Ахметхан Мутушев (1884-1943) — один из видных государственных и общественныхдеятелей Чечни начала ХХ века.
А.Мутушев принадлежал к числу чеченской интеллигенции. В 1904 году он окончилПетербургское военное училище, имел чин подполковника царской армии. А в 1911 году, окончив Харьковский университет, он стал еще и адвокатом. Первые жепублицистические статьи Мутушева отличались широтой взгляда на жизнь, интернациональным пафосом. В этом смысле показательна одна из первых его публикаций в газете “Новая Русь”, которая издавалась в Петербурге в 1908-1910 годах. Ставя читателя в известность об открытии в ней “мусульманского отдела”, А.Мутушев пишет, что это первая попытка солидной газеты послужить интересаммусульман России.
Он стремился узнать как можно шире о взглядах, культивировавшихся в той или иной мусульманской национальной среде, их соответствии жизненным, эмоционально-образным представлениям, ценностям, нравственным идеаламнародов. Написать о них обстоятельно, исчерпывающе могли только представителиинтеллигенции. К ним он обращался в первую очередь: “Пусть мы плохиелитераторы, пусть наши статьи не блещут красотой художественного слова! Но мыдолжны твердо запомнить слова Некрасова “Поэтом можешь ты не быть, ногражданином быть обязан” и, помня эти великие слова…, мы, представители всехмусульманских народностей России, должны выступить в своем возникающеморгане и первой целью поставить себе скорейшее взаимное ознакомление.
В своих газетных и журнальных выступлениях А.Мутушев в острой форме ставитвопросы, непосредственно связанные с общественно-политическим положениемгорских народов, критикует царскую администрацию, угнетающую трудовые массы. Особенно сильно доставалось от него чиновникам из аппарата Терской областнойадминистрации. Так, в статье “Устроение” он поднимает острую социальнуюпроблему взаимоотношения горцев и местной власти. “На протяжении пятидесятилет, отделяющих нас от момента замирения Северного Кавказа, — пишет Мутушев, — многих “устроителей” видели у себя горцы Терской области, жаждущие не менеечем кто-либо, и действительного порядка и прочного спокойствия.
А.Мутушев заглядывает в глубину социальных явлений и видит, что причинно-следственная связь между ними обусловлена многими причинами как общественно-политического, так и экономического и культурного характера. Детерминированность духовного и физического состояния человека внешнимифакторами очевидна для него и потому, раскрывая истоки социальных бед современного ему общества, А.Мутушев ничуть не сомневается в характере, содержании и направлении основных общественно-политических и философскихвоззрений общества.
Обезоружить горца не так легко, подчеркивает А.Мутушев. “Там, где с оружиемсвязан весь уклад жизни, где оружие составляет нераздельную часть костюма, несомненно, придется иметь дело с огромной силой национальных пережитков и при малейшей неосторожности можно вызвать кровопролитие”, — предостерегаетон организаторов этой акции. По его мнению, оружие у горца будет появляться добесконечности, пока культурным воздействием у горца не будет изменен веськостюм.
“Не полуграмотные капралы, не ужившиеся в строевых частях, не скучающиеаристократы, трагизма ради отправляющиеся на погибельный Кавказ, побуждаемые собственной неуравновешенностью и неустройством”, которыесмотрят на край, “как на временную резиденцию, на служебный этап карьеры”, а только “выборная, местная администрация может водворить порядок всюду, в том числе, конечно, и на Кавказе”.
Политика “полуграмотных капралов”, о которой пишет А.Мутушев, оборачиваласьдля горского населения тяжелыми непредсказуемыми последствиями. Такиеадминистраторы в начале ХХ столетия в Терской области становятся носителямижестких военных порядков в мирную жизнь чеченцев и ингушей, что несоответствовало ни историческим традициям, ни обычаям, ни мировоззрениюпоследних. Мутушев, хорошо видевший причины многих бедствий горцев и хорошознавший действительность тех лет, гневно обличал в своих публикацияхантинародную деятельность царской администрации на Тереке. В статье“Карательные экспедиции в Ингушетии и Чечне”, опираясь на конкретные факты изреальной действительности, он показывает, как в Чечне и Ингушетии “создалосьневыносимое положение”, приведшее к тому, что “местное население задыхается в удушливой атмосфере беспримерного попрания общечеловеческих прав”.
