CHECHENPRESS, 09.07.2011
Бисмиллях1ир-Рахьманир-Рахьим,
Аль-хьамду лиллях1и Раббиль-'Алямин,
Вас-саляту вас-саляму 'аля Саййидина Мухаммад
Дорогие братья и сестры по Вере! Наступил благословенный месяц Ша'бан, после которого следует лучший месяц в году – Рамадан.
Хотя каждый миг нашей жизни есть особое событие, так как за каждое убеждение, действие, сказанное слово нам придется ответить в Судный День, тем не менее, некоторые события, времена года служат нам особым напоминанием о необходимости покорности и поклонения нашему Творцу.
Каждый наш вдох, выдох, каждый шаг приближает нас к смерти, как бы она не была многим ненавистна, и это есть напоминание благоразумным, что упущенное уже не вернуть. Справедливый Халиф Умар сын Абдуль-Азиза говорил:
«Каждая проведенная секунда, час, день, ночь не имеют возврата – они сокращают жизнь человека».
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, что «из всех богатств и благоденствий, которые даровал Аллах1 человеку, самые ценные – это здоровье и свободное время. Этот дар имеют многие люди».
Возраст мусульманина – его капитал, на котором базируется его торговля (деяния), и это время он должен проводить с пользой для себя. Мусульманин должен рационально использовать свое время и не тратить его даром. Он должен стремиться, чтобы любая часть суток не проходила без совершения каких-либо добрых деяний. Время, использованное им для этих целей, является благословенным и будет польза от прожитых лет. Кто не следит за тем, как он использует время – тратит его зря. Тот, кто впустую тратит время, будто бы убивает его. Если не заполнишь свое свободное время добрыми делами, то оно может обернуться против тебя, так как его пустоту могут занять греховные поступки и слова.
И пусть этот месяц, станет для нас благословенным, чтобы покорный Аллах1у, стал еще усердным и приобрел еще большую почетность, пренебрегающий обязанностями покаялся и стал на путь праведников, а наши отношения стали соответствующими братству в Исламе.
В месяце Ша'бан есть особая ночь, которая бывает в середине этого месяца, о преимуществах которой говорил Пророк Мухаммад, мир Ему:
Сказал Посланник Аллах1а, Мухаммад, мир Ему:
«Если наступила ночь середины месяца Ша'бан, читайте ночные Намазы (Тахаджуд) и держите Пост следующего после нее дня». Передал это изречение ибн Маджах.
Также Пророк сказал: «Наилучший Намаз после обязательного – ночной Намаз».
Если у кого есть долги Намаза – нужно выполнять их, а если нет долгов, то выполняйте дополнительные Намазы.
Сегодня часто приходится слышать, что пропущенные обязательные молитвы не нужно возмещать, если человек покается, и не будет далее пропускать их. Такое определение противоречит единодушному мнению четырех мазхабов, которое строится на высказывании Пророка, мир Ему, который сказал: «Отдавайте долг Аллах1у, поистине долг Аллах1а более обязателен для выполнения». Передал Аль-Бухарий от Абдуллах1а ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах1.
В другом хадисе, приводимом имамами Аль-Бухарий и Муслим от Анаса ибн Mалика сказано: «Если кто-нибудь забудет о молитве, пусть помолится, когда вспомнит о ней. Нет ей (молитве) иного искупления, кроме этого».
В этом хадисе есть указание на то, что законоположение касающееся меньшего, распространяется на и большее. Если оставивший молитву по забывчивости обязан восполнить ее, не смотря на то, что на нем нет греха, то оставивший намеренно ее, тем более обязан это сделать.
Имам ан-Нававий, да будет доволен им Аллах1, сказал в толкование сборника Муслим: «Отдельные последователи захиритского мазхаба утверждают, что пропущенную без причины молитву не нужно возмещать. Они считают этот грех настолько великим, что одним возмещением его не искупить. Это ошибка и невежество. Аллах1у же известно лучше».
