CHECHENPRESS, 13.07.2011
Бисмиллях1ир-Рахьманир-Рахьим,
Аль-хьамду лиллях1и Раббиль-'Алямин,
Вас-саляту вас-саляму 'аля Саййидина Мухаммад
Дорогие братья и сестры по Вере! Продолжаем ознакомление с правилами соблюдения обязательного Поста в месяц Рамадан.
Что нарушает Пост?
Обязанность соблюдения Поста Рамадана входит в необходимые религиозные знания.
Человек, нарушающий Пост Рамадана без уважительных (с религиозной точки зрения) причин, но признающий его обязанность, является грешником, но остается мусульманином, и он обязан возместить пропущенные дни Поста уже в качестве долга.
Тот же, кто отрицает обязанность соблюдения Поста Рамадана, отступает от веры, за исключением тех, кто принял Ислам недавно, или же вырос в местности, далекой от Исламских ученых и не знал об этой обязанности.
Следует обратить внимание, если человек, забыв, что он соблюдает Пост, пил воду или ел (даже в больших количествах), но сделал это не сознательно, то его Пост не нарушается.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
«Кто при соблюдении Поста, забыв о нем, ел или пил, пусть продолжит свой Пост; Аллаx1 дарил ему еду и питье». Передал Аль-Бухарий.
Некоторые из причин, при которых нарушается Пост:
- если съесть хотя бы мизерное количество пищи с кунжутное семечко или еще меньше сознательно и без насилия с чьей-либо стороны, зная при этом, что это запрещено. А также, если выпить, хотя бы каплю воды или лекарства.
Замечание: пост не нарушается при попадании в рот дорожной пыли, мельчайших частичек при просеивании муки или чего-то подобного. Не воспрещается пробовать пищу, если при этом ее не проглатывать.
- если при интенсивном полоскании рта или при вдохе вода попадает внутрь, то Пост нарушается. Также Пост нарушается, если слюну, появившуюся на губах, вновь проглотить. Если же слюна осталась под языком и была проглочена, Пост не нарушается. Пост также не нарушается, если собрать слюну во рту, а затем проглотить ее (если она чистая).
Что касается мокроты, то:
а) если проглотить мокроту с внешней стороны рта, то Пост нарушается;
б) если проглотить мокроту из носоглотки (ниже выхода арабской буквы X), то Пост не нарушается.
Согласно имаму Абу Ханифа, в обоих случаях Пост не нарушается.
- если проглотить после рассвета нечистую слюну, измененную дымом сигареты, выкуренной до начала времени первого Намаза (то есть до рассвета), то Пост нарушается.
- если у человека произошла рвота, независимо от его воли и после этого он проглотил слюну до того как очистил рот, его Пост нарушается.
- если дым от сигареты курящего рядом человека попадает в дыхательные пути другого, то Пост последнего не нарушается.
- что касается курящего, то его Пост нарушается, так как мелкие частички, выделяющиеся при курении, попадают вовнутрь. При вдыхании запаха духов или воскуряемых благовоний (например: дым от бахур - ароматических палочек) Пост не нарушается.
- использование клизмы через передний или задний проход также нарушает Пост. Капли в нос или в уши в том случае, если лекарство попадает внутрь, также нарушают Пост (некоторые теологи считают, что использование капель в уши не нарушает Пост). Применение глазных капель не считается нарушением Поста, равно как и инъекции подкожно или внутривенно.
- если постящийся потерял сознание, а затем снова пришел в себя, то его Пост не нарушается при условии, что он находился в бессознательном состоянии не в течение целого дня. Если же он пребывал в бессознательном состоянии от рассвета и до захода солнца (целый день), то его Пост не принимается.
- Пост человека, находящегося в припадке безумия, даже если оно длится мгновение, нарушается.
- Если у женщины в день Поста начинается период послеродового очищения или менструация (даже если незадолго перед заходом солнца), Пост не принимается и считается нарушенным.
- Если у постящегося во сне происходит непроизвольное семяизвержение, его пост не нарушается. Если же последнее произошло в результате онанизма или при половом акте, то его Пост нарушается.
