Предстоящий визит грузинской делегации на 69-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН вновь обострил напряженность в отношениях президента страны с правительством и споры о форме государственного правления сегодняшней Грузии.
Все последние годы на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН выступал тогдашний президент Грузии, однако в этом году для главы государства в грузинской делегации места не нашлось.
Анонсированный два месяца назад визит президента Георгия Маргвелашвили на климатический саммит, который пройдет в штаб-квартире ООН 23 сентября, не состоится. По словам президента, визит в США был "сорван" в результате проведения "очень серьезной организованной работы".
"Это, по-моему, неправильный шаг, который был сделан против института президента. Я считаю, что это шаг, который был сделан не исходя из наших государственных интересов, а исходя из определенного межведомственного противостояния ", - заявил Маргвелашвили на пресс-конференции в четверг.
Визиту президента в Нью-Йорк противились представители правительства, которые настаивали на том, что грузинскую делегацию на сессии Генеральной Ассамблеи ООН возглавит премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, и отправка двух лидеров из Грузии является нецелесообразной.
Разногласия вокруг визита президента Грузии стали очередным, но не первым случаем противостояния между правительством и президентом страны. Это указывает на попытки президента "стать независимым игроком" на политической арене, считают грузинские политологи.
МИД Грузии: поездка двух лидеров – роскошь
О том, что Маргвелашвили принял приглашение Генерального секретаря ООН и собирается отправится на климатический саммит в Нью-Йорке стало известно ещё в начале июля.
В тот же день о визите премьера вместе с правительственной делегацией в Нью-Йорк объявила пресс-служба премьер-министра.
Позднее представители министерства иностранных дел заявили, что в штаб-квартиру ООН должна отправиться только одна делегация из Грузии, и правительство уже приняло решение, что делегацию из Грузии возглавит премьер-министр.
"Мы считаем, что на Генеральной Ассамблее ООН делегация Грузии должна быть представлена одной делегацией. Нет ни одного прецедента в истории посещения Генеральной Ассамблеи различными странами, когда бы два высших лидера государства были представлены на этом мероприятии", - сказал журналистам первый заместитель министра иностранных дел Грузии Давид Залкалиани.
По его словам, саммит по изменению климата является одним из "параллельных мероприятий", которые сопутствуют Генеральной Ассамблее ООН.
"Грузия не является той страной, которая обладает такой роскошью, чтобы два высших лидера страны были бы представлены на Генеральной Ассамблее ООН и на одном из ее малых составляющих мероприятий", - заявил Залкалиани.
Критика Иванишвили
Представители правящей коалиции поддержали решение о том, что в США должен отправиться премьер-министр Грузии.
"Все те вопросы, которые будут обсуждаться на мероприятиях в ООН, прямо касаются деятельности правительства, соответственно, это ответственность премьера и, исходя из содержания, для меня форма понятна и ясна – в этом случае должен поехать премьер", - заявил депутат правящей коалиции Ираклий Сесиашвили.
Но оппозиционное "Единое национальное движение" считает, что визит президента был сорван по указанию бывшего премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили.
Формально Иванишвили не занимает никакой должности в правительстве, но, по мнению оппонентов, остается "единоличным правителем" нынешней Грузии.
"Это действие против институтов страны и национальных интересов, и постыдным является то правительство, которое сорвет визит президента страны по указу неформального лица", - заявил грузинскому общественному телевидению представитель "Единого национального движения" Серго Ратиани.
В интервью газете "Квирис палитра", которое предшествовало заявлению президента о том, что его визит не состоится, Иванишвили подверг критике Маргвелашвили за намерение отправиться на саммит и за то, что он, по словам Иванишвили, видит в правительстве и парламенте конкурентов.
"Конфликт между президентом и премьером устраивает "Национальное движение", очень устраивает... - заявил Иванишвили в эксклюзивном интервью. – Разве не видно, что проблема исходит только от одной стороны, разве трудно увидеть, что это прерогатива премьера и правительство приняло решение? Разве красиво будет отправление двух отдельных делегаций из маленькой, бедной страны в Америку? Но этот человек с этим не считается и снова продолжает конкуренцию".
Битва Маргвелашвили
Комментируя критику в свой адрес, Маргвелашвили заявил, что он никогда не мешал правительству и парламенту в осуществлении своей деятельности.
Однако, по его словам, в Грузии на пути построения демократии зачастую, когда какой-то институт осуществляет независимую политику, согласно своему мандату, это воспринимается как противостояние.
Он отметил, что режим, при котором, институт президента "замолчал" бы будет шагом, предпринятым против демократии Грузии.
"Все, кто ждет, что должен быть абсолютный унисон, и не должно быть нормального баланса сил, фактически, власть должна быть перетянута в одном направлении, по-моему, не понимают хорошо, что означает демократия", - заявил Маргвелашвили.
Президент также отметил, что он находится на "пике политической карьеры", и ему не нужна политическая сила для выполнения своего дела.
Между тем по мнению некоторых политологов, Маргвелашвили, у которого, было немного шансов одержать победу на президентских выборах без поддержки "Грузинской мечты" и ее основателя Бидзины Иванишвили, сегодня, по-видимому, пытается начать независимую политическую игру.
"Попытки конкурировать с правительством во имя демократии и плюрализма прикрывают его желание сформироваться в качестве независимого политического игрока и, возможно, создать вокруг себя зачатки нового политического центра", - полагает аналитик Заал Анджапаридзе.
По словам эксперта, из Маргвелашвили "вылепили президента", и Иванишвили в этом плане во многом "обманулся", не ожидая, что у выбранного им кандидата в президенты появятся амбиции после его инаугурации.
"Видимо, так как в окружении Иванишвили было мало настоящих интеллектуалов, ему импонировали те качества Маргвелашвили, которых явно не хватало другим. Поэтому он решил выдвинуть такого безобидного, на его взгляд, интеллектуала на пост президента и, видимо, просчитался", - говорит Анджапаридзе.
Кто первый?
Грузинские политологи считают, что источник противоречий между премьером и президентом во многом кроется в несовершенстве сегодняшней конституции Грузии.
"Главы новой конституции не проработаны до конца, и это создает определенные правовые проблемы, которые влияют на политические процессы", - говорит политолог Корнели Какачия.
Модель конституции, которая вошла в силу после инаугурации Маргвелашвили, значительно ограничила полномочия президента, однако он остается главой государства, является верховным главнокомандующим и представляет Грузию во внешнем мире.
С другой стороны, последнее противостояние между президентом и правительством в Грузии стало еще одним подтверждением значительной проблемы политической жизни страны, считает Какачия.
"Видно, хотя бы и из последнего заявления Иванишвили, что он сохраняет влияние на правительство Грузии и грузинскую политику, при этом оставаясь в стороне. То есть имеет как бы теневое влияние, - говорит Какачия. – Это значительная проблема, и это будет проблемой последующих нескольких лет для грузинской политики".
Нина Ахметели