Поэтому тот, у кого остались пропущенные молитвы за какой-либо промежуток времени, большой или малый, должен покаяться перед Всевышним Аллах1ом и начать восполнять их, совершая с каждой обязательной молитвой еще одну для возмещения.
Пророк, мир Ему, указал на то, что возмещаемую молитву лучше восполнят с подобной ее молитвой, это передано в хадисе от Абу Давуда, который передал от Абу Катада Аль-Ансарий: «Тот, кто из вас застигнет завтра утреннюю молитву в свое время, пусть восполнит с ней такую же пропущенную молитву».
Имам Аль-Хаттаби сказал: «Это не приказ, а пожелание, в заботе о том, чтобы молящемуся также досталось и достоинство времени возмещения молитвы».
Человеку нужно возмещать молитвы период времени, равный тому, сколько пропускал их, пока не будет уверенным, что он отдал долг. Если же его постигнет смерть, до того, как успеет отдать долг, Всевышний Аллах1, инша Аллах1, простит его по Своей Милости.
О некоторых ошибочных суждениях относительно месяца Ша'бан и благословенной ночи в середине этого месяца
Что касается Хадиса, о котором говорят, что Пророк, якобы, сказал: «Раджаб - месяц Аллах1а, Ша'бан - мой месяц, а Рамадан – месяц моей общины», а также изречениях: «Раджаб – месяц испрашивания прощения, Ша'бан – месяц чтения Салаватов Пророку, а
Рамадан – месяц Кур'ана, поэтому старайтесь. Да смилуется над вами Аллах1», то эти изречения не верны и не имеют никакой цепочки, ведущей к Пророку.
Что касается чтения Суры «Ясин» именно в эту ночь, то вознаграждение за это будет такое же, как и в другое время, т.к. нет указания от Пророка, что желательно читать Суру «Ясин» именно в эту ночь.
В Кур'ане упоминается об одной из благословенных ночей (Сура «Ад-Духан» Аят, 4):
В Аяте сообщается, что этой ночью Ангелы, покорные и безгрешные рабы Аллах1а, узнают от Него о судьбах всего существующего в мире на целый год, а также о своих обязанностях на этот период. Как сообщили авторы тафсиров (толкования) Кур'ана, этот Аят говорит о Ночи Предопределения («Ляйляту-ль-Кадр»), священной ночи месяца Рамадана (следующего за Ша'баном). Вопреки этому, однако, в некоторых книгах ошибочно относят упомянутый Аят к другой ночи – благословенной ночи середины месяца Ша'бан.
Сказал Аллах1 в Кур'ане (Сура «Ар-Рахман» Аят, 29): Пророк объяснил этот Аят так: «Аллах1 некоторым прощает грех, некоторым облегчает трудности, поднимает степень одних и опускает других». Это объяснение подходит к высказыванию смысл которого: «Хвала Аллах1у, Который меняет созданных, а Сам не меняется». Эти слова означают, что изменения происходят у созданных, а Аллах1 превыше всего этого.
Среди людей получило распространение одно ду'а, которое в некоторых книгах рекомендуется читать в благословенную ночь середины Ша'бана. В них пишут, что оно якобы передано Халифом Умаром и сподвижником Пророка Мухаммада, мир Ему, Ибн
Мас'удом. В действительности же этому нет какого-либо подтверждения со стороны ученых-теологов Ислама. На ошибочность этой ссылки указывает также и то, что само ду'а неверно – оно содержит убеждения неверия, а упомянутые выше сподвижники
Пророка, мир Ему, не могли рекомендовать мусульманам произносить слова неверия. В нем обращаются к Аллах1у c мольбой об изменении судьбы, что противоречит Вере мусульман, поскольку Воля Аллах1а Вечна, и то, что предопределил Аллах1, не меняется.
Поэтому предостерегаем мусульман от чтения этого ду'а!
