Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

На очереди Ливан?

hebolla

Как считают аналитики, кровавая междоусобица в Сирии может спровоцировать такую же гражданскую войну в соседней арабской стране — Ливане. Шииты, составляющие 35% населения Ливана, выступают в поддержку своих единоверцев алавитов, стоящих у власти в Дамаске. Боевики группировки "Хезболла" переходят границу, чтобы сражаться на стороне Башара Асада, тогда как суннитские политики и религиозные деятели сочувствуют сирийской оппозиции. Свои противоречия по сирийскому вопросу ливанцы все чаще решают с помощью оружия. Эксперты предостерегают: ситуацией может воспользоваться стоящий за "Хезболлой" Тегеран, цель которого укрепить свое геополитическое влияние в Ливане.

 

В сирийской войне правительство Ливана старается придерживаться строгого нейтралитета. При голосовании по вопросу Сирии в Лиге арабских государств ливанская делегация, как правило, воздерживается. В то же время премьер-министр Наджиб Микати, миллиардер-суннит, отказался приехать в посольство Сирии, чтобы выразить соболезнование после теракта 18 июля, обезглавившего силовые структуры Дамаска. Наджиб Микати ограничился протокольным телефонным звонком, что многие расценили как демонстративный жест.

 

Шиитская группировка "Хезболла", входящая в правящую коалицию, напротив, открыто поддерживает Башара Асада. А ее боевые отряды проводят "акции возмездия" против тех, кто встал на сторону сирийской оппозиции. Одной из жертв оказался телеканал New TV, помещение которого попытались поджечь — за то, что он предоставил трибуну противникам Башара Асада.

 

Самый же серьезный инцидент произошел в районе Аккар на севере страны — на армейском КПП солдат-шиит застрелил местного шейха, который направлялся на митинг в поддержку сирийской оппозиции. Вокруг судьбы убийцы развернулись настоящие баталии: он был взят под стражу, потом по требованию "Хезболлы" освобожден, затем снова задержан. Еще два ливанских политика-христианина едва не поплатились за критику президента Сирии. Один попал под огонь снайпера, другого пытались взорвать — в его офисе в лифте была заложена бомба.

 

Все эти инциденты происходят на фоне "гражданской войны в миниатюре", которая давно идет в ливанском городе Триполи, откуда родом премьер Наджиб Микати. Кровопролитные уличные бои там периодически ведут сунниты, составляющие большинство жителей, и алавиты, населяющие несколько кварталов. Кроме того, в городе осели многие из десятков тысяч сирийских беженцев — почти все они сунниты и поддерживают оппозицию.

 

По мнению экспертов, к активным действиям "Хезболлу" подталкивает Иран — спонсор и главный покровитель шиитских военных формирований в Ливане. Согласно этой версии, Тегеран готовит запасной вариант на случай падения режима Башара Асада — своего основного стратегического союзника. Если это произойдет, иранцы будут стремиться сохранить геополитическое влияние в регионе, опираясь на Ливан. Но для этого необходимо, чтобы "Хезболла" и ее лидер шейх Хасан Насралла укрепили свои позиции. Что они и пытаются сделать сейчас, пользуясь сирийским кризисом, который раскалывает "страну кедра" и подрывает позиции центральной власти.  

 

Между тем, известный политолог из Мичиганского университета и специалист по Ближнему Востоку Хуан Коул считает, что сунниты и шииты, которые долгое время мирно сосуществовали, конфликтуют не по конфессиональным, а сугубо по политическим мотивам. По его мнению, нынешняя все более усугубляющаяся вражда между суннитами и шиитами в Ираке связана скорее с борьбой за власть, нежели с вопросами веры. Хуан Коул отмечает: «В Ираке, например, в течение всего ХХ века явных проявлений насилия между суннитами и шиитами было очень мало, Но после падения режима Саддама Хусейна демагоги сделали ставку на разжигание розни между религиозными общинами. И это привело к взрыву насилия между двумя основными группами населения». Добавим, что это взаимное насилие между двумя конфессиональными течениями в Исламе все больше расширяется по всему Ближнему Востоку и грозит охватить – вслед за Сирией – уже и Ливан. В этой связи возникает вопрос об отношении к этому конфликту Израиля, и, следовательно, стоящих за спиной Израиля США.

 

Политолог и аналитик из Иерусалимского института общественно-политических исследований Дори Голд в этой связи пишет: «Становится ясно, что центральный конфликт на Ближнем Востоке – не между Израилем и палестинцами, а внутри самого мусульманского мира, – между шиитами и суннитами. Именно этот конфликт стал причиной кровопролития в Сирии, где поддерживаемая шиитами власть Асада вызывает протест у суннитского большинства. В Ливане этот конфликт завершился победой шиитов в лице «Хизбаллы». В Бахрейне и Йемене конфликт тоже вызван восстанием шиитов против суннитских правительств».

 

«Каков же интерес Израиля в этом противостоянии?» – вопрошает Дори Голд. И отвечает: «Считается, что сейчас Израилю предпочтительнее сунниты, тем более, что шииты поддерживаются Ираном, воплощающим в данный момент «все мировое зло». Однако стоит напомнить, что и ХАМАС, и Аль-Каида являются суннитскими организациями. Антиизраильская идеология суннитских «Мусульманских братьев» питает террор ХАМАСа. Вместе с тем, с точки зрения исторической перспективы, шиитские власти в исламском мире относились к евреями по разному. Некоторые вполне допускали сосуществование с ними, а другие определяли евреев как «нечисть». Именно такой антиеврейской позиции придерживается и нынешнее духовное руководство Ирана.

 

Таким образом, Израиль ни коим образом не должен позволять себе быть вовлеченным в разборки между шиитами и суннитами. Это их внутренняя борьба, и у Израиля нет никакого интереса вставать на сторону кого-либо одного. Главный интерес Израиля – это руководствоваться собственными жизненно важными интересами как на принципиальном стратегическом уровне, так и на уровне принятия тактических решений в той или иной конкретной ситуации», – считает израильский аналитик. В реальности это может означать, что за разрастающимися кровавыми столкновениями между суннитами и шиитами на Ближнем Востоке стоят силы, заинтересованные в том, чтобы все антиизраильские вооруженные движения и группировки в регионе максимально ослабили друг друга в междоусобной войне. Не следует также сбрасывать со счетов и позицию России, крайне заинтересованной в высоких ценах на нефть и, вследствие этого, пытающейся как можно дольше продлить агонию алавитского режима в Сирии, так как длительная нестабильность на Ближнем Востоке – это долговременно высокие цены на нефть.

 

Обзор по материалам СМИ подготовил

Анзор Сугаипов.

 

26.07.12.