Мутушев категоричен в оценке социально-экономического положения трудящихсямасс чеченцев и ингушей. Его видение принципов общественного устройствачеченского народа и существующий в действительности порядок вещей, установленный колониальной политической системой царизма, не простопротиворечат, но и взаимно исключают друг друга. Царская администрациявнедряет в сознание горцев свое видение миропорядка, не считаясь с менталитетом местного населения, больше того, использует при этом методынасилия, принуждения, а Мутушев убежден, что, только учитывая историческиетрадиции, обычаи, опираясь на них, просвещая народ, можно добиться желаемогорезультата. Поэтому общественно-политические, философские воззренияМутушева, основанные на принципе взаимообусловленности явлений реальнойдействительности, заставляют его не только высказывать свое возмущение, но и убеждают в необходимости предпринимать активные шаги по изменениюсуществующего государственного строя.
Ахметхан Мутушев мечтал увидеть свой народ свободным от великодержавногоколониального гнета. Поэтому весть о февральской революции он воспринял с воодушевлением.
Мутушев в этот период активно включается в общественную жизнь края. Онизбирается в руководящий состав “Соединенного бюро”, учрежденного различными политическими силами в г. Грозном для совместного осуществления в республике властных функций. В начале июня создается Грозненский районный исполнительный комитет (ГРИК), сосредоточивший всю полноту власти в крае. Председателем бюро райисполкома был избран адвокат и общественный деятель А.Мутушев.
В своем первом приказе, изданном 16 июня 1917 года, председатель ГРИК писал: “Революция властно требует стойкого единения и контакта между всеми силами общества, а потому Грозненский районный исполнительный комитет, как революционная организация, приложит все старания и силы свои к тому, чтобы были сглажены все трения, возникшие между общественными организациями, чтобы было достигнуто взаимное доверие и уважение, при наличии коих лишь и возможно вывести страну из тупиков анархии и успешно привести к Учредительному собранию и демократическому республиканскому строю. Всемерное поддержание всего и всех ведущих к этим высоким идеалам и энергичное, решительное пресечение всяких реакционных и контрреволюционных попыток, как-то: провокации и прочее, будут составлять основной тон и направление деятельности комитета”.
В этом же номере газеты в передовой статье “Грозный, 20 июня”, комментируя приказ ГРИКа, редакция пишет: “…приветствуем решительное заявление председателя ГРИК гр. Мутушева: “Пусть знают все, что комитет решительно обеспечит все гражданские свободы: слова, совести, печати, союзов и неприкосновенность личности и не допустит противозаконного на них посягательства”. Это особенно необходимо теперь, когда начинает укрепляться мнение, что революция есть полная отмена права и любая общественная группа может осуществить свое “право”, нарушая гражданские свободы”.
На сентябрь 1917 г. в Грозном назначаются выборы в Городскую думу. Кандидатура А.Мутушева проходит по списку №3 — от социалистов-революционеров и социал-демократов (меньшевиков). По утверждению газеты “Терский край”, выборы проходят “без давления, согласно велению сердца, совести”. Позже та же газета сообщит: “Большинство мест получил социалистический блок (список №3), от которого прошло 31 гласных, второе место занимает список №2 (кадеты), от которых прошло 4 гласных, затем по списку идут большевики и домовладельцы (по 3 кандидата). А.Мутушев становится членом Грозненской городской думы. В сентябре 1917 г. подавляющим большинством голосов (29 — “за”, 2 — “против” и 4 — “воздержалось”) А.Мутушев избирается председателем Грозненской городской думы.
Однако, Октябрьская революция, совершенная большевиками, коренным образом меняет ситуацию не только в Чечне, но и во всей России: наступает период анархии — начинается гражданская война. По свидетельству газеты “Терский край”, гражданская война. По свидетельству газеты “Терский край”, “каждый день приносит теперь более яркие примеры такого произвола и насилия, что приходится говорить вообще об отрицании всяких основ человеческого общежития”. Мутные волны анархии “бегут по лицу земли русской, пылают усадьбы, гибнут завоевания культуры, свирепствуют грабежи и убийства”.