Смысл данного ду'а (напоминаем, что в нем есть убеждения неверия!): «О Аллах1! Если Ты предопределил мне быть несчастным или проклятым, или обделенным пропитанием, то измени Свое Предопределение и сотри написанное». Этот смысл противоречит Исламу, и тот, кто убежден, что Аллах1 изменяет Свою Волю ради мольбы кого-либо из созданных, тот впадает в неверие. Воля Аллах1а Вечна, она не изменяется так же, как и все другие Его Совершенные Атрибуты, такие, к примеру, как Знание, Могущество
или Предопределение. То, что хотел Аллах1 – было, чего не хотел – не было, и это не меняется ради мольбы или милостыни кого-либо.
Если бы Аллах1 изменил Свою Волю ради мольбы кого-либо, то изменил бы ее ради мольбы Пророка Мухаммада, мир Ему. Однако Посланник Аллах1а, мир Ему, рассказывал: «Я обратился к Аллах1у с четырьмя просьбами, и только три из них исполнились:
- я просил, чтобы большинство мусульман из моей общины не отступили от Веры, и это было исполнено;
- просил, чтобы Аллах1 не наказал мою общину, как это случилось с предыдущими общинами, и это было исполнено;
- просил у Аллах1а, чтобы враги Ислама не смогли бы уничтожить всех мусульман, и это было исполнено;
- и просил у Аллах1а, чтобы мусульмане моей общины не воевали между собой, но Аллах1 не исполнил эту просьбу». Передал это изречение Хафиз Абдур-Рахман от Абу Х1урайры.
В подобном изречении, которое было зафиксировано у Имама Муслима, передано, что Пророк Аллах1а, мир Ему, сказал:
«Я обратился к Аллах1у с тремя просьбами, и только две из них были исполнены». В конце этого изречения передано: «Сказал Аллах1: «О Мухаммад, если Я предопределил что-либо, то это неизменно»».
Дорогие братья и сестры, будьте осторожны! Вдумчиво подходите к изучаемым вами книгам, чтобы уберечь себя от неистинных убеждений.
Наступление месяца Ша'бан означает, что приближается священный месяц Рамадан, в котором каждому мусульманину (мукалляфу) предписано соблюдение обязательного Поста.
Соблюдение Поста месяца Рамадан было повелено Аллах1ом со второго года хиджры. Сам Пророк Мухаммад, мир Ему, соблюдал его в течение девяти лет, вплоть до своей смерти. Обязанность соблюдения Поста Рамадана входит в необходимые религиозные знания. Человек, нарушающий Пост Рамадана без уважительных по Религии причин, но признающий его обязанность, является грешником, но остается мусульманином, и он обязан возместить пропущенные дни Поста уже в качестве долга. Тот же, кто отрицает обязанность соблюдения Поста Рамадана, отступает от веры, за исключением тех, кто принял Ислам недавно, или же вырос в местности, далекой от Исламских ученых и не знал об этой обязанности. Соблюдение Поста - это согласно Шари'ату - отказ от всякого разговенья, начиная от утренней зари (начало времени Ас-Субх) и до полного захода солнца (начало времени Аль-Магриб), с обязательным, заранее подготовленным намерением в сердце.
Наблюдение начала месяца Рамадан вечером накануне тридцатого числа Ша'бана является обязательным, так как обязанность Поста вменяется в одном из двух случаев:
- Видение молодого месяца начала месяца Рамадан в вечер накануне тридцатого числа Ша'бана;
- Завершение месяца Ша'бана тридцатым числом, в соответствии со словами Пророка Мухаммада, мир Ему:
«Держите Пост, когда увидите молодой месяц (Рамадан), а если не смогли его увидеть, то высчитайте завершение месяца Ша'бан тридцатым днем, и прекращайте его (Пост), когда увидите молодой месяц Шавваль».
Передали имамы Аль-Бухарий, Муслим и другие.
