Ичкерия – самая восточная область Чечни, расположенная к северо-востоку от Чеберлоя. Название ее образовано, по всейвидимости, от кумыкского «ичи ери» – внутренняя земля, область. Интересную трактовку наименованию дал И.В. Попов, авторработы «Ичкеринцы», посетивший этот край в конце XIX века: «Ичкерия состоит из двух слов: «ич» и «гери».
Упомянутые слова переводятся кумыками так: ич – средина, гери – ровная местность среди возвышенных гор. Кроме того, слово «гери» как в отношении одного лица, так и целого народа означает, что он был когда-то богатым и сильным, но вследствиеразличных исторических обстоятельств потерял свое значение и сделался бедным и слабым».
Территория Ичкерии была заселена чеченцами, так же как и Чеберлой, не ранее XV века. Представители большинства ичкерийскихтейпов считают себя потомками выходцев из западных районов Кавказа. Основным перевальным пунктом этой миграции и, по всейвидимости, столицей средневековой Чечни был Нашха.
Первыми переселенцами из Нашха в Ичкерию, а затем в долины Ярыксу и Акташ были представители тейпов Пешхой и ЦIечой. Обэтом повествует легенда, которая была опубликована в XIX веке: «Где-то в стороне Башлам есть горы, из которых вытекают рекиАсса, Фортанга и Гехи. Эти горы называются Аьккхийн-лам, там некогда жили предки чеченцев — лам-керисти (т.е. христиане). Эта местность — колыбель чеченцев. Четырнадцать поколений назад часть лам-керисти вышла оттуда и двинулась на восток попричине того, что на их родине от многолюдства им жить стало тесно. Они прошли мимо рек Аргуна и Аксая, но эти реки им непонравились, наконец, они пришли в место, где ныне стоит аул Юрт-аух. Первыми поселенцами здесь были фамилии Парчхой и ЦIечой. Когда они прибыли сюда, в этих местах стоял только один хутор Анди. Других поселений не было».
Затем, согласно историческим и фольклорным источникам, из Нашха выселились другие ичкерийские тейпы. Выходцами из Нашхасчитают себя и многие чеберлоевские тейпы, а также общества Аргунского ущелья.
По одной из генеалогических легенд, основателем Ичкерии был Молкх, переселившийся сначала из МIайста в Нашха, а оттудавместе со своим сыном Тинин Вуьсу в Ичкерию.
При переселении чеченцы для того, чтобы закрепить свое право на эту землю, назвали ее «Нохчи-Мохк» – «земля чеченцев», как это часто бывает при колонизации.
В Позднем Средневековье здесь собирался чеченский Мехк-кхел. Об этом, кстати, также писал И.В. Попов: «Курган, заметный навозвышенности, сделан усилиями человеческого труда: он насыпан руками людей, как говорит предание. Место это, центр Ичкерии, служило сборным пунктом для старейшин ичкерийцев, жизнь которых, переходя фазисы своего развития, потребовала, наконец, более правильных социальных отношений... Первая встреча на горе Кхетташ-корт не была последнею: сюда собирались для изменения адата, если он был неприменим к условиям общественной жизни. Единственный способ решения тяжб, какого бысвойства они не были, был приговор медиаторов, выбираемых как истцом, так и ответчиком. Приговор этих старейшин не допускалапелляций, и тяжущиеся свято исполняли их постановления. В тех же спорных случаях, на которые еще обычая не существовало, ичкерийцы-старейшины отправляли в Нашха, откуда они всегда возвращались удовлетворенными. Самый чистый обычай, помнению чеченцев и ичкерийцев, существовал в Нашха».
Согласно фольклорным и историческим данным, каменная боевая башня с пирамидальной кровлей стояла у аула Хорочой. При раскопках возле ее развалин были обнаружены археологические материалы ХIV–ХV веков. В XIX веке была выпущена почтоваяоткрытка с ее изображением.