Октябрьскую революцию А.Мутушев воспринял настороженно. Сторонник эволюционного пути развития общества, отвергающий любые акты насилия против человечности, он не мог на первых порах принимать активное участие в революционных преобразованиях края. Все еще свежи были также и впечатления от деятельного участия в работе местных органов власти Временного правительства. Однако, со временем социальная действительность, развивавшаяся в сторону углубления революционных процессов, оказала существенное воздействие на эволюцию социальных взглядов А.Мутушева. Они претерпели коренное изменение.
К концу 1918 года позиция Мутушева стала более четкой, определенной. Она отличалась не только своей идейно-политической направленностью, но и характером содержания высказываемых взглядов. Какие события оказали столь разительное влияние на эволюцию его мировоззрения? Прежде всего, это — изменившееся соотношение классов — политических сил, как в центральных районах России, так и на ее окраинах. Это — и круто изменившаяся после Октябрьской революции реальная действительность, выдвинувшая марксистско-ленинскую идеологию на ведущее место, придав ей жизненную силу и энергию. Это, безусловно, — и большие политические перспективы, открывавшиеся перед сторонниками новой идеологической системы. Быть в одном ряду с большевиками означало быть в авангарде революционных сил
Однако Октябрьская революция, нагрянувшая неожиданно, все изменила. Большевизм и меньшевизм — два крыла одного идеологического течения на первоначальном этапе — позже оказались несовместимыми друг с другом. В 1918 году расклад политических сил четко обозначился — большевики одерживали одну победу за другой и шли к намеченной цели — захвату власти, не считаясь с соображениями гуманности, человечности. В чеченском обществе наметился раскол. Это вынудило Мутушева перебраться в соседний Дагестан. По его словам, он не желал участвовать в “политических играх”, могущих привести чеченский народ к физическому уничтожению. Он боялся последствий грядущей гражданской войны, понимал, что деление народа по принципу “белые” — “красные” неприемлемо для чеченского общества, поскольку жизнь его регулировалась иными законами, иными историческими традициями.
В Дагестане А.Мутушев окончательно определился в своих нравственных исканиях. Он вошел в состав Дагестанского военно-революционного комитета, созданного 2 мая 1918 г. и в условиях жестокой классовой борьбы проводил первые социалистические преобразования в Дагестане. Вскоре при областном РВК была создана “комиссия по разграничению функций гражданских и военных властей”, в состав которой вошли и члены Дагестанской социалистической группы А.Мутушева, С.Габиева, Алхас-Коди”.
В последующем Мутушев был представителем военно-революционного комитета Дагестана в комиссариате Северного Кавказа, как “товарищ председателя Дагестанского военревкома возглавлял комиссию по обороне г. Темир-Хан-Шуры” вместе с такими известными дагестанскими революционерами, как Д.Коркмасов, М.Дахадаев, М.-М. Хизриев, С.Габиев, А.А.Тахо-Годи и другие. Входил во “фракцию Дагестанской социалистической группы военно-революционного комитета”.
Уже в советский период, будучи избран председателем Чеченского окружного исполкома, он уделял огромное внимание проблеме ликвидации неграмотности среди чеченцев, развитию их культуры и нравственности, укреплению дружбы и братства между народами. Он пропагандировал идеи национального единства, гражданского согласия, разоблачал попытки отдельных политиков внести раскол в чеченское общество. Жизнь А.Мутушева, как и многих видных государственных и общественных деятелей Чечни, сложилась трагически. Во времена сталинских репрессий он был арестован и брошен в тюрьму, где и скончался в 1943 году.
Творческое наследие А.Мутушева недостаточно выявлено и изучено, вместе с тем, опираясь на то, что уже выявлено и исследовано, можно констатировать, что его философские и этические взгляды неразрывно связаны с социально-политическими воззрениями и с этическими взглядами передовых русских демократов той эпохи.
Отдел мониторинга "Чеченпресс".