Тот, кто увидел начало месяца Рамадан, должен соблюдать Пост. Тот, кто не видел сам, но узнал об этом от пользующегося доверием, свободного от рабства мусульманина, о котором известно, что он не обманщик, обязан соблюдать Пост Рамадана. Абу-Дауд рассказывал, что сын Умара (II Халифа), да благословит их Аллах1, сообщил Пророку Мухаммаду, мир Ему, что он видел начало месяца Рамадан, после чего сам Пророк соблюдал Пост и приказал соблюдать его другим верующим.
Уже сегодня, мы должны себя подготавливать столь значимому событию в жизни мусульман, духовно, морально и физически, так как соблюдение Поста в благословенный месяц Рамадан является великим соблюдением. Аллах1 Всевышний наделил этот месяц особым высоким назначением. Об этом сказано в Священном Хадисе-Кудсий , переданном имамом Аль-Бухарий: Сказал Аллах1 Всевышний:
«Каждая милостыня или благодеяние мусульманина, равное десяти, может достичь семиста и засчитывается в его пользу, кроме Поста, в соблюдении которого Аллах1 обещал особые вознаграждения».
Верующим за их благодеяния в месяц Рамадан обещаны особые вознаграждения.
ПРЕДПИСАНИЕ ПОСТА
Существуют два следующих предписания:
1. Намерение
Его место в сердце постящегося. Ему необязательно говорить о своем намерении вслух. Оно должно возникнуть в его сердце с вечера, с заходом солнца, и до рассвета дня Поста, в любое время этого периода. И так для каждого дня Рамадана нужно отдельное намерение, даже если он выполняет долг за нарушенный им Пост. Если он после захода солнца и до того как приступить к разговенью, имел намерение соблюдать Пост следующего дня Рамадана, этого для него вполне достаточно. В нийяте следует определить, является ли это служение Постом Рамадана или назром, или искуплением - если даже причина искупления не была определена. По мазхабу имама Шафи'ий, одного намерения в начале месяца на целый месяц недостаточно. Согласно другим мазЬабам - достаточно. Ученые посчитали, что полным намерением в Рамадане является следующее:
«Я намерился держать Пост завтрашнего дня Рамадана этого года в соответствии с верой и искренне ради Аллах1а».
Если человек делает намерение держать Пост на целый месяц, то ему следует сделать намерение в первую ночь Рамадана:
«Я намерился соблюдать тридцатидневный Пост месяца Рамадан этого года».
Женщина, у которой вечером прекратилась менструация или период послеродового выделения, может сделать намерение о соблюдении Поста следующего дня Рамадана, даже если она еще не выполнила аль-гусуль.
Принятие пищи и воды, а также половые отношения после намерения, не нарушают его, если все это происходило до начала рассвета.
Тот, кто ночью лег спать, не сделав намерения, и встал после рассвета, обязан отказаться от всех видов разговенья, но этот день остается за ним как долг. Если соблюдать необязательный Пост в соответствии с Сунной, то намерение может быть принято и позже этого времени, до времени зенита, но при этом необходимо, чтобы до намерения человек абсолютно ничего не ел и не пил.
2. Отказ от любых разговений
Разговеньями являются:
- Принятие пищи и питья, а также всего, что имеет объем (даже незначительный) и может попасть в организм через любое открытое отверстие - рот, нос (например, курение), а также то, что может войти в тело человека через передний и задний проход в период от рассвета до захода солнца. Если человек, забыв, что он соблюдает Пост, пил воду или ел (даже в больших количествах), но сделал это не сознательно, то его Пост не нарушается.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
«Кто при соблюдении Поста, забыв о нем, ел или пил, пусть продолжит свой Пост; Аллах1 одарил его едой и питьем». Передал Аль-Бухарий.