- Человек, сознательно совершающий половой акт в дневное время месяца Рамадан, зная при этом, что сейчас Пост, считается нарушившим его, даже если в данном случае у него не происходило семяизвержения. Если он забыл, что держит Пост, его пост не считается нарушенным, и в этом случае за ним нет долга. Кто проснулся утром после семяизвержения в результате полового акта, совершенного ночью и т.п., то он держит Пост и совершает гусуль для Намаза.
'Аиша - жена Пророка Мухаммада, мир Ему, рассказывала, что когда наступал рассвет и Пророк, мир Ему, был в состоянии джунуб , Он купался и держал Пост ( Аль-Бухарий).
Некоторые обстоятельства, при которых также нарушается Пост:
- попадание в куфр; не имеет значения, было это произнесено или сделано в шутку или всерьез по его воле, так как не принимается служение от неверующего.
- запрещено целовать жену страстными поцелуями (т.е. вызывающие выделение спермы), и при этом Пост считается нарушенным, если произошло семяизвержение.
- Запрещаются также, хотя и не нарушают поста, следующие действия: наблюдение за запретным, обман, клевета, злословие. Все перечисленное, как уже было сказано, не нарушает Пост, хотя некоторые из этого, например, клевета, аннулирует саваб Поста.
ОБЯЗАННОСТЬ ТЕХ, КТО СОЗНАТЕЛЬНО НАРУШАЕТ ПОСТ РАМАДАНА
Они подразделяются на несколько категорий:
- Те, кто обязан соблюдать Пост только в качестве долга:
- кто нарушал его из-за болезни;
- кто находился в длительном путешествии, не держа Пост при этом;
- женщины в период менструации или послеродового очищения;
- не постившиеся сознательно, без уважительных причин (о половом акте во время поста уже были даны специальные разъяснения, см. выше);
- беременные или кормящие грудью, если они не постились, опасаясь за состояние своего здоровья.
Люди, относящиеся к каждой из перечисленных выше категорий, соблюдают за каждый день Поста только один день.
- Те, кто обязан соблюдать пост в качестве долга и сверх того вносить пожертвование:
беременные и кормящие грудью в случае, если они боялись за здоровье своего ребенка. Пожертвование состоит в том, что они должны за каждый день нарушенного Поста месяца Рамадан приносить подаяние в размере одного мудда в виде пищи, употребляемой обычно в данной местности. По имаму Абу Ханифа, за каждый день Поста следует кормить бедного, нуждающегося так, чтобы ему хватило пищи на обед и на ужин, или чем-то возмещать его пропитание.
- те, кто запоздал рассчитаться с долгом за нарушенный Рамадан до времени наступления следующего Рамадана. В этом случае, кроме соблюдения Поста в качестве долга, предусматривается пожертвование в размере одного мудда теми продуктами, которые употребляют в пищу чаще всего в данной местности.
- Те, кто за нарушение Поста обязан делать пожертвование:
- старики, которым не под силу соблюдать Пост. За каждый день они должны делать пожертвование в размере одного мудда пищи;
- неизлечимо больные. Согласно мазх1абу имама Шафи'ий, их пожертвование должно равняться одному мудду пшеницы или чего-то другого, что употребляют в пищу в данной местности. Согласно имаму Абу Ханифа, пожертвование должно быть достаточным на обед и на ужин.
- Те, кто за нарушение Поста обязан соблюдать его в качестве долга и сверх того делать искупление
Это тот, кто сознательно совершил половой акт днем по своей воле, помня при этом, что он держит Пост Рамадана этого дня, даже если при этом не произошло семяизвержения.
Искуплением считается следующее:
а) освобождение верующего раба, а если не удается сделать это, то:
б) следует держать Пост два месяца подряд, кроме дня долга. При этом нельзя нарушать Пост ни на один день в течение двух месяцев. Если произошло нарушение Поста из-за болезни, то следует повторить Пост заново, а если человек не в состоянии выполнить этого, то ему следует:
в) кормить шестьдесят бедняков, каждому из которых отдавая пожертвования в размерах мудд.
Если человек не смог выполнить и это условие, то искупление остается за ним как долг, и ничем другим его нельзя заменить.
i Джунуб – человек, у которого произошло выделение маний, или если он совершил половой акт (даже, если не было выделения маний).
ii Мудд – мера объема (одна пригоршня рук среднего человека).
iii Саваб – вознаграждение за благодеяние, которое ожидает верующего на Том Свете.
Государственный Комитет ЧРИ по Религии и Шари'атскому Праву