд очевиден. Чеченцы со своими проблемами никому, кроме чеченцев не нужны. Чеченцев всегда использовали и используют как расходный материал. Если раньше у кого-то были иллюзии относительно всемирного мусульманского единства, то сейчас всем становится очевидно, что этот миф используют в своих политических и экономических целях ряд стран Персидского залива в интересах сверхдержав. Если мы не поумнеем, то у нас не будет никакого будущего.
С.У.: А как мы должны поумнеть?
И.Ш.: Очень просто! Дерево определяется по своим плодам, а человек определяется по своим поступкам. Нам нужно научиться честно оценивать людей по их поступкам. Простой пример. Если вам посторонний человек подарит одну тысячу евро, вы будете ему благодарны? А если вам посторонний человек подарит десять тысяч евро? Я думаю, вы этого человека никогда не забудете. Европа тратит на содержания каждого чеченца десятки тысяч в год. Некоторые сидят на пособиях десятки лет. Эти деньги из кармана немецких, бельгийских и французских налогоплательщиков. То есть, из кармана простых людей. Должны мы быть им благодарны, учитывая, что Европа приняла около четверти миллиона чеченцев? Вы вдумайтесь в цифру – четверть миллиона чеченцев! Это половина населения Люксембурга! Мы получаем в Европе лучшее в мире образование, лучшее в мире здравоохранение, мы имеем самый высокий уровень социальной защиты в мире, мы защищены европейским гражданством. На национал-предателей, которые потопили чеченский народ в крови, заведены уголовные дела, они обвиняются в преступлениях против человечности, которые не имеют срока давности. Уже сотни дел наши сограждане выигрывали в Суде по правам человека, отсуживая у России денежные компенсации. Благодаря европейцам мы не просто встали на ноги, мы стали силой, с которой приходится считаться даже в Кремле.
С другой стороны, кто из чеченцев получил статус политического беженца в арабской стране? Знаете вы хоть одного чеченца, кто получил гражданство в странах Персидского залива? Единственное, что мы точно знаем, что они давали деньги на войну, а сейчас обнимаются с теми, против кого настраивали воевать, и устраивают королевский прием тем, кто потопил наш народ в крови. Не есть ли это лицемерие и предательство не только по отношению к нам, но и по отношениям к тем идеалам, которыми они любят спекулировать? И все это маскируется в форме религиозного братства и солидарности. Чеченцы должны перестать оценивать людей и общества по словам и лозунгам, мы должны научиться оценивать их по делам и поступкам, и это будет первый, но очень важный шаг на пути развития чеченского общества.
Чеченпресс, Отдел интервью