Вызывание человеком у себя рвоты при помощи пальца или какого-либо предмета (даже если при этом ничего не попало обратно внутрь), нарушает его Пост. Если же рвота произошла независимо от воли человека (и при этом он ничего не проглотил), его Пост не нарушается. Однако в этом случае он обязан очистить рот от нечистой слюны.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
«Кого во время Поста вырвало не по его воле, то его Пост сохраняется, и за ним нет долга, а тот, кто вызвал у себя рвоту, обязан исполнить долг». Передал Аль-Хаким.
Совершение полового акта, а также выделение спермы при оргазме является причиной нарушения Поста. В случае если семяизвержение произошло вследствие наблюдения (в том числе за чем-либо запретным), а также в результате мысленного самовозбуждения, Пост не нарушается.
ВРЕМЯ СОБЛЮДЕНИЯ ПОСТА
Временем Поста считается период от утренней зари до полного захода солнца и поэтому знать о начале и конце дня необходимо каждому совершеннолетнему и разумному человеку, соблюдающему Пост. При этом недостаточно полагаться на календарь или на определение времени расчетным методом, так как в этом случае не всегда достигается абсолютная точность. Рассвет: белая полоса, появляющаяся на горизонте с востока. Сначала мы видим бледно-розовый слабый свет, который приблизительно через полчаса становится более ярким - красным. Нийят должен быть в сердце еще до начала появления рассвета.
Заход: когда солнце полностью скрывается за горизонтом. Кто принимает пищу после рассвета, считая при этом, что он еще не наступил, нарушает свой Пост и обязан отказаться от любых разговений. Этот день остается за ним как долг, за него он должен соблюдать Пост после месяца Рамадан. Если человек старался определить время рассвета, но ошибся и при этом ел, или подумал, что солнце зашло, и принимал пищу раньше, а только потом узнал, что оно не зашло, то он не считается грешником из-за этого, но обязан возместить соблюдение Поста за этот день. Это - его долг. Если же человек сознательно, по своей воле, нарушил Пост без уважительных причин и ел раньше, чем зашло солнце, он становится грешником и Пост этого дня ему не засчитывается. Сказал Аллах1 Всевышний:(Сура 2 Аль-Бакара, Аят 187), что все обязаны соблюдать Пост и держать его до полного захода солнца.
УСЛОВИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПОСТА
Пост Рамадана обязан соблюдать каждый разумный, совершеннолетний мусульманин, если ему позволяет его состояние здоровья. Пост не принимается от неверующего и от вероотступника. Пост не принимается от женщины в период менструации или послеродового очищения: соблюдение Поста в эти периоды является грехом. В этих случаях Пост остается за ней в качестве долга.
Дети (мальчики и девочки) не обязаны соблюдать Пост, но попечители должны приказать им поститься при достижении ими семилетнего возраста. Если же дети после десяти лет не держат Пост, но в состоянии его держать, их попечители должны прибегнуть к физическому воздействию. Пост же не станет долгом для детей, если они его не соблюдали. Душевнобольные не обязаны соблюдать Пост, и они не остаются в долгу.
Больной, в случае ухудшения здоровья при соблюдении Поста, не обязан его соблюдать. Также не обязан его держать, кто находится в длительном путешествии. Пост остается для них (больного и путешественника) как долг. Однако, если человек, будучи больным или находясь в путешествии, соблюдал Пост, то Пост от него принимается. Но если здоровью больного наносится ущерб, то ему нельзя поститься, и Пост остается за ним как долг.
Если человек, находящийся в путешествии, не желает соблюдать Пост, то он должен выехать с места пребывания до рассвета.
Старик, который опасается за состояние своего здоровья, ухудшение которого может привести к смерти, не обязан соблюдать Пост.
Если даст Аллах1, мы продолжим ознакомление с правилами соблюдения Поста в последующих работах.
Просим Аллах1а, чтобы он дал нам соблюдение Поста в месяц Рамадан с чистой Верой и Богобоязненностью, Амин!
Государственный Комитет ЧРИ по Религии и Шари'атскому Праву