Чеченцы испокон веков уделяли особое внимание своему облику и внешнему виду вообще.
В понятие чеченского идеала мужской внешности, как правило, входили высокий рост (лекха дегI), широкие плечи (шуьйра белшаш), широкая грудь (шуьйра некха ваз), тонкая талия (юткъа гIодаюкъ), худощавость (векъа), аккуратные небольшие стопы и тонкоикряные высокие ноги, белый цвет кожи, прямой нос, усы кавказского типа, широкие брови, ровные некрупные зубы, маленькие рот и уши, борода, крепкая белая шея, прямая стремительная походка: «Цуьнан элдара (осет. княжеский – Л.Г.) буоларе, мажмекхе хьаьжча хаьа иза муха ву!» - «По красивой походке и бороде - усам можно судить, каков он», - говорят чеченцы.
Во внешности вайнаха важное значение имели борода и усы (мажмекх), являющиеся символом чести и достоинства. Прикосновение к ним считается оскорблением, но касание ножом бороды убийцы в знак прощения во время примирения кровников, допускалось.
Безбородый (куьйса) презирался, но бородой и клялись. «Если ты не мужчина, ты не должен носить усов», - говорили чеченцы в исключительных случаях. Есть такая старинная оригинальная поговорка у чеченцев, связанная с бородой и самой страшной крайностью: «Лаца ма лаца де маж, лаьцча д1а ма хеца» - «Не хватай отца за бороду, но уж если схватил, не отпускай». Борода у молодых вайнахов должна была быть короткой, окладистой и в которой волосы могли скрыть в себе зернышко кукурузы. Длиннобородыми могли быть только старики и кровники. Так говорил великий устаз Кунта - Хаджи.
Три ответственейшие нагрузки берет на себя мужчина, отпустивший усы: ему в горе нельзя не только плакать, но даже прослезиться; ему и в радости нельзя хохотать, можно только скромно улыбаться, к тому же не показывая зубов; ему нельзя от страха, и даже в случае смертельной угрозы, убегать. Если это все случится, падает позор не только на него, но и на его семью, родственников и, наконец, на все село. Усатый мужчина должен быть максимально сдержан, несуетлив, малоразговорчив, не вступать в спор или ругань с женщинами и особенно скромно вести себя на мельнице (майдане, пейхане – чеч. пхьоьхана – Л. Г.) или на базаре, где собирается много сельчан.
Как явствует из предыдущей цитаты, усы налагали на их владельца определенную ответственность морально-этического плана не только перед членами своей семьи, но и перед обществом, в котором он вращается, а также требовали и особого ухода. Они у чеченцев должны были быть закручены кверху, а не опущены вниз. Опущенные усы не вызывали уважения к их владельцу. Даже девушками на вечеринке, свадьбах (синкъерам, ловзар) игнорировались мужчины с подобными усами.
В народе с презрением говорилось, что опущенные (подковообразные) усы напоминают штаны, перекинутые на стог сена (такхоран тIекхоьссина шарбал санна ду цуьнан мекхаш). Зато уважались мужчины с прямыми, длинными, закрученными в виде штопора усами (буро санна мекхаш) или усами как бурки (бIоржамаш сана мекхаш). Выражение это отмечает густоту усов.
Усы и борода – символ чести и достоинства чеченц