Доклад Председателя КМ ЧРИ Ахмеда Закаева сделанный им на Международной конференции, посвященной 20-летию начала новой колониальной войны России против Чеченской Республики Ичкерия и 10-летию вероломного убийства Президента ЧРИ Аслана Масхадова.
Брюссель 07.03.2015.
Добрый день, дорогие друзья!
Вначале я хочу поблагодарить организаторов сегодняшней нашей встречи, а также всех участников: спасибо, дорогие друзья. Поводом для нашей встречи является Международная конференция, посвященная 20-летию начала новой колониальной войны России против Чечении и 10-летию вероломного убийства Президента ЧРИ Аслана Масхадова.
За последние 20 лет в ходе двух войн чеченцы потеряли более двухсот тысяч человек, из них более сорока тысяч детей. Методы и типы вооружения, используемые российскими военными в Чечне, являются доказательством того, что целью этой войны была не «борьба с международным терроризмом», как декларировалось кремлевской пропагандой, а коллективное наказание чеченского народа за его стремление к свободе и независимости.
Массовые нарушения прав человека и международного гуманитарного права в Чеченской Республике хорошо задокументированы многими международными неправительственными организациями. B многочисленных докладах Парламентской Ассамблеи Совета Европы было отмечено, что Россия, развязав войну в Чечне, нарушила Устав и Конвенции Совета Европы. Россия также нарушила статью 48 Первого дополнительного протокола к Женевским конвенциям, статью3 четвертой Женевской конвенций, статью 7 МУС.
Но, несмотря на это, руководители ведущих западных стран стали называть преступную войну в Чечне «внутренним делом России». И в последующем все международное сообщество стало рассматривать российско-чеченский конфликт как внутреннее дело России. По моему глубокому убеждению, это было не только политически неверным, но и противоречащим основным принципам международного права решением.
Проблема в том, что именно по этой причине преступления, совершенные против гражданского населения в Чеченской Республике, остаются безнаказанными, а это, в свою очередь, стимулирует Россию на дальнейшие агрессивные действия.
Может, кому-то кажется, что чеченская тема сегодня отошла на второй план в связи с событиями в Украине, которые затрагивают непосредственно геополитические интересы Европейского сообщества. Но я убежден в том, что оккупация грузинских территорий в 2008 году и сегодняшние события в Украине невозможно рассматривать вне контекста событий, начавшихся в Чеченской Республике 20 лет назад.
Отсутствие каких-либо правовых и даже моральных последствий из-за российско-чеченской войны привело к усилению режима президента Путина, что и стимулировало Россию к вторжение в Грузию и Украину. Сегодня путинская Россия без преувеличения представляет реальную угрозу для безопасности всего международного сообщества.
Я глубоко убежден в том, что только призвав Путина к ответу за те чудовищные преступления, что были совершены российской военщиной против чеченского народа, можно остановить агрессивные действия России в остальной части Европы.
Преступления против человечности не имеют срока давности. Поэтому считаю создание международной комиссии по расследованию военных преступлений и преступлений против человечности в Чеченской Республике крайне необходимым и более чем актуальным.
В перечень этих преступлений, конечно, входит и вероломное убийство президента ЧРИ Аслана Масхадова.
В десятую годовщину гибели Аслана Масхадова мы не только вспоминаем героический путь, пройденный им в служении своей Отчизне, но и оцениваем, то политическое и нравственное наследие, которое он оставил чеченскому народу.
Личность Аслана Масхадова по значимости в истории чеченского народа можно смело поставить в один ряд с личностями Шейха Мансура, Бейбулата Таймиева, Хасана Исраилова, Абдурахмана Авторханова и Джохара Дудаева. В судьбах Аслана и Джохара много общего: удачная военная карьера в рядах ВС СССР, прибытие в Республику в самые сложные и ответственные периоды, по три года относительно мирного президентского правления и гибель в войнах против российских оккупантов.
Доверие, оказанное на президентских выборах 1997 года Аслану Масхадову, верному соратнику Джохара Дудаева, было всенародным, и с полной ответственностью можно сказать, что впервые со времен Бейбулата Таймиева у чеченцев появился общенациональный лидер в истинном смысле этого слова. Аслан Масхадов был признан в этом качестве не только нашим народом, не только мировым сообществом, но и нашей военно-политической противницей – Россией. Это было огромное политическое достижение нашего народа и реальный шанс построить правовое государство.
Однако старые революционеры, облачившись в тоги «исламских алимов», и в этом случае сыграли свою деструктивную роль. Именно они стали новой оппозицией власти Аслана Масхадова, породив своими радикальными, абсолютно нереализуемыми в тот период идеями новую, еще более опасную смуту в чеченском обществе. И именно эти люди заставили Масхадова тратить все усилия на недопущение гражданской войны.
Аслан Масхадов был сильным и волевым лидером, и все свои силы и волю он использовал для предотвращения междоусобиц в чеченском обществе, и, не добившись развязывания в Республике гражданской войны, Россия, в конце концов, была вынуждена начать открытую агрессию против Чеченского государства.
И сегодня, двадцатую годовщину Российско-Чеченской войны, мы должны дать себе отчет в том, что единственным реальным способом достичь национальную независимость и обеспечить безопасность чеченского народа является недопущение больше над ним различного рода экспериментов. Сам чеченский народ должен научиться распознавать и решительно пресекать идеологические диверсии, направленные на подрыв наших усилий в деле освобождения Чеченского государства.
Среди национальных лидеров, которых породила наша земля, Аслан Масхадов занял одно из самых почетных мест, и войдет в историю чеченского народа не просто в качестве ее центрального героя, но и как один из ее творцов. Ощущение истории и сопричастности к ней было очень сильным у того поколения чеченских борцов за свободу, к которому принадлежал и Аслан Масхадов.
Это значит, что кроме качеств героя – беззаветной храбрости и стойкости – ему приходилось проявлять и иные качества: хладнокровие, расчет, умение находить компромиссы. И все восемь лет, в течение которых Аслан Масхадов занимал пост президента ЧРИ, он искал только мира для своего народа. Несмотря на то, что Аслан Масхадов был искусным военным стратегом и командующим, он погиб не ради военного успеха над противником, а во имя достойного мира с Россией, который и считал главным успехом.
Гибель Аслана Масхадова сравнима с гибелью Шейха Мансура: оба они пошли на осознанную смерть во имя той идеи, которую отстаивали. У Аслана Масхадова, был выбор: или отказаться от своих принципов и, приняв «почетный плен», жить, пользуясь всеми материальными благами, или погибнуть, не предав путь наших славных предков, отдавших свои жизни, отстаивая нашу свободу, и не опорочив память своих соратников. Аслан, как и Шейх Мансур, выбрал второе и достойно завершил свой жизненный путь – путь национального лидера, политика, воина и чеченского къонаха. И память о великом сыне чеченского народа Аслане Масхадове навсегда останется в наших сердцах и в истории чеченского народа.
Дала декъал войла сийлахь нохчий баьчча!
Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар!
Спасибо за внимание.
Председатель Кабинета министров ЧРИ А.